Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-373/2024 от 18.03.2024

УИД 11RS0006-01-2023-001070-94

№ 12-373/2024

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

10 апреля 2024 года

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Новикова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лукойл-Коми» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №... от ** ** ** о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №... от ** ** ** ООО «Лукойл-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Лукойл-Коми» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая на его незаконность.

В судебном заседании защитник ООО «Лукойл-Коми» доводы жалобы подержала.

Представитель административного органа с доводами жалобы не согласился, указав на законное привлечение Общества к административной ответственности.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от № 2395-1 «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 вышеуказанного Закона предприятия- недропользователи обязаны обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Статьей 23.2 Закона определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи, которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

По результатам проверки актом от ** ** ** №... установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»: не соблюдаются требования утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№№..., №... Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год; не обеспечило требование действующего проектного документа «Дополнения к технологическому проекту разработки Костюкского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми», в части соответствия качества закачиваемых вод па приеме объекта системы ППД, а именно - превышения допустимого содержания твердых взвешенных частиц и нефтепродуктов за 2022 год; не обеспечило требование проекта водозабора месторождения-технических подземных вод «Северовозейское» (Возейское НМ Северная среднедевонская залежь) в части выполнения программы мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения технических подземных вод за 2022 год.

Исходя из материалов дела, Общество является владельцем лицензии па пользование недрами №... с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр Северная среднедевонская залежь Возейского нефтегазоконденсатного месторождения с зарегистрированными в установленном законом порядке дополнениями (изменениями), сроком действия до ** ** **.

Действующим проектным документом является «Дополнение к технологическому проекту разработки Костюкского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» утвержденное Протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции от ** ** ** №....

Согласно указанному проектному документу на Костюкском поднятии Возейского нефтегазоконденсатного месторождения для обеспечения плановых объемов добычи и поддержания пластового давления осуществляется закачка воды в продуктивные пласты.

В качестве рабочего агента предусмотрено использование смеси попутно добываемой воды и воды из водозаборных скважин.

В качестве рабочего агента, закачиваемого насосными агрегатами БКПС-56 (блочно-комплексная подстанция) в продуктивные пласты, служит подготовленная на КСП-56 (комплексный сборный пункт) пластовая вода, которая по трубопроводу под давлением поступает на блочную кустовую насосную станцию.

Показатели и нормы качества закачиваемой воды регламентируются по РД «Требования к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (Приказ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» №... от ** ** **).

Проектным документом (глава 10.6.2, стр. 111 материала), определены требования к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», допустимое содержание нефти и механических примесей в воде закачиваемой в пласты.

Как следует из оспариваемого постановления, административным органом установлено, что по объектам системы поддержания пластового давления по участку «...» (БКПС-56) за 2020-2022 годы содержание во вкачиваемых водах твердых взвешенных частиц превышает допустимое установленное проектным документом содержание 5 мг/дм3, как и содержание нефтепродуктов, превышает допустимое 10 мг/дм3, что не соответствует требованиям проектного документа и отраслевого стандарта ОСТ 39-225-88 «Вода для заводнения нефтяных пластов. Требования к качеству» утвержденных приказом Министерства нефтяной промышленности от 28.03.1988 №147 и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того заместителем директора по геологии и разработке, главным инженером ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» утверждена программа мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения, которая включает в себя: наблюдение за техническим состоянием водозаборных скважин (осмотр, ремонт); наблюдение за поверхностными водами (отбор проб на анализ - 3 анализа в год); наблюдение за грунтовыми водами (отбор проб па анализ - 3 анализа в год); наблюдение за эксплуатируемым водоносным горизонтом (замеры динамического уровня (1 раз в месяц), водоотбор (ежедневно) и температурой воды (1 раз в месяц), контроль состава подземных вод (отбор проб 1 раз в год, по обобщенным, неорганическим, микробиологическим показателям, по проблемным 4 раза в год, по всем водозаборным скважинам, анализ на совместимость 1 раз в 5 лет); санитарное обследование площади водозабора (обследование территории) (1 раз в год); наблюдения за ММП (термометрия 1 раз в год, наблюдения за температурой воды - 1 раз в месяц); наблюдения за почво-грунтами (из шурфов отбор проб на засоленность); наблюдения за донными отложениями (из точки наблюдения отбор проб на анализ - 3 раза в год).

В соответствии со статьей 19.1 Закона РФ «О недрах» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в пределах лицензионного участка №... осуществляет добычу подземных вод из водоносного нижне-среднеюрского терригенного комплекса Северовозейского МТПВ для технологического обеспечения системы поддержания пластового давления на Северной среднедевонской залежи Возейского нефтяного месторождения. Добыча осуществляется па основании проектного документа «Проект водозабора месторождения технических подземных вод Северовозейское», утвержденного Протоколом №... Заседания ТКР Севзапнедра по Республике Коми от ** ** **.

Протоколом ТКЗ Севзапнедра от ** ** ** №.../РК утверждены эксплуатационные запасы «Северовозейского» MTOIB по категории «В» в объеме 1200 м3сут. на 25 лет к схеме проектного водозабора из 5-ти скважин: 4 эксплуатационных существующих №... одной резервной-наблюдательной – 2ВЗ/1 (к-2053).

В природном состоянии воды нижне-среднеюрского терригенного комплекса не отвечают нормативам ОСТ 39-225-88 по водородному показателю содержанию взвешенных веществ, общего железа использование в системе поддержания пластового давления Северной среднедевонской залежи Возейского нефтяного месторождения возможно только после водоподготовки.

Проектным документом «Проект водозабора месторождения технических подземных вод «Северовозейское» (Возейское нефтяное месторождение Северная среднедевонская залежь) разработана программа мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения технических подземных вод.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в адрес контролирующего органа был представлен мониторинг добычи и закачки подземных вод в поглощающие горизонты по месторождениям ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» по состоянию на ** ** **, согласно которому наблюдение за поверхностными грунтовыми водами, почво-грунтами, зоной многолетнемерзлых пород, динамическим уровнем, температурой воды, а также в полном объеме за контролем качества подземных вод не велись, подтверждающую информацию по выполнению программы мониторинга за 2022 год Общество не представило.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Лукойл-Коми» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, которое не исполнило обязанности, возложенной законом, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Выполнение обязательных требований, содержащихся в Правилах, оцениваются при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение является основанием для привлечения к административной ответственности.

В силу Закона РФ «О недрах» недропользователь вправе обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу внесения изменений в проектный документ при возникновении обстоятельств, отличающихся от тех, при которых данный проект был разработан.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности при осуществлении возложенных на него требований выданной лицензией.

Сведений о том, что допущенное ООО «Лукойл-Коми» нарушение было вызвано объективными причинами, и Обществом были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленного надзорным органом нарушения, в деле об административном правонарушении не имеется, и суду не представлено.

ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли из результатов своей деятельности, в связи с чем, несет все риски, связанные с указанной деятельностью.

Факт совершения ООО «Лукойл-Коми» административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены должностным лицом и в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия ООО «Лукойл-Коми» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, доводы жалобы являются несостоятельными и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и незаконности вынесенного им по делу оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица, не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №... от ** ** ** о назначении ООО «Лукойл-Коми» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ООО «Лукойл-Коми» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                              И.В. Новикова

12-373/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО Лукойл-Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Статьи

ст.7.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
19.03.2024Материалы переданы в производство судье
10.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
03.05.2024Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее