Судья: Макашкин Д.Ф. Дело № 4-А-458/2019
Судья: Максимова И.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕоб отказе в удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении,
решения по результатам рассмотрения жалоб
5 августа 2019 года г. Чебоксары
И.о. председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу начальника МП ОМВД России по Мариинско-Посадскому району Тихонова В.И. на решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, в отношении Беловой Наталии Васильевны,
установил:
постановлением начальника миграционного пункта ОМВД России по Мариинско-Посадскому району Чувашской Республики от 21 декабря 2018 года Белова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2019 года постановление должностного лица от 21 декабря 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2019 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, начальник МП ОМВД России по Мариинско-Посадскому району Тихонов В.И. просит отменить решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания” и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 6 названного закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 этого же закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, которые содержат аналогичные положения, закрепляющие обязанность гражданина не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые для регистрации документы.
Таким образом, по смыслу указанных норм гражданин РФ обязан в течение 7 дней обратиться за регистрацией в соответствующий орган только при смене места жительства. При этом постановка на учет по месту жительства впервые сменой места жительства не является.
В соответствии с п. п. 35 - 37 Правил в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством РФ, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством РФ срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что Белова Н.В. допустила проживание без регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, ребенка ФИО1 в период с 10 ноября 2005 года по 15 декабря 2018 года.
Отменяя вышеуказанное постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Беловой Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку несовершеннолетний ФИО1 после рождения был зарегистрирован отцом ФИО2 по месту жительства матери Беловой Н.В. в Астакасинской сельской администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики путем занесения его в похозяйственную книгу сельской администрации. Однако после заведения в 2008 году домовой книги о регистрации граждан сельского поселения по месту жительства, специалистами администрации сельского поселения в домовую книгу не была внесена запись о регистрации ФИО1 по месту жительства в <адрес> В 2014 году данная домовая книга без записи о регистрации ФИО1 по месту жительства была передана в территориальный пункт в г.Мариинский-Посад межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в г.Цивильск.
Судья Верховного Суда Чувашской Республики в решении от 30 мая 2019 года с выводами судьи районного суда согласился.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, из анализа правовых норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что нормы права, позволяющей отменять вступившие в законную силу решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с освобождением лица от административной ответственности, если при этом ухудшается положение данного лица, в КоАП РФ не содержится.
На основании изложенного, доводы жалобы о несогласии с решением судов с указанием на отсутствие оснований для прекращения производства по делу, не могут учитываться при пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления по данному делу.
С учетом изложенного, решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года отмене не подлежат.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ, в отношении Беловой Наталии Васильевны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
И.о. председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов