Дело 2-1830/2024 (2-6895/2023)
32RS0027-01-2023-006412-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года гор.Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., с участием истца Козловой Н.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Натальи Эдуардовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о включении периодов работы в стаж медицинской деятельности, о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Н.Э. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 04.08.2023г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу на протяжении 30 лет, осуществлявшему медицинскую деятельность по охране здоровья.
Решением ответчика №228903/23 от 25.08.2023г. истцу отказано в установлении пенсии, в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием 30 –летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно решению ответчика, стаж лечебной деятельности истца по состоянию на 03.08.2023 составил 28 лет 05 мес. 09 дней.
В стаж лечебной деятельности Козловой Н.Э. не были засчитаны периоды с <дата>.по <дата>, период работы участковой медицинской сестрой третьего терапевтического отделения в «АПО №1»; с <дата> по <дата> (01 год 09 месяцев 01 день) - период работы медицинской сестрой по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении " АПО №1", так как наименование учреждения АПО №1 (ГАУЗ Брянской городской поликлиники) не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных учреждениях по охране здоровья.
Истец полагает, что вышеуказанные периоды подлежат зачету в медицинский стаж, уточнив требования, просит суд обязать засчитать в медицинский стаж в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» периоды с <дата>.по <дата>, период работы участковой медицинской сестрой третьего терапевтического отделения в «АПО №1»; с <дата> по <дата> (01 год 09 месяцев 01 день) - период работы медицинской сестрой по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении " АПО №1", установить, что выработанный медицинский стаж Козловой Н.Э. по состоянию на 30.04.2023 составляет 30 лет.
В судебном заседании истец Козлова Н.Э. поддержала заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения, пояснила, что длительное время осуществляла трудовую деятельность в ГАУЗ «Брянская областная поликлиника №1», которая ранее именовалась как «АПО№1 г.Брянска», что подтверждается Уставом и справками о переименовании, работала в должности медицинской сестры, затем старшей медицинской сестры. Просила иск удовлетворить с учетом представленных доказательств.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила письменные возражения относительно заявленных требований, в которых полагала отказ в назначении досрочной пенсии истцу обоснованным.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (ст. 39 ч. 2).
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 04.08.2023г. истец Козлова Н.Э. обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу на протяжении 30 лет, осуществлявшему медицинскую деятельность по охране здоровья.
Решением ответчика №228903/23 от 25.08.2023г. истцу отказано в установлении пенсии, в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием 30 –летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно решению ответчика, стаж лечебной деятельности истца по состоянию на 03.08.2023 составил 28 лет 05 мес. 09 дней.
В стаж лечебной деятельности Козловой Н.Э. не были засчитаны в числе иных периоды: с <дата> по <дата> – участковая медсестра третьего терапевтического отделения АПО №1 (ГАУЗ Брянской городской поликлиники), так как наименование учреждения АПО №1 (ГАУЗ Брянской городской поликлиники) не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных учреждениях по охране здоровья.
Истец полагает решение ответчика в части вышеуказанных периодов необоснованным, обратилась за судебной защитой своих прав.
Материалами дела подтверждается и следует из копии трудовой книжки, что Козлова Н.Э. <дата> принята на должность медсестры пульмонологического отделения, <дата> уволена переводом в АПО-1, <дата> принята на должность участковой медицинской сестры в АПО №1, <дата> переведена медсестрой в ФТО, <дата> присвоен 7 разряд, <дата> присвоен 8 разряд, 19.07.2000г. АПО №1 переименовано.
Исходя из содержания решения ОСФР и содержания трудовой книжки истца спорными являются периоды работы истца в АПО №1 г.Брянска 1 год 10 месяцев 01 день:
с <дата> по <дата> в должности участковой медсестры
с <дата> по <дата> в должности медсестры физиотерапевтического отделения.
Ответчиком не включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии указанные периоды, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных учреждениях по охране здоровья населения.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), применяется в частности Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно пункту 1 Списка N 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения, засчитывается лечебная и иная работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Списком, утвержденным Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, в пункте 8 раздела "наименование учреждений" указаны "поликлиники, в пункте 9 «амбулатории».
Также, Списком N 781 от 29.10.2002 года предусмотрены, в том числе, поликлиники всех наименований (п. 9), амбулатории (п.10).
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 07.05.1990 №518-р, решения Исполкома Брянского областного Совета народных депутатов от 18.02.1990 №519, приказа Областного управления здравоохранения от 21.12.1990 №469 и приказа Брянского горздравотдела от 26.12.1990 №549 "О переводе лечебных учреждений горздравотдела на новые условия хозяйствования" с 01.01.1991 на базе Городской поликлиники №1 организовано Амбулаторно-поликлиническое объединение №1 (АПО №1г. Брянска, ул.Куйбышева, д.3) в составе: Городская поликлиника№1, женская консультация №1, амбулатория пос. Радица-Крыловка, что подтверждается Приказом от 02.01.1991г об организации Амбулаторно-поликлинического объединения №1.
На основании приказа управления здравоохранения №94 от 19.07.2000г, Свидетельства о государственной регистрации учреждения №559 от 31.07.2000г "АПО№1" г. Брянска переименовано в МУЗ "Городская поликлиника №1 г. Брянска".
На основании распоряжения администрации Брянской области №985 от 02.12.2010г "О передаче муниципальных учреждений здравоохранения из муниципальной собственности в собственность Брянской области", приказа департамента здравоохранения Брянской области №845 от 29.12.2010г "Об учреждении устава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Брянская городская поликлиника №1", свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 14.01.2011г и устава ГБУЗ "Брянская городская поликлиника №1" МУЗ "Городская поликлиника №1 г.Брянска" переименована в ГБУЗ "Брянская городская поликлиника №1", что подтверждается справкой о переименовании, выданной ГАУЗ "БГП№1" №309 от 20.12.2023г.
На основании приказа администрации Брянской области департамента здравоохранения № 60 от 31.01.2013г "О создании государственных автономных учреждений здравоохранения", в соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 31.01.2013г №94 "О создании государственных автономных учреждений здравоохранения", свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 01.04.2013г и устава ГАУЗ "Брянская городская поликлиника №1" государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Брянская городская поликлиника №1" переименована в государственное автономное учреждение здравоохранения " Брянская городская поликлиника №1".
Согласно Уставу "АПО №1"основными задачами предприятия являются: проведение комплекса лечебных амбулаторно - поликлинических и профилактических медицинских мероприятий взрослому населению на закрепленной территории как на дому, так и на амбулаторном приеме, предприятий и учреждений на закрепленной территории по оказанию амбулаторной, лечебной и профилактической медицинской помощи.
Таким образом, "АПО №1" являлось лечебным учреждением здравоохранения, а, следовательно, спорные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
Истец в последующий период, то есть с <дата> продолжила работу в должности медсестры в этом же лечебном учреждении, при этом период с <дата> включен в специальный стаж истца ответчиком самостоятельно.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд приходит к выводу, что представленные по делу доказательства в своей совокупности в полной мере подтверждают обоснованность доводов истца о включении спорных периодов в её специальный стаж.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением N 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2023 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению не ранее чем через 60 месяцев после возникновения на нее права.
Возникновение у истца права на досрочное назначение пенсии обусловлено установлением необходимой продолжительности специального стажа на определенную дату.
С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов, стаж, дающий право на назначение истцу страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составит 30 лет по состоянию на 30 апреля 2023г., что истец просит установить.
Проанализировав представленные в деле доказательства, суд приходит к выводу, об удовлетворении иска Козловой Н.Э. с учетом уточнения требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление Козловой Натальи Эдуардовны -удовлетворить.
Включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Козловой Натальи Эдуардовны в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» периоды работы истца в АПО №1 г.Брянска (1 год 10 месяцев 01 день): с <дата> по <дата> в должности участковой медсестры третьего терапевтического отделения в «АПО №1», с <дата> по <дата> в должности медсестры физиотерапевтического отделения" АПО №1".
Установить, что специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Козловой Натальи Эдуардовны в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» по состоянию на 30.04.2023 составляет 30 лет.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд Брянской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Любимова Е.И.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.02.2024