Дело № 2-409/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Краснослободск 13 сентября 2022 года
Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Антонова А.Г.
при секретаре судебного заседания Завадской А.В.,
с участием:
прокурора Шавуновой С.Б.,
представителя ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Досаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации городского поселения города Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ООО «Слободской Водоканал» об обязании организовать водоотведение городского поселения города Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации администрацией г. Краснослободск очистных сооружений на участках с кадастровыми номерами № и №, в ходе которой установлено следующее.
02.10.2017 между Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и ООО «Слободской водоканал» заключен договор водопользования, цель водопользования: забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из водного объекта — участка реки Волги.
В ходе проведения проверки с выездом на место со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № и № расположены очистные сооружения (поля фильтрации), которые не относятся к водным объектам.
Система городской канализации г. Краснослободска является самотечной. Канализационные стоки по трубам поступают на три канализационные насосные станции (далее - КНС) города, расположенные на территориях Волгоградской опытной станции Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И. Вавилова, Передвижная механизированная колонна №41 и ОАО «Краснослободское передвижная механизированная колонна». По мере накопления с КНС канализационные стоки автоматически перекачиваются на городские поля фильтрации, организованные на рассматриваемых земельных участках, с разрешенным использованием под очистные сооружения, под размещение иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, информатики, телевидения, обороны и иного специального назначения.
Данные поля фильтрации не являются водными объектами.
Согласно п.9.3 схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения г. Краснослободск централизованная система водоотведения в г. Краснослободск делится на 3 зоны, 2 из которых:
Канализационные сети Микрорайона ПМК - 41 в составе:
Приняты по акту от ПМК - 41 в 1992 году. Канализационные сети протяженностью 3,53 км, канализационная насосная станция, канализационные очистные сооружения и поля фильтрации площадью 3,29 га.
Канализационные сети и очистные сооружения:
Общая протяженность канализационных сетей 10,42 км.
Общее количество КНС - 3 шт.
Канализационные очистные сооружения и поля фильтрации расположены в 3 км от города на северо - восток и построены в 1973 году по проекту ГИИ «Водоканалпроект».
Проектная производительность КНС составляем 1500 куб.м./сут.
В силу п.9.7 схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения г. Краснослободск отведение сточных вод с КНС микрорайона Краснослободской ПМК и микрорайона ПМК - 41 отводится на очистные сооружения канализации (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41).
Согласно паспорту сооружений для очистки и обезвреживания сточных вод (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41) per. №2 для очистки, обезвреживании и обеззараживании сточных вод предусмотрен следующий метод.
Так, производственные и бытовые стоки по самотёчному коллектору поступают в приемный резервуар КНС, из которого фекальными насосами по напорному коллектору перекачиваются в успокоительный колодец и далее проходят через песколовку, очищаются механически от песка и поступают в двухъярусный отстойник. Осадок, выпадающий в отстойных желобах под гидродавлением выводится на иловые карты, где просушиваются и вывозятся на поля орошения. Очищенные стоки из отстойника поступают на поля фильтрации.
Согласно лабораторным нормам показатели состава сточных вод по проекту должны быть следующие (содержание загрязняющих веществ в сточных водах, мг/л): Реакция среды 6,5-8,5; Взвешенные вещества - 4,75; Сухой остаток - 1000, СПАВ - 0,5; Нитриты - 3,3; Нитраты - 45,0; Аммонийный азот - 2,0; БПКЗ - 6,0; Нефтепродукты - 0,3; Хлориды - 350,0; Сульфаты - 500,0; Жироподобные - 0,3.
Согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» осадки, выпадающие в отстойных желобах, относятся к 4 классу опасности (ФККО 72239911394 отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод).
Постановлением администрации г.п. Краснослободск № 83 от 08.07.2014 000 «Слободской водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г. Краснослободск.
В соответствии с указанным постановлением на Общество возложена обязанность эксплуатации централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения.
20.02.2012 между администрацией р.п. Краснослободск и ООО «Слободской водоканал» заключен договор о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения город Краснослободск сроком на 15 лет (до 20.02.2027).
24.09.2014 между администрацией и ООО «Слободской водоканал» заключен договор аренды муниципального имущества сроком на 11 месяцев, однако в настоящее время хозяйствующий субъект продолжает пользоваться земельными участками кадастровыми номерами № и №.
Согласно данным ЕГРН вышеуказанные участки с кадастровыми номерами № и № категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под очистные сооружения, поставлены на кадастровый учет 26.12.2012 г. Право собственности на данные участки зарегистрировано за администрацией городского поселения г. Краснослободск.
В соответствии с информацией ООО «Слободской водоканал», общество занимается перекачкой принятых сточных вод от населения по системам централизованной канализации и осуществляет сброс неочищенных сточных вод на вышеуказанные поля фильтрации. В 2019 - истекший период 2021 гг. продолжается сброс неочищенных сточных вод на вышеуказанные поля фильтрации в нарушение требований действующего законодательства.
