УИД № 09RS0010-01-2022-000376-58
Гражданское дело 2-539/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2022 года пос. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи М.Х.Болатчиевой, при секретаре судебного заседания – Теунаевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабезского межрайонного прокурора Карачаево – Черкесской Республики Карачаева В.Ю. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики о признании бездействия администрации Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики, выразившееся в не проведении действий для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600км., обязании произвести действия для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км.,
УСТАНОВИЛ:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаев В.Ю. в интересах неопределенного круга лиц обратился в Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с вышеуказанным иском, в уточненных требованиях просит признать незаконным бездействия администрации Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики, выразившееся в не проведении действий для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км.
Обязать администрацию Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики в течении одного года после принятия судом решения произвести действия для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км.
Иск обоснован тем, что прокуратурой Хабезского района Карачаево- Черкесской Республики в ходе проверки выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом. Вышеуказанная автомобильная дорога внесена в реестр муниципального имущества, является муниципальным недвижимым имуществом и по смыслу норм ст.ст. 130, 131, 215 ГК РФ, ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» подлежит государственной регистрации. Право собственности сельского поселения на автомобильную дорогу не зарегистрировано. Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков в полосе отвода и придорожной полосе, нарушает права граждан на использование данных земельных участков, может привести к злоупотреблениям.
В судебное заседание представитель истца не явился, был своевременно извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В судебное заседание представитель ответчика не явился своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просил об отложении судебного заседания по состоянию здоровья, судом в отложении судебного заседания отказано, в виду необоснованности ходатайства.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных участников процесса.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из сведений, предоставленных администрацией Псыжского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 30 марта 2022 года, право собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км., не зарегистрировано.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что владение, пользование, распоряжение автомобильными дорогами местного значения, в том числе автомобильной дорогой, расположенной по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км., входит в компетенцию администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
Основываясь на установленных обстоятельствах, суд полагает, что таким недвижимым имуществом является и автомобильная дорога, расположенная по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 5 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Суд приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, делает невозможным установление границ полос отвода автомобильной дороги с дальнейшим размещением в их пределах объектов дорожного сервиса. Доводы истца в данной части о том, что указанное обстоятельство создает предпосылки для нарушения прав неопределенного круга лиц на использование земельных участков в пределах полосы отвода автомобильной дороги, суд полагает обоснованными и законными.
Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.
Основываясь на вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том не принятие действий для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км., является незаконным, поскольку нарушает нормы гражданского законодательства в части необходимости регистрации прав на недвижимое имущество, а также создает предпосылки для нарушения законодательства, регулирующего дорожную деятельность в Российской Федерации.
Нарушение вышеприведенных норм закона в результате бездействия администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, приводит и к невозможности реализации прав граждан - неопределенного круга лиц, предусмотренных в том числе ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Также суд полагает, что вышеуказанные нарушения подлежат устранению, в связи, с чем приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабезского межрайонного прокурора Карачаево – Черкесской Республики Карачаева В.Ю. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики о признании бездействия администрации Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики, выразившееся в не проведении действий для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км., обязании произвести действия для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км., удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики, выразившееся в не проведении действий для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км.
Обязать администрацию Абазинского муниципального округа Карачаево – Черкесской Республики в течении одного года после принятия судом решения произвести действия для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – автомобильной дороги по адресу: Карачаево- Черкесской Республики, Абазинский район, аул Псыж, улица Б.Кишмаховых, протяженностью 800/3600 км.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2022 года
Судья М.Х.Болатчиева