Копия дело № 2-1576/2024
УИД: 24RS0048-01-2023-005594-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Фелипас С.А.,
с участием истца – Хайдарова У, его представителя – Любочко Е.В., доверенность от 29.08.2023г.,
представителя ответчика – Королевой А.С., доверенность от 27.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайдарова Унайны к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хайдаров У. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы и иной деятельности в страховой стаж. Требования мотивированы тем, что 02.11.2022г. Хайдаров У. обратился в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ОПФР по Красноярскому краю от 30.01.2023г. отказано в установлении пенсии. При вынесении решения ОПФР по Красноярскому краю не учтены периоды работы и иной деятельности Хайдарова У. Просит суд возложить на ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж истца следующие периоды работы в Республике Таджикистан: с 24.11.1970г. по 08.12.1972г. – служба в армии, с 1974г. по 1980г. – период обучения, с 01.12.1967г. по 01.02.1968г. – работа в должности практиканта техникума временно экономистом по государственным доходам, с 18.03.1968г. по 22.10.1968г. – работа в должности инспектора местного бюджета, с 02.01.1968г. по 26.05.1969г. – работа в должности технического бухгалтера, с 14.08.1969г. по 04.09.1970г. – работа в должности старшего инспектора по бюджету Зафарабадского районного финансового отдела, с 03.10.1970г. по 23.11.1970г. – работа в должности старшего экономиста по финансированию народного хозяйства Пенджикентского городского финансового отдела, с 09.01.1973г. по 22.03.1973г. – работа в должности инспектора гос. доходов Пенджикентского городского финансового отдела, с 25.03.1973г. по 24.03.1974г. – работа в должности экономиста в Дехканском хозяйстве «Могиен», с 24.03.1974г. по 03.07.1978г. – работа в должности зоотехника в Дехканском хозяйстве «Могиен», с 03.07.1973г. по 01.04.1980г. - работа в должности главного зоотехника в Дехканском хозяйстве «Могиен», с 01.04.1980г. по 01.05.1983г. – работа в должности заведующего в ферму №2 большого крупного скота в Дехканском хозяйстве «Могиен», с 01.05.1983г. по 01.03.1989г. - работа в должности зоотехника в Дехканском хозяйстве «Могиен», с 01.03.1989г. по 05.05.1991г. - работа в должности главного зоотехника в Дехканском хозяйстве «Могиен», с 05.05.1991г. по 01.02.1996г. – работа в должности заместителя председателя Совета народных депутатов с. Магиян, с 16.01.1996г. по 26.05.2000г. – работа в должности председателя правления колхоза Коммунизма и возложить на ответчика обязанность назначить Хайдарову У. досрочную страховую пенсию по старости.
Истец Хайдаров У., представитель истца – Любочко Е.В., действующая на основании доверенности от 29.08.2023г., в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнений, поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика – Королева А.С., действующая на основании доверенности от 27.12.2023г., возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что в нарушение п.9 договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 15.09.2021г. между РФ и Республикой Таджикистан, у Хайдарова У. отсутствует стаж на территории РСФСР и РФ. При этом Хайдаров У. вправе обратиться в пенсионный орган Республики Таджикистан с заявлением о назначении пенсии и переводом ее на территорию РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсия" установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
21.10.2022г. вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенный 15.09.2021г. (далее – Договор).
Согласно Договору лица, переселившиеся на постоянное место жительства из одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны, имеют право обратиться за назначением пенсии по условиям Договора.
Статьей 7 Договора установлено, что застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся стороны, на территории которой они осуществляют трудовую (работа по найму) и (или) иную (работа не по найму) деятельность, если иное не предусмотрено на стоящим Договором.
Согласно ст.9 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации – страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан – страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
Статьей 5 Договора установлено, что по заявлению застрахованного лица назначенные пенсии могут выплачиваться ему на территории Договаривающейся стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию Договаривающейся Стороны (п.1).
При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся стороной, ее назначившей (п.3).
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что 02.11.2022г. Хайдаров У. обратился в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии по старости, представив среди прочих документов вид на жительство иностранного гражданина, выданный 12.09.2022г.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 30.01.2023г. №№ отказано в установлении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на территории РФ и РСФСР в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенный 15.09.2021г.
При этом согласно информации, представленной ответчику Управлением агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в г.Пенджикенте, выплата пенсии Хайдарову У. прекращена с января 2023 года, за декабрь 2022г. пенсия истцом получена. Также в адрес ОПФР по Красноярскому краю направлено пенсионное дело Хайдарова У.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Хайдаров У. являлся получателем пенсии на территории Республики Таджикистан, выехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, страхового стажа на территории Российской Федерации и/или Российской Советской Федеративной Социалистической Республики не имеет, в связи с чем, оснований для признания решения ОПФР по Красноярскому краю от 30.01.2023г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости не имеется.
При этом суд отмечает, что при назначении пенсии Хайдарову У. на территории Республики Таджикистан изучался вопрос о включении периодов работы и иной деятельности в страховой стаж, по результатам которого было вынесено решение о назначении пенсии Хайдарову У., а кроме того, у истца отсутствует страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в связи с чем, оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца не имеется.
Кроме того, суд отмечает, что права Хайдарова У., являющегося гражданином Республики Таджикистан и получателем пенсии на территории Республики Таджикистан, на пенсионное обеспечения оспариваемым решением не нарушены, поскольку выплата пенсии должна производиться пенсионным органом Республики Таджикистан в силу положений п.3 ст.5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, согласно которого при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся стороной, ее назначившей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хайдарова Унайны к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 31 января 2024 года.
Копия верна.