Дело № 2-1-369/2020 УИД 32RS0№-35
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Выгоничи 24 декабря 2020 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
помощника прокурора <адрес> –
Гузеева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению ветеринарии <адрес> о признании скотомогильника бесхозяйным и понуждении провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование (<адрес>),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан и принятых мер, направленных на предупреждение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства. Так, на территории Утынского сельского поселения <адрес> вблизи <адрес> расположен не имеющий собственника неиспользуемый скотомогильник (биотермическая яма) площадью <данные изъяты> квадратных метров, последнее захоронение отходов в который осуществлено в <дата> году. Управление ветеринарии <адрес>, ответственное за организацию ликвидации неиспользуемых бесхозяйных скотомогильников, до настоящего времени не приняло меры по ликвидации указанного скотомогильника, существование которого в условиях отсутствия контроля за его использованием не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей. Просил суд признать указанный скотомогильник бесхозяйным, обязать ответчика провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование и включить в сводный перечень неиспользуемых бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования уточнил в части срока исполнения требований, просил обязать ответчика провести необходимые мероприятия до <дата>.
Представитель ответчика Управления ветеринарии Брянской области в судебное заседание не явился, от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В этом же заявлении указал на согласие с требованиями прокурора.
Третьи лица – представители ГБУ <адрес> «<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», администрации <адрес>, Утынской сельской администрации, в судебном заседании не присутствовали, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.
На основании положений ч.5 ст.167 ГПК РФ настоящее дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, заслушав объяснения сторон, обсудив признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исковые требования прокурора <адрес> основаны на несоблюдении требований об охране здоровья граждан и принятых мер, направленных на предупреждение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, влекущем возможность распространения опасных заболеваний и причинение вреда жизни и здоровью людей.
В соответствии с ч.2 ст.7, ст.20, ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту жизни, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиях органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения относится решение вопроса организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подзаконными актами.
В соответствии с п.п. 1.5, 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных постановлением Минсельхозпрода РФ от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими правилами возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела (ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник №), на территории Утынского сельского поселения <адрес> вблизи <адрес> расположен неиспользуемый скотомогильник (биотермическая яма), площадью <данные изъяты> квадратных метров.
Актом обследования ГБУ <адрес> «<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» от <дата> установлено, что последнее захоронение биологических отходов в скотомогильник осуществлено в <дата> году.
Указанный скотомогильник на балансе <адрес>ной администрации, Утынской сельской администрации <адрес> не состоит, сведения о государственной регистрации прав на скотомогильник в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается письмом ГБУ <адрес> «<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» от <дата> №, письмом Утынской сельской администрации от <дата> №, письмом администрации <адрес> от <дата> №.
Из двух ответов МО по Почепскому, Выгоничскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> от <дата> № следует, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором находится скотомогильник, а также на скотомогильник, отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Под неиспользуемым (бесхозяйным) скотомогильником в соответствии с п.1.3 Порядка ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории <адрес>, утвержденных Постановлением <адрес> от <дата> №-п, понимается участок земли, который не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, а также имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2-х лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.
В силу п. 2.2. указанного Порядка, мероприятия по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников включают в себя следующие этапы: ветеринарно-санитарное освидетельствование (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование); формирование сводного перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории <адрес>, подлежащих ликвидации; ликвидация неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
В соответствии с п.4 Порядка, на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников управление ветеринарии <адрес> утверждает перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации.
Материалами дела установлено и подтверждено в судебном заседании, что Управлением ветеринарии <адрес> меры по организации ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника, расположенного на территории Утынского сельского поселения <адрес> вблизи <адрес> не приняты, в перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, указанный скотомогильник не включен.
Вышеперечисленные нормы законодательства и обстоятельства дела указывают на обоснованность исковых требований прокурора <адрес>.
Помимо этого, согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик Управление ветеринарии <адрес> полностью признало исковые требования, с которыми обратился в суд прокурор <адрес>, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ч.1 ст.39 ГПК РФ, признание ответчиком иска в полной мере приводит к восстановлению нарушенных прав истца, при этом нарушение прав и законных интересов какой-либо из сторон, участвующих в деле, признание иска повлечь не может, а поэтому суд приходит к выводу принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда требуются временные затраты, связанные в том числе с погодными условиями, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании скотомогильника бесхозяйным и понуждении провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование (<адрес>) удовлетворить.
Признать скотомогильник, расположенный на территории <адрес> вблизи <адрес> бесхозяйным.
Обязать Управление ветеринарии Брянской области в срок до <дата> провести ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника, расположенного на территории <адрес> вблизи <адрес>, путем эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования.
Включить скотомогильник, расположенный на территории <адрес> Брянской вблизи <адрес>, в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, на территории Брянской области, в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова