№ 2-544/2024
70RS0001-01-2023-005601-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Краснокутского Ю.В.,
при секретаре Захарове М.А.,
помощник судьи Климанова А.И.,
с участием представителя процессуального истца прокурора г. Томска – помощника прокурора г. Томска Хорькова С.А., действующей на основании служебного удостоверения /________/, выданного /________/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора г. Томска в интересах Курбанбаева И.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Томска обратился в суд с иском в интересах Курбанбаева И.В. к Департаменту здравоохранения Томской области в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ об уточнении исковых требований просил обеспечить Курбанбаева И.В. лекарственными препаратами:
- МНН «Аторвастин» в форме таблеток, покрытых оболочкой, 20 мг. в количестве 150 штук (таблеток);
- МНН «Омепразол» в форме капсул 20 мг. в количестве 180 штук (капсул).
решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании /________/ от процессуального истца прокурора г. Томска, материального истца Курбанбаева И.В. поступило заявление об отказе от исковых требований в части требований об обеспечении Курбанбаева И.В. лекарственным препаратом МНН «Аторвастин» в форме таблеток, покрытых оболочкой, 20 мг. в количестве 150 штук (таблеток).
Определением суда от /________/ производство по настоящему делу в части указанных выше требований прекращено в связи отказом истца от иска.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной по обращению Курбанбаева И.В. прокуратурой г. Томска проверки выявлены нарушения его прав и законных интересов в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами. Проведенной проверкой установлено, что Курбанбаев И.В. прикреплен для медицинского обслуживания к /________/, наблюдается с диагнозом /________/, включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, имеет 3 группу инвалидности с /________/. В соответствии с выпиской с приема врача-терапевта от /________/ Курбанбаев И.В. нуждается в приеме лекарственного препарата МНН «Омепразол». Учитывая наличие в медицинской документации сведений о необходимости по жизненным показаниям лекарственного препарата, Курбанбаев И.В. имеет право на бесплатное получение препарата «Омепразол». /________/ врачом /________/ Курбанбаеву И.В. выписан рецепт серии /________/ на лекарственный препарат МНН «Омепразол» в форме капсул 20 мг в количестве 180 штук (капсул). Указанные рецепты своевременно обслужены не были в связи с отсутствием лекарственного препарата, в настоящее время находится на отсроченном обслуживании. ОГУП «Областной аптечный склад» в своем ответе от /________/ на запрос прокуратуры города сообщило об отсутствии лекарственного препарата МНН «Омепразол» с момента обращения пациента. Несмотря на осведомленность Департамента здравоохранения Томской области о нуждаемости Курбанбаева И.В. по жизненным показаниям в постоянном приеме лекарственного препарата МНН «Омепразол», закупочные мероприятия в целях его обеспечения лекарственными препаратами региональным ведомством своевременно не проведены, пациент, страдающий тяжелой формой заболевания, необходимой лекарственной терапии не получает. Лекарственный препарат пациенту не отменялся, схема его лечения не изменялась, право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с назначениями лечащего врача и выписанным им рецептом не реализовано.
Представитель процессуального истца прокурора г. Томска Хорьков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, с учетом их уточнения.
Материальный истец Курбанбаев И.В., в интересах которого подано исковое заявление, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание неявился.
Ответчика Департамент здравоохранения Томской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Выслушав представителя процессуального истца, определив на основании ч.3ст.167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПКРФ) рассмотреть дело в отсутствие материального истца и представителя ответчика, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежит человеку от рождения и охраняется государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категория граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «Огосударственной социальной помощи», органами государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядок формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Частью 5 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V программ предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугражающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения закреплены и в Областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 06.02.2023 №48а.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти, участвующим в реализации на территории Томской области государственной политики в сфере охраны здоровья.
Департамент здравоохранения осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизни угрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Департамент здравоохранения Томской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Томской области, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Департамент здравоохранения Томской области получает и распределяет средства областного бюджета Томской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Томской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
Департамент здравоохранения Томской области осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности.
Судом установлено, ответчиком не оспорено, что Курбанбаев И.В. является инвалидом, что подтверждается справкой /________/, которым установлена третья группа инвалидности бессрочно.
Из ответа /________/ от/________/ следует, что Курбанбаев И.В. имеет /________/ с /________/. Во втором полугодии 2023 г. пациенту выдан в том числе рецепт на Омепразол 20 мг /________/стандартов. Пациент включен в федеральный регистр. В том числе данный препарат не является персонофицированным. Заявки на лекарственное обеспечение 2023 года, были сформированы в 2022 году и направлены в ДЗТО. Информация об объеме удовлетворения заявки до учреждения не доведена. Данные обстоятельства также подтверждаются приложенными к ответу выписками осмотров врачей.
/________/ врачом /________/ Курбанбаеву И.В. выписан рецепт серии /________/ на лекарственный препарат МНН «Омепразол» в форме капсул 20 мг в количестве 180 штук (капсул).
Указанные рецепты своевременно обслужены не были в связи с отсутствием лекарственного препарата, в настоящее время находится на отсроченном обслуживании.
/________/ в своем ответе от /________/ на запрос прокуратуры города сообщило об отсутствии лекарственного препарата МНН «Омепразол» с момента обращения пациента. По информации Департамента, ведутся закупочные мероприятия.
Учитывая вышеизложенное, Курбанбаев И.В. необходимым ему лекарственным препаратом по медицинским показаниям не обеспечен.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, бесплатное предоставление гражданам по отдельным категориям заболеваний при амбулаторном лечении медицинских изделий по медицинским показаниям является государственной гарантией Российской Федерации.
С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и медицинского изделия производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Следовательно, обеспечение Курбанбаева И.В. лекарственным препаратом МНН «Омепразол» в форме капсул 20 мг. в количестве 180 капсул, должно производиться за счет средств бюджета Томской области.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Необеспечение Курбанбаева И.В. необходимым лекарственным препаратом, ведет к нарушению его конституционных прав.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Курбанбаев И.В. необходимым ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом МНН «Омепразол» в форме капсул 20 мг. в количестве 180 капсул не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения суда в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Томской области обеспечить Курбанбаева И.В. вышеуказанным лекарственным препаратом к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░. ░ ░░░░░░░░░░ 180 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.02.2024.