Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3375/2023 ~ М-2601/2023 от 16.05.2023

Дело №2-3375\2023                    27 ноября 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего Платоновой Н.М.

при секретаре Белоусовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском

27 ноября 2023 года

дело по иску Лачкепиани Т.З. к Администрации городского округа – <адрес>, Управлению муниципальным имуществом администрации городского округа – <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Лачкепиани Т.З. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа – <адрес>, Управлению муниципальным имуществом администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование, указав, что она, её сыновья Алиев Э.Э. оглы, Москвитин А.И., дочь Москвитина К.И., являющаяся инвалидом первой группой, которая решением суда была признана недееспособной, с "."..г. состоят на учете в списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Более 8 лет её семья не может получить жилье по договору социального найма, проживает в непригодных условиях для проживания в коммунальной комнате на 3 этаже в общей кухней и санузлом. Иного жилого помещения не имеют. Её дочь Москвитина К.И. имеет заболевание центральной нервной системы со стойким нарушением функций опорно-двигательного аппарата, нарушение мочевыводительной функции; состоит на учете в психиатрической больнице у врача-невролога; передвигается с использованием кресла-коляски. Согласно ИПР жилое помещение, где проживает её дочь, должно быть оборудовано специальными средствами и приспособлениями для передвижения, которые по месту их проживания отсутствуют. Условиями предоставления жилья лицам с ограниченными возможностями является проживание семьи в жилом помещении, площадь которого при перерасчете на каждого родственниками не соответствует требуемым нормам, технические и санитарные характеристики помещения, в котором проживает инвалид и его семья, не отвечает установленным нормам, квартира расположена выше второго этажа, лицо с ограниченными возможностями проживает в общежитии в коммунальной квартире. Поскольку её семья признана нуждающейся в жилом помещении, признана малоимущей, жилое помещение, котором проживает её семья и инвалид первой группы не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, просит суд обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ей на состав семьи 4 человека во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям городского округа – <адрес>, и находящемуся в черте городского округа – <адрес>.

Истец Лачкепиани Т.З., а также как законный представитель Москвитиной К.И., в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков администрации городского округа – <адрес>, Управления муниципальным имуществом администрации городского округа <адрес> Арисова Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица Алиев Э.Э. оглы, Москвитин А.И., представители третьих лиц ГБУЗ "Городская клиническая больница №..." <адрес>, ГБУЗ "Городская детская больница", ГБУЗ "Городская детская поликлиника №..." в судебное заседание не явились, извещены в установленном порядке.

Суд, выслушав истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По нормам гражданского процессуального закона в компетенцию суда входит проверка представленных сторонами по делу доказательств, включая представленных сторонами по делу доказательств в виде подробных мотивированных расчетов сумм.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля, как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этой же статьей Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создания условий для осуществления права на жилище.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условия, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть третья).

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона, включающее в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Как следует из норм Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, и мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъектов Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (утв. постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской обл. от 07.12.2022 № 7253) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Среди прочих, заявитель самостоятельно представляет документ, выданный медицинской организацией, с указанием кода заболевания, включенного в Перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), - при наличии в составе семьи гражданина больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Результатом предоставления муниципальной услуги является решение администрации о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и выдача уведомления о принятии на учет либо решение администрации об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 2.3 регламента).

В судебном заседании установлено, что Лачкепиани Т.З. является матерью Москвитиной К.И., которая является инвалидом первой группы с детства, и вступившим в законную силу решением Волжск/ого городского суда <адрес> от "."..г. по делу №... признана недееспособной.

Постановлением администрации городского округа – <адрес> №... от "."..г. Лачкепиани Т.З. назначена опекуном Москвитиной К.И.

Кроме того, Лачкепиани Т.З. является матерью Алиева Э.Э. оглы, "."..г. года рождения, Москвитина А.И., "."..г. года рождения.

Лачкепиани Т.З. с детьми зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности (по 1/3 доли каждому) Москвитиной К.И., Москвитину А.И. и Алиеву Э.Э. оглы.

Постановлением администрации городского округа – <адрес> №... от "."..г. Лачкепиани Т.З. принята на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 4 человека: она, Лачкепиани Т.З., дочь Москвитина К.И., сын Москвитин А.И., сын Алиев Э.Э. оглы.

Согласно ответу Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - <адрес> №... от "."..г. Лачкепиани Т.З. с "."..г. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма при администрации городского округа <адрес> с составом семьи 4 человек в едином общем списке за №..., по списку граждан, признанных в установленном порядке малоимущими за №....

Указанным письмом также разъяснен порядок предоставление вне очереди жилой площади по договору социального найма, в том числе необходимость предоставления документов, подтверждающих наличие заболевания, при котором возникает право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Также Лачкепиани Т.З. сообщено, что документы, подтверждающие право на внеочередное обеспечение жилым помещением, ею не представлены, в связи с чем жилой площадью её семья будет обеспечена согласно установленной очередности.

Согласно справки ГБУЗ «Волгоградская областная психиатрическая больница №...» (Волжский филиал) от "."..г. Москвитиной К.И. установлен диагноз: Органическое <...> Данное заболевание в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от "."..г. №...-н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», не входит.

Из справки ГБУЗ "Городская клиническая больница №..." <адрес> №... от "."..г. следует, что Москвитина К.И. состоит на «Д» учете с диагнозом: <...>. Согласно приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года №987-н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», данное заболевание в перечень не входит.

Как указано выше, в силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанным в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Такой перечень был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 года №378 и действовал до 01 января 2018 года. С 01 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года №987н.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.

Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из данной нормы, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне. В отсутствие совокупности указанных условий гражданин не подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди.

Из справки ГБУЗ "Городская клиническая больница №..." <адрес> №... от "."..г. следует, что Москвитина К.И. состоит на «Д» учете с диагнозом: <...>. Согласно приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года №9991-н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам страдающим ими, право на дополнительную площадь», данное заболевание в перечень входит.

Вместе с тем, правовые последствия наличия заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, и заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, различны.

Право на предоставление жилой площади вне очереди на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено лишь лицам, страдающим заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Правом на дополнительную жилую площадь, истец в интересах опекаемой может при предоставлении жилого помещения.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.

Частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.

Документы о наличии заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, действующий на момент возникновения спорных правоотношений истцом не представлены, в связи с чем, право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации у него не возникло.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе Лачкепиани Т.З. в удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям городского округа – <адрес>, и находящееся в черте городского округа - <адрес> не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░.░,., ░░░░░ ░.░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░.) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ "."..░..

░░░░░:

2-3375/2023 ~ М-2601/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лачкепиани Татьяна Зурабовна
Ответчики
Управление муниципальным имуществом администрации г\о г.Волжский Волгоградской области
Администрация городского окурга - г. Волжский
Другие
ГБУЗ "Городская детская больница"
ГБУЗ "Городская клиническая больница №3" г.Волжский
Москвитина Ксения Игоревна
Москвитин Алексей Игоревич
Алиев Эмиль Эльман оглы
ГБУЗ "Городская детская поликлиника №1"
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Платонова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
16.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2023Подготовка дела (собеседование)
14.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.07.2023Предварительное судебное заседание
01.08.2023Предварительное судебное заседание
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Дело оформлено
10.06.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее