Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-508/2023 (2-6140/2022;) ~ М-3884/2022 от 21.07.2022

дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

3 марта 2023 года                                        <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш А.В., при секретаре ФИО7, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах С к Министерству образования Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в интересах С в суд с иском к ответчику Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, указав, что истец С обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается представленными документами. На сегодняшний день он не обеспечен жилым помещением. Просит обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям во внеочередном порядке.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство образования Республики Тыва.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечена Мэрия <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО8 поддержала доводы искового заявления по изложенным основаниям, просила удовлетворить.

Истец С в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.

В судебное заседание представители ответчиков – Министерства образования Республики Тыва и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Мэрии <адрес>, просил о рассмотрении дела без участия.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст.40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1, 3 и п.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

ФИО5 Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10, согласно которому Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва с передачей последнему функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденное Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому к полномочиям Министерства также отнесены деятельность, связанная, в том числе, с организацией работы по предоставлению в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот.

ФИО5 Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ФИО5 Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Постановлениями Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и внесены изменения в Положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Министерства образования Республики Тыва.

Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п.51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п.52 раздела III).

В соответствии с п.п.12 и 13 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство образования Республики Тыва не позднее 30 рабочих дней с даты получения соответствующего экземпляра распоряжения регистрирует право оперативного управления в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество. Министерство образования Республики Тыва не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации права на оперативное управление жилым помещением принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства и письменно уведомляет об этом гражданина в течение 3 рабочих дней.

Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.

Из паспорта истца следует, что С родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении, С родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отцом указан С, матерью С-ооловна.

Из справки о рождении , С родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью указана С-ооловна, отцом указан С, сведения об отце указаны со слов матери ребенка.

Решением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ С-ооловна лишена родительских прав в отношении ребенка С С.

Из регистрационно-контрольной карточки следует, что С поставлен на учете на получение жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ

Из выписки из сайта следует, что истец поставлен на учете на получение жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно дипломам, ДД.ММ.ГГГГ С окончил МБОУ «Хову-Аксынская открытая (сменная) общеобразовательная школа» Чеди-Хольского кожууна РТ; ДД.ММ.ГГГГ - ГБОУ РТ «Тувинский строительный техникум» <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - ГБОУ НПО Профессиональное училище <адрес> РТ; ДД.ММ.ГГГГ - ГБОУ НПО Профессиональное училище <адрес> РТ.

Суду также представлена анкета ребенка, что он имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается представленными документами.

Из характеристик МБОУ «Хову-Аксынская открытая (сменная) общеобразовательная школа» Чеди-Хольского кожууна РТ от ДД.ММ.ГГГГ, ГБОУ НПО Профессиональное училище <адрес> РТ, С характеризуется с положительной стороны.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец был переведен из Кызылского дошкольного детского дома в Тувинский Республиканский Дом ребенка.

Согласно уведомлению Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении С отсутствуют сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также судом истребованы сведения из Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении С об отсутствии сведений в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких данных, объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не предоставлено. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.

Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ему жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему предоставлено не было.

В связи с тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, то исковые требования о предоставлении истцу жилого помещения, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> Республики Тыва, суд находит подлежащими удовлетворению.

ФИО5 Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по предоставлению в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, возложены на Министерство образования Республики Тыва, то надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Республики Тыва, в связи с чем исковые требования к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва подлежат отказу в удовлетворении.

При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.

Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из положений части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Однако процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 23).

Следовательно, ответчик по делу не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.

Таким образом, с ответчика – Министерства образования Республики Тыва в пользу истца подлежат взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах С к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701052697) предоставить С (паспорт серии 9312 ) жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, площадью не ниже 12,5 квадратных метров в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Министерства образования Республики Тыва (ИНН 1701052697) в пользу С (паспорт серии 9312 ) 300 рублей 00 копеек в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальных исковых требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Судья                         подпись                    А.В. Монгуш

    Копия верна: _______________________ А.В. Монгуш

2-508/2023 (2-6140/2022;) ~ М-3884/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора г.Кызыла Ховалыг И.Р. в интересах Серен-Чимит Шораан Танаатович
Серен-Чимит Шораан Танаатович
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Министерство образования РТ
Другие
Мэрия г. Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Монгуш Анатолий Владимирович
Дело на странице суда
kizilskiy-g--tva.sudrf.ru
21.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2022Передача материалов судье
26.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
02.12.2022Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.06.2023Дело оформлено
12.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее