№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Динской районный суд <адрес> в составе:
судьи Дубовик С.А.
при секретаре Усаниной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Савониной НВ, ФИО1, ФИО2 к администрации МО <адрес> об исправлении реестровой ошибки,
установил:
Истицы обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО <адрес> об установлении границ земельного участка и исправлении реестровой ошибки, указав, что Савонина Н.В. является долевым собственником ? доли земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 626 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>, р-н Динской, ст-ца Новотитаровская, <адрес>.
ФИО1 и ФИО2 являются долевыми собственниками по 1/4 доли вышеуказанного земельного участка.
С целью уточнения местоположения границ и площади в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201166:51, по адресу: <адрес>, р-н Динской, ст-ца Новотитаровская, <адрес>, проводились кадастровые работы кадастровым инженером ФИО6.
В ходе проведения работ, выявлено, что составление межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границы для предоставления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, не представляется возможным, так как изменяется конфигурация и площадь земельного участка.
Граница земельного участка от точки н2 до точки н3 и от точки н3 до точки н1 является смежной с землями общего пользования и не подлежит согласованию в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ, земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границ, которые описаны и удостоверены в установленном порядке.
Граница земельного участка от точки н1 до точки 1 образует разрыв с земельным участком 23:07:0201166:51, таким образом, граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №-ПК/<адрес> «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений», если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, согласование местоположения не проводится.
Граница земельного участка от точки 1 до точки н2 не подлежит согласованию, так как граница была согласована ранее, существует в ЕГРН как часть границы земельного участка КН 23:07:0201166:384, данные взяты без изменения.
Кадастровым инженером был сделан вывод о необходимости исправить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером: 23:07:0201166:51 в соответствии с межевым планом, так как кроме изменения конфигурации не существует препятствий, в уточнении границы путем изменения сведений о координатах характерных точек границ.
В ходе судебного разбирательства, представителем истицы были уточнены исковые требования.
Истицы и их представитель в судебное заседание не явились, предоставили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования просили суд удовлетворить согласно заключению эксперта.
Представитель администрации МО <адрес> в судебное заседание не явились, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Предоставила возражения на иск
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив исковое заявление, обсудив доводы, изложенные в нем, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и небыли соединены с лишением владения (ст.304 ГК РФ).
В силу положений ст. 261 ГК РФ и ст. 70 ЗК РФ в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет, право собственника на владение, распоряжение и пользование земельным участком определяется границами этого участка.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со статьей 17 ФЗ «О землеустройстве», Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009г. № утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства, согласно которым установление границ осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства, выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в ГКН.
Согласно ч. 1 ст. 42.8 ФЗ «О кадастровой деятельности», при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Часть 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Судом установлено, что Савонина Н.В. является долевым собственником ? доли земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 626 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>, р-н Динской, ст-ца Новотитаровская, <адрес>.
ФИО1 и ФИО2 являются долевыми собственниками по 1/4 доли вышеуказанного земельного участка.
С целью уточнения местоположения границ и площади в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201166:51, по адресу: <адрес>, р-н Динской, ст-ца Новотитаровская, <адрес>, проводились кадастровые работы кадастровым инженером ФИО6.
В ходе проведения работ, выявлено, что составление межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границы для предоставления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, не представляется возможным, так как изменяется конфигурация и площадь земельного участка.
Граница земельного участка от точки н2 до точки н3 и от точки н3 до точки н1 является смежной с землями общего пользования и не подлежит согласованию в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ, земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границ, которые описаны и удостоверены в установленном порядке.
Граница земельного участка от точки н1 до точки 1 образует разрыв с земельным участком 23:07:0201166:51, таким образом, граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №-ПК/<адрес> «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений», если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, согласование местоположения не проводится.
Граница земельного участка от точки 1 до точки н2 не подлежит согласованию, так как граница была согласована ранее, существует в ЕГРН как часть границы земельного участка КН 23:07:0201166:384, данные взяты без изменения.
Кадастровым инженером был сделан вывод о необходимости исправить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером: 23:07:0201166:51 в соответствии с межевым планом, так как кроме изменения конфигурации не существует препятствий, в уточнении границы путем изменения сведений о координатах характерных точек границ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации называется реестровой ошибкой.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона о регистрации, реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии таких документов, исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих фактическое местоположение границ данного земельного участка пятнадцать и более лет. Если документ, определяющий местоположение границ земельного участка, предусмотренный частью 10 статьи 22 Закона о регистрации содержит ошибку, в состав приложения межевого плана необходимо включать документ, которым вносятся соответствующие изменения в документ, предусмотренный частью 10 статьи 22 Закона о регистрации.
Согласно п. 10 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками.
На основании ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии со ст. 43 вышеуказанного Федерального закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного Кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку кадастровый инженер является лицом, обладающим специальными познаниями в области землеустройства, стороны заключение не оспаривают, суд полагает возможным принять его во внимание при вынесении решения как надлежащее доказательство по делу.
В соответствии со ст.64 Земельного кодекса РФ, решить вопрос возможно лишь в судебном порядке и внести изменения в ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Суд критически относится к доводам администрации МО <адрес>, так как спорный земельный участок не относится к землям общего пользования, что подтверждено заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства, по ходатайству представителя истиц, судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта по судебной землеустроительной экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенных исследований дан ответ на поставленный вопрос об установлении фактических и кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201166:51, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам выполнения полевых натурных геодезических работ, камеральной обработки и анализа установлено, что, на момент обследования, фактическая площадь исследуемого земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201166:51, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Динской, ст-ца Новотитаровская, <адрес>, составляла 649 +/-10 кв. м. (с учетом допустимой погрешности измерений).
По результатам экспертного исследования, выявлена реестровая ошибка, допущенная ранее в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0201166:51, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Динской, ст-ца Новотитаровская, <адрес>.
По результатам проведенных исследований экспертизой подготовлен вариант исправления реестровой ошибки, заключающийся во внесении изменений в сведения ЕГРН о координатах поворотных точек земельного участка, по фактическому местоположению границ земельного участка. Каталог координат границ показан в табличном виде Заключения эксепрта.
У суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта, поскольку оно соответствует требованиям гражданско-процессуального законодательства, выполнено специалистом, квалификация которого сомнений не вызывает. Заключение оформлено надлежащим образом. Научно обоснованно. Составлено при непосредственном изучении материалов дела, представленных судом эксперту. Заключение не имеет противоречий. Его выводы для суда представляются ясными и понятными. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения.
Вышеуказанное заключение эксперта оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.
В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, ст. 12, 304 ГК РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 23:07:0201166:51, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.