В этой связи администрацией городского поселения г. Краснослободск, как собственником, не приняты меры по прекращению сброса неочищенных сточных вод на вышеуказанные поля фильтрации в нарушения требований действующего законодательства.
По указанным фактам ранее прокуратурой в адрес администрации г. Краснослободск было 12.08.2021 внесено представление № 04-02-2021, однако реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было.
В ходе повторной выездной проверки с выездом на место 01.03.2022 со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волго-градской областям и филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области были осмотрены земельные участки с кадастровыми номерами № (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41) площадью 108 547 кв. ми 49 230 кв. м. соответственно и категорией земель земли населённых пунктов с видом разрешенного использования: Для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения по документу: под очистные сооружения, местоположение: <адрес>. и <адрес> по данным публичной кадастровой карты.
Стоки от г. Краснослободска поступают на поля фильтрации по напорному трубопроводу от существующей КНС. Со слов директора ООО «Слободской водоканал» Тыщенко Александра Александровича в границах земельного участка с кадастровым номером № расположены 5 карт полей фильтрации. Осматриваемый участок ограничен обваловкой, карты заполнены хозяйственно-бытовыми стоками.
Также со слов директора ООО «Слободской водоканал» Тыщенко Александра Александровича данные земельные участки не передавались в пользование ООО «Слободской водоканал», проектная документация на очистные сооружения отсутствует; реконструкция, ремонт и (или) модернизация очистных сооружений не проводилась. Кроме того, ООО «Слободской водоканал» неоднократно обращалось в администрацию г. Краснослободска с просьбой о передаче очистных сооружений в ведение ООО «Слободской водоканал».
Вместе с тем, администрацией г. Краснослободска муниципальное имуществ, а именно земельные участки с кадастровыми номерами №, очистные сооружения канализации (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41), в пользование ООО «Слободской водоканал» не передано.
В ходе выезда 01.03.2022 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, а также в соответствии с заявкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям на лабораторные исследования №03-04/3861 от 28.02.2022 произведен отбор проб воды с приемного колодца хозяйственно-бытовых стоков по адресу г. Краснослободск (№).
Вместе с тем, как установлено проверкой ни администрацией городского поселения г. Краснослободск, ни ООО «Слободской водоканал», эксплуатирующие в настоящее время канализационную сеть (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41), не имеют проектную и разрешительную документация, а также технологического регламента по эксплуатации очистных сооружений (полей фильтрации); мониторинг влияния полей фильтрации на состояние подземных вод не проводится. Сброс от ООО «Слободской водоканал» сточных вод проводится без очистки.
Согласно заключению эксперта от 15.03.2022 №24 результаты измерения проб составляют следующее (мг/дмЗ): Нефтепродукты -0,3; Взвешенные вещества - 46,0; БПКполн - 172,5; ХПК - 346; Нитриты-ионы - 0,17, АПАВ - 1,03; Хлориды - 125,0; Сульфаты-ионы - 98,4; Аммония-ионы (Аммонийный азот) - 30,25; Нитраты-ионы - 13,50; Фосфаты-ионы - 6,70.
В виду вышеизложенного имеются превышения по следующим показателям(мг/дмЗ): Взвешенные вещества - 46,0 (от проектной на 41,25); АПАВ - 1,03 (от проектной на 0,53); Аммония-ионы (Аммонийный азот) - 30,25(от проектной на 28,25); Фосфаты-ионы - 6,70 (проектом не предусмотрены).
Образуемые отходы в виде осадков сточных вод не вывозятся на поля орошения, их обезвреживание и утилизация не проводится.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органа местного самоуправления городских поселений в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в т.ч. организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст.6 Закона).
Однако, в нарушение вышеуказанных норм водоотведение в г. Краснослободск не организовано надлежащим образом, сточные воды не очищаются, что является нарушением требований действующего законодательства.
Согласно ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения) холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Согласно утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» типовым договорам на водоснабжение, водо-отведение, единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопровод-но-канализационного хозяйства; проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых сточных вод; принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм и т.п.
Согласно п.п.108, 110 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, от-ведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.
Согласно Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утв. приказом Госстроя РФ от 30.12.1999г. № 168 (далее - Правила) для обеспечения эффективной работы всех подразделений водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) в организации должна быть техническая, эксплуатационная и исполнительская документация, включающая, в том числе, документацию трех уровней:
а) документация, устанавливающая задачи и обязательства организации в области качества питьевой воды, очищенной сточной воды и условия реализации задач в области обеспечения качества продукции;
б) положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных и влияющих на качество готовой продукции;
в) рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы, протоколы проверок и др. рабочая документация.
Вся документация пересматривается по мере истечения срока действия, обновляется, в ее структуру вводятся параметры, ориентированные на обеспечение качества питьевой воды, очищенной сточной воды, с учетом назначения и области деятельности конкретного подразделения.
Для обеспечения эффективной работы администрация организации ВКХ обязана соблюдать лицензионные требования и условия осуществления эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, в том числе экологические, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления.
В функции организации ВКХ входят:
содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования;
ведение учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;
хранение технической документации (материалов изысканий, проектов, исполнительных чертежей и пр.);
Канализационная сеть организации ВКХ (далее - сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.
Основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются:
организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений;
систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений;
контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон.
При осуществлении эксплуатации полей орошения и фильтрации персонал обязан:
а) обеспечить заданный режим распределения сточных вод по орошаемым участкам или картам;
б) поддерживать надлежащее состояние поверхности участков и карт, не до-пуская их заиления, для чего по мере необходимости, но не реже двух раз за сезон, производят их рыхление;
г) соблюдать санитарно-гигиенические требования;
д) проводить не реже одного раза в неделю, а также после сильных дождей осмотры, обеспечивать своевременную очистку от наносов и мусора и необходимый ремонт разделительных валиков, оросительной системы и сооружений на ней, под-земного дренажа и осушительных канав.
Согласно п.5.1.1 Правил сооружения и установки для обработки осадков природных и сточных вод должны обеспечить прием и обработку образующихся осадков, их стабилизацию, обезвоживание и обеззараживание с целью последующей утилизации.
В соответствии со ст.ст. 9,139,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоотведения с их финансовыми возможностями. Аналогичная позиция изложена и в Определении Верховного суда РФ от 15.10.2008г. Ж32-ВПР08-13.
Таким образом, ответчиками по данному делу привлекаются как администрация городского поселения г. Краснослободск, как орган местного самоуправления, в чьи полномочия входит организация водоотведения, так и непосредственно эксплуатирующее предприятие - ООО «Слободской водоканал».
Отсутствие надлежащего водоотведения на территории городского поселения г. Краснослободск не обеспечивает устойчивое функционирование естественных эко-логических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
Поскольку сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда земле как объекту природы, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Истцом заявлены требования:
Обязать Администрацию городского поселения г. Краснослободск организовать надлежащим образом водоотведение на территории городского поселения г. Краснослободск в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии и осуществление сброса сточных вод с соблюдением установленных методик и требований паспорта сооружений для очистки и обезвреживания сточных вод (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41) per. №2 в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ООО «Слободской водоканал» обязанность обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых на очистные сооружения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Слободской водоканал» организовать мероприятия, направленные на осуществление систематического лабораторно-производственного и технологического контроля сточных вод, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор исковое заявление поддерживает в полном объеме, просит его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Досаева Е.А. не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ООО «Слободской Водоканал» в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Астраханской области и Волгоградской областям в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 18 Конституции РФ указывает, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) установлены принципы, на основании которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.
В целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную экологическую среду ст. 11 Закона №7-ФЗ определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ст.1065 ГК РФ и ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. Кроме того, в соответствии со ст.52 Арбитраж-но-процессуального кодекса РФ прокурор не наделен полномочиями по обращению с заявлением данной категории дел в арбитражный суд, поэтому защита прав интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц должна реализовываться в порядке ст.45 ГПК РФ.
Согласно ст.ст. 17,18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ) - юридический адрес администрации городского поселения <адрес> - <адрес> <адрес>. Юридический адрес <адрес> <адрес>.
Судом при рассмотрении дела установлено :
Отсутствие надлежащего водоотведения на территории городского поселения г. Краснослободск не обеспечивает устойчивое функционирование естественных эко-логических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
Поскольку сброс загрязненных сточных вод влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда земле как объекту природы, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, исковое заявление Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации городского поселения города Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ООО «Слободской Водоканал» об обязании организовать водоотведение городского поселения город Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление исковое заявление Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации городского поселения города Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ООО «Слободской Водоканал» об обязании организовать водоотведение городского поселения город Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, - удовлетворить.
1. Обязать Администрацию городского поселения г. Краснослободск организовать надлежащим образом водоотведение на территории городского поселения г. Краснослободск в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии и осуществление сброса сточных вод с соблюдением установленных методик и требований паспорта сооружений для очистки и обезвреживания сточных вод (площадка ОСК Краснослободской ПМК и ПМК - 41) per. №2 в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2. Возложить на ООО «Слободской водоканал» обязанность обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых на очистные сооружения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать ООО «Слободской водоканал» организовать мероприятия, направленные на осуществление систематического лабораторно-производственного и технологического контроля сточных вод, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Краснослободский районный суд Волгоградской области лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Г.Антонов
Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен 19 сентября 2022 года.
Судья А.Г.Антонов