Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-602/2023 ~ М-567/2023 от 06.07.2023

Дело № 2-602/2023

УИД 52RS0028-01-2023-000749-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск 07 ноября 2023 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

при секретаре Бабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области к МБОУ «Основная школа №11» об обязании исполнения требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Володарского муниципального округа, МБОУ «Основная школа №11» об обязании исполнения требований санитарного законодательства, мотивируя тем, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Дзержинск, Володарском районе в рамках анализа имеющейся в территориальном отделе информации, установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная школа №11», осуществляющем деятельность по адресу: 606090, <адрес>, используется вода из подземного источника, на который: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект об установлении зон санитарной охраны; ограждение 1 пояса зоны санитарной охраны не организовано; программа производственного контроля не соответствует требованиям действующего законодательства.

Истец указал, что Управлением образования администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области и Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная школа №11» не организовано водоснабжение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: используется вода из подземного источника, на который - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект об установлении зон санитарной охраны; ограждение 1 пояса зоны санитарной охраны не организовано; программа производственного контроля не соответствует требованиям действующего законодательства, что является угрозой причинения вреда жизни и здоровью обучающихся и сотрудников МБОУ ОШ №11.

В связи с чем истец просил суд обязать Управление образования администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №11» в срок до 01 марта 2024 года организовать водоснабжение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, провести мероприятия по приведению источника питьевого водоснабжения на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная школа № 11», по адресу: <адрес>, в должное санитарно-техническое состояние:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект об установлении зон санитарной охраны;

- организовать ограждение 1 пояса зоны санитарной охраны водоисточника;

- разработать (актуализировать) и согласовать программу производственного контроля в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10.

Определением Володарского районного суда <адрес> от 07 ноября 2023 года производство по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области к Управлению образования администрации Володарского муниципального округа, МБОУ «Основная школа №11» об обязании исполнения требований санитарного законодательства, прекращено в части исковых требований, предъявленных к Управлению образования администрации Володарского муниципального округа об обязании исполнения требований санитарного законодательства в связи с отказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от исковых требований, предъявленных к Управлению образования администрации Володарского муниципального округа.

В последующем истец уточнил заявленные исковые требования, просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа » в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение санитарного законодательства: разработать программу производственного контроля качества питьевой воды холодного водоснабжения в соответствии с: абз. 1,2,3 п. 2.9.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 80 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 2.2, 3.3, 4.1 абз. б, в, п.4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» от 13.07.2001г., ст. 25 Федерального закона от 07.12.20211 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 11» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо Администрация Володарского муниципального округа области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими нормативными актами.

Согласно п.1 ст.2 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, санитарно-гигиеническому просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера, обеспечивающей получение информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии со ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Согласно ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 2.6.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Так, в соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10.

В соответствии с п. 5 «Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).

Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

Согласно п. 105 СанПнН 2.1.3684-21, для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1,2 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Таким образом, действующим законодательством РФ предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий путём разработки и утверждения зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны с отображением границ этих земель на градостроительной документации.

Из материалов дела следует, что у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная школа №11» отсутствует программа производственного контроля, разработанная в соответствии с требованиями абз. 1,2,3 п. 2.9.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 80 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 2.2, 3.3, 4.1 абз. б,в, п.4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» от 13.07.2001г., ст. 25 Федерального закона от 07.12.20211 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком не представлено, напротив из пояснений представителя МБОУ «Основная школа №11» установлено, что в настоящее время указанные нарушения не устранены, но ответчиком совместно с Управлением образования администрации Володарского муниципального округа ведется работа по устранению заявленных нарушений. Вместе с тем, для устранения имеющихся нарушений, ответчику необходим срок в течение года, поскольку различные этапы по согласованию необходимых документов, занимают длительное время.

Таким образом, суд находит установленным факт нарушения ответчиком требований санитарного законодательства. Доказательств невозможности устранения указанных нарушений, ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Абзацем 8 статьи 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Таким образом, учитывая изложенное, а также те обстоятельства, что непринятие ответчиком мер по исполнению обязательств, свидетельствует о допущенном бездействии и может повлечь неисполнение обязательств в течение неопределённого срока, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению нарушения закона должна быть исполнена в срок ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что данный срок исполнения решения суда является разумным и реальным, определен с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока с учетом доводов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №11» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение санитарного законодательства: разработать программу производственного контроля качества питьевой воды холодного водоснабжения в соответствии с: абз. 1,2,3 п. 2.9.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 80 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 2.2, 3.3, 4.1 абз. б,в, п.4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» от 13.07.2001г., ст. 25 Федерального закона от 07.12.20211 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Ю. Моисеев

Резолютивная часть объявлена 07 ноября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2023 года

2-602/2023 ~ М-567/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
Ответчики
Управление образования администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 11"
Другие
Администрация Володарского муниципального округа
Суд
Володарский районный суд Нижегородской области
Судья
Моисеев Сергей Юрьевич
Дело на странице суда
volodarsky--nnov.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.08.2023Предварительное судебное заседание
23.08.2023Предварительное судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.10.2023Предварительное судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее