Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-98/2022 от 15.03.2022

Судья Аниканова Н.С. Дело № 7 – 98 / 2022 Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск 30 марта 2022 г.

Судья Томского областного суда Поляков В.В., рассмотрев дело по жалобе защитника Пустяка А.А. в интересах акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее - АО «Томскнефть» ВНК, либо – Общество) на решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 31 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «Томскнефть» ВНК,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. № 3-771-в/8 от 21.10.2021 АО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Представлением № 3-771-в/8 от 21.10.2021 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, на АО «Томскнефть» ВНК возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 31.01.2022 указанное постановление оставлено без изменения, при этом устранены технические описки с внесением в постановление должностного лица следующих исправлений: в описательно-мотивировочной части постановления в части указания района места совершения правонарушения «Каргасокский район» вместо «Александровский район» и в резолютивной части постановления в части назначения наказания в размере «40000 (сорок тысяч) рублей» вместо «40000 (восемьдесят тысяч) рублей».

В жалобе поданной в Томский областной суд, защитник Пустяк А.А. просит отменить вышеуказанные постановление по делу об административном правонарушении, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и судебное решение. В обоснование жалобы защитник указывая, что АО «Томскнефть» ВНК не отрицает произошедшего 03.01.2021 факта разлива нефтесодержащей жидкости на землях лесного фонда, допущенного при эксплуатации промыслового трубопровода НС ф-89 к.6-вр.к.6 в 130 метрах от к.6 на Западно-Катыльгинском месторождении Каргасокского района Томской области, считает, что в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ не обеспечено всестороннее, полное и объективное выяснение всех имеющих значение для дела обстоятельств и разрешение дела в соответствии с законом. Отмечает, что из ответа Департамента лесного хозяйства Томской области от 26.01.2022 следует, что загрязненный земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен на территории Васюганского лесничества Каргасокского района Томской области. Однако, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ Каргасокским районным судом Томской области данное обстоятельство, а также иные собранные по делу доказательства не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом, не дана надлежащая оценка обоснованным доводам привлекаемого лица, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, должным образом не определены, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, принято не основанное на законе решение о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Отмечает, что загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к составу, предусмотренному ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и подлежит применению в случае загрязнения земель лесного фонда. Обстоятельства, послужившие по настоящему делу поводом для привлечения АО «Томскнефть» ВНК к административной ответственности, имели место 03.01.2021. На момент вынесения судьей суда первой инстанции, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение истек и суд был не вправе вносить в обжалуемый судебный акт изменения, а обязан был в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы также ссылается на судебную практику по результатам рассмотрения споров данной категории дел.

Защитник Мухитдинов А.Н.., участвуя в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К., будучи уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась, направив ходатайство о рассмотрении жалобы без ее участия. При этом представила отзыв на жалобу АО «Томскнефть» ВНК, в котором указывает на законность и обоснованность вынесенного по делу постановления и судебного решения.

Будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения жалобы, законный представитель АО «Томскнефть» ВНК Жаравин Р.Н., защитник Пустяк А.А., в суд не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В связи с чем, судья определил рассмотреть дело в отсутствие должностного лица К., вынесшей постановление по делу, законного представителя АО «Томскнефть» ВНК Жаравина Р.Н. и защитника Пустяка А.А.

Изучив доводы жалобы и возражений на неё, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение защитника Мухитдинова А.Н., прихожу к следующим выводам.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 АО «Томскнефть» ВНК было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами.

Согласно постановлению должностного лица и судебному решению Обществу вменено, что 03.01.2021 при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации НС ф-89 к. 6-вр. к. 6, 130 м от к. 6, расположенного на Западно-Катыльгинском месторождении Каргасокского района Томской области (географические координаты N 59.0432.4 СШ 76.0440.5 ВД), АО «Томскнефть» ВНК допустило разлив нефтепродуктов и хлоридов на почву, что привело к загрязнению (порче) почвы, что повлекло нарушение требований ст. 34, ст. 39, ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя руководителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д. от 21.06.2021 № 13-02/907 проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности АО «Томскнефть» ВНК (юридический адрес: 636780, Томская область, Каргасокский район, г. Стрежевой, ул. Буровиков, д. 23) в период с 28.06.2021 по 23.07.2021, в том числе по адресу: Томская область, Каргасокский район, Западно-Катыльгинское месторождение. Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 24.06.2021 получено АО «Томскнефть» ВНК 25.06.2021.

Основанием проведения внеплановой выездной проверки послужило сообщение АО Томскнефть» ВНК, поступившее в Управление 11.01.2021, содержащее информацию о причинении вреда окружающей среде (порче земель) в результате разлива нефтесодержащей жидкости при эксплуатации АО «Томскнефть» ВНК НС ф-89 к.6 - вр.к. 6, 130м от к.6 на Западно-Катыльгинском месторождении Каргасокского района Томской области, произошедшего 03.01.2021.

Согласно письму АО «Томскнефть» ВНК от 26.01.2021 указанный разлив нефтесодержащей жидкости, произошедший 03.01.2021 в результате разгерметизации трубопровода на НС диаметром 89 мм направлением «к. 6- вр.к.6, 130м от к.6» на Западно-Катыльгинском месторождении локализован в полном объеме возведением обвалования по периметру нефтезагрязненного участка (03.01.2021 с 14:00 до 20:00), собранная до максимально возможного уровня с места разлива нефтесодержащая жидкость вывезена на пункт слива, находящийся на территории ДНС-6 Катыльгинского месторождения. Земельный участок, на котором произошел разлив нефтесодержащей жидкости, относится к землям лесного фонда, географические координаты места отказа N 59.0432.4 СШ 76.0440.5 ВД.

В ходе внеплановой выездной проверки инспекторами Управления Росприроднадзора 05.07.2021 произведен осмотр земельного участка, расположенного в Каргасокском районе Томской области на Западно-Катыльгинском месторождении, на котором 03.01.2021 произошел некатегорийный отказ НС ф-89 к.6 - вр.к.6, 13м от к.6, в ходе которого установлено, что территория земельного участка в месте некатегорийного отказа загрязнена нефтепродуктами, присутствовал запах нефтепродуктов. Территория некатегорийного отказа имеет обвалование по всему периметру высотой около 1 м.

При визуальном осмотре территории произведены замеры поверенным прибором (GPS Garmin еТгех ЗОх, рулетка) площади земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами и хлорид-ионами в границах обвалования, которая составила 541 м2.

В ходе осмотра произведены замеры площади загрязненного участка, отобраны пробы почвы с глубины 0-5 и 5-20 см.

По результатам проведенного осмотра и испытаний специалистами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора составлен 01.09.2021 акт проверки № 3-771-в. Согласно экспертному заключению от 30.08.2021 № 18 площадь земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами в границах обвалования составила 5411 м2.

Протоколами результатов испытаний (измерений) ЦЛАТИ по Томской области от 20.07.2021 №№ 479, 479-1, 479-2, 479-3 установлено, что содержание нефтепродуктов, хлорид-ионов в почве, концентрация загрязняющих веществ в пробах почвы в границе обвалования, превышает фоновые показатели: на глубине 0-5 см по нефтепродуктам в 7,1 раза, по хлорид-ионам в 1,3 раз; на глубине 5-20 см по нефтепродуктам в 10,3 раза.

Таким образом, выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами и хлорид ионами внутри обвалования, химический анализ выявил ухудшение качества почвы на земельном участке в месте некатегорийного отказа по содержанию нефтепродуктов и хлорид ионов.

Указанные в Акте проверки выявленные факты загрязнений нефтепродуктами участков местности АО «Томскнефть» ВНК не оспаривает, полагая, что в результате разлива нефти произошло загрязнение участков, относящихся к категории земель лесного фонда, вследствие чего действия АО «Томскнефть» ВНК подлежат квалификации по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а не по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Должностное лицо Росприроднадзора и суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, пришли к выводу, что в действиях АО «Томскнефть» ВНК усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, указанный вывод должностного лица Росприроднадзора и суда первой инстанции основаны на неверном понимании закона.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности на земли лесного фонда.

В соответствии ч. 1 и 2 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Из положений ст. 5 Лесного кодекса РФ следует, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

На основании ч. 3 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 (далее - Правила), при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

В силу пункта 29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Статьей 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Промысловый трубопровод (нефтесборный коллектор «куст № 6 - врезка куста №6»), принадлежит на праве собственности Обществу, зарегистрирован за № 141 в службе (отделе) эксплуатации промысловых трубопроводов ОЭТ УЭТ «Томскнефть» ВНК, используется для транспортировки нефтяной эмульсии, что следует из паспорта на объект. Разлив нефтепродуктов произошел на земельном участке с географические координаты N 59.0432.4 СШ 76.0440.5 ВД, расположенный в квартале 89, урочища «Васюганское», Васюганское участковое лесничество в Каргасокском районе.

В силу изложенных выше положений закона АО «Томскнефть» ВНК является лицом, ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства РФ.

Принятые АО «Томскнефть» ВНК меры для предупреждения возникновения аварийной ситуации (инженерно-технические мероприятия, направленные на безопасную эксплуатацию трубопровода и предупреждение его отказа) не являлись достаточными, результаты контрольных обследований, обходов, мониторинга не позволили предотвратить аварию на трубопроводе, что свидетельствует о некачественном проведении мероприятий по защите трубопроводов от коррозии и своевременном ее выявлении.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт загрязнения земельного участка, расположенного на Западно-Катыльгинском месторождении Каргасокского района Томской области, нефтепродуктами при эксплуатации АО «Томскнефть» ВНК указанного трубопровода нашел свое подтверждение изложенными выше доказательствами.

Вместе с тем должностное лицо Росприроднадзора и судья районного суда не учли то обстоятельство, что в результате разлива нефтепродуктов на землях лесного фонда вред причинен лесу как единой экологической системе, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи.

То, что разлив нефтепродуктов произошел на землях лесного фонда, подтверждается письменным ответом Департамента Лесного хозяйства Томской области от 26.01.2022 (л.д.67), согласно которому нефтезагрязненный земельный участок, на котором произошел разлив нефтепродуктов, расположен в квартале 250, урочища «Васюганское», Васюганского участкового лесничества в Каргасокском районе и относится к землям лесного фонда, а потому действия Общества подлежали квалификации по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Однако, учитывая, что санкция ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, чем санкция ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, суд второй инстанции не усматривает возможности переквалификации действий АО «Томскнефть» ВНК с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ на ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, поскольку это повлекло бы ухудшение положения привлекаемого к ответственности юридического лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах суд второй инстанции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращает производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях АО «Томскнефть» ВНК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. № 3-771-в81 от 21.10.2021 и решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 31.01.2022, вынесенные в отношении АО «Томскнефть» ВНК по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Поляков В.В.

7-98/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
АО "Томскнефть" ВНК
Другие
Пустяк Александр Анатольевич
Суд
Томский областной суд
Судья
Поляков Владимир Владимирович
Статьи

ст.8.6 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--tms.sudrf.ru
28.02.2022Материалы переданы в производство судье
30.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее