Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-492/2024 (2-7018/2023;) ~ М-6199/2023 от 10.10.2023

66RS0007-01-2023-007119-16                                                                                                                              <данные изъяты>

Дело № 2-492/2024                                                         Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 г.                                                                                                   г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н., при секретаре судебного заседания Кокотаевой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой Елены Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Беляева Е.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старости. В обоснование иска указано, что истец имеет выработанный медицинский стаж 34 года 02 месяца 29 дней, ИПК 70,239. Истец обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно с приложением документов, подтверждающих соответствующее право. Решением ОСФР по Свердловской области от 12.09.2023 в назначении пенсии отказано. Ответчиком не включены в специальный стаж истца следующие периоды работы: с 16.09.1999 по 05.12.2000 в Муниципальном учреждении социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; с 23.04.2008 по 11.06.2008 в ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония»; с 22.11.2011 по 29.01.2016 в ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс».

На основании изложенного, истец просит:

- признать решение ОСФР по Свердловской области об отказе в назначении пенсии незаконным;

- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы с 16.09.1999 по 05.12.2000 в Муниципальном учреждении социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; с 23.04.2008 по 11.06.2008 в ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония»; с 22.11.2011 по 29.01.2016 в ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс»;

- возложить на ответчика обязанность назначить пенсию по старости досрочно с 13.06.2023.

В судебном заседании истец Беляева Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ОСФР по Свердловской области Померанец Н.В. исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать. На момент подачи заявления у Беляевой Е.Ю. права на досрочную пенсию не имелось, требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления являются необоснованными.

Третьи лица ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония», ООО Медицинский центр «Доктор Плюс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, причины неявки суду не известны.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.

При таких обстоятельствах судом определено рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Беляева Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 13.06.2023 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30.1.20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Стаж на соответствующих видах работ на дату обращения Беляевой Е.Ю., принятый к зачету, составляет 28 лет 10 месяцев 13 дней.

Решением ОСФР по Свердловской области от 06.09.2023 Беляевой Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

Ответчиком отказано во включении в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с 16.09.1999 по 05.12.2000 в Муниципальном учреждении социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, в связи с тем, что в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 вид учреждения МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» не поименован.

Однако в пункте 31 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в перечне учреждений социального обслуживания поименован, в том числе, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Таким образом, период работы истца с 16.09.1999 по 05.12.2000 в Муниципальном учреждении социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в должности медицинской сестры - подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении.

Ответчиком отказано во включении в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с 23.04.2008 по 11.06.2008 в ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония» в должности процедурной медицинской сестры; с 22.11.2011 по 29.01.2016 в ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс» в должности медицинской сестры, поскольку работодатели истца не относятся к учреждениям здравоохранения.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 27).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Истец в спорные периоды времени осуществляла свою деятельность не в учреждениях, а в организациях, изначально созданных в иной организационно-правовой форме, в связи с чем у пенсионного органа не возникло права на включение данных периодов работы в специальный стаж.

В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.

В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст. ст. 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Пунктом 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (утратила силу с 01.09.2014) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Аналогичное определение учреждения закреплено и в п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно Номенклатуре учреждений, здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 № 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.06.2003 № 229 и приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627, к учреждениям здравоохранения относятся: лечебно-профилактические учреждения; учреждения здравоохранения особого типа; учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.

В силу положений ст. ст. 50, 66, 87 Гражданского кодекса Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью относятся к числу коммерческих организаций.

При таком положении, по своей организационно-правовой форме ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония» и ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс» не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Кроме того, вышеуказанные работодатели при подаче в пенсионный орган сведений о стаже Беляевой Е.Ю. код особых условий труда не указывали.

Также ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс» в пояснениях от 29.12.2023 указало, что перечень льготных профессий и должностей ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс» в настоящий момент находится на согласовании в СФР по Свердловской области. Ранее такой перечень с Пенсионным фондом РФ не согласовывался. Ранее занимаемые Беляевой Е.Ю. должности в данный перечень включены (п. 16, 99, 113 перечня). Код льготы при сдаче сведений для индивидуального персонифицированного учета в отношении Беляевой Е.Ю. не проставлялся.

При этом документов, подтверждающих согласование перечня льготных профессий, не представлено.

ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония» в ответе от 19.12.2023 указало, что в период работы Беляевой Е.Ю. перечень льготных профессий и должностей с пенсионным органом не согласовывался, соответственно, занимаемая ею должность к такому перечню не могла быть отмесена, и при подаче сведений для индивидуального персонифицированного учета в отношении Беляевой Е.Ю. код льготы не проставлялся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе Беляевой Е.Ю. в удовлетворении требования о включении периодов работы с 23.04.2008 по 11.06.2008 в ООО Медико-фармацевтический центр «Гармония» в должности процедурной медицинской сестры; с 22.11.2011 по 29.01.2016 в ООО «Медицинский центр «Доктор Плюс» в должности медицинской сестры в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

С учетом рассматриваемых и зачтенных судом периодов, истец выработала требуемый 30-летний стаж в 2023 г., соответственно, право на страховую пенсию по старости возникло у истца в 2021 г.

Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» установлены сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста).

В частности, в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2023 году страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

С учетом вышеуказанных норм, на дату вынесения решения оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии не имеется.

Таким образом, исковые требования Беляевой Е.Ю. о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Беляевой Елены Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старости – удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области включить в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы Беляевой Елены Юрьевны (СНИЛС ):

- с 16.09.1999 по 05.12.2000 в должности медицинской сестры в Муниципальном учреждении Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 06.09.2023 в части невключения в стаж на соответствующих видах работ указанного периода.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                                                                                                                          Е.Н. Грязных

2-492/2024 (2-7018/2023;) ~ М-6199/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Беляева Елена Юрьевна
Ответчики
ОПФ по СО
Другие
ООО Медицинский центр "Доктор Плюс"
ООО Медико-фармацевтический центр "Гармония"
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Грязных Елена Николаевна
Дело на странице суда
chkalovsky--svd.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее