Мировой судья судебного участка № 1
Ленинского судебного района г. Перми
Мухина Е.Л.
(Дело № 5-588/2023)
Материал № 12-1132/2023
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2023 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Евдокимова Т.А.,
с участием защитника Пастуха В.Е.- Хафизовой И.Ф., действующей на основании доверенности,
прокурора прокуратуры Пермского края Исцелемовой А.И., на основании служебного удостоверения,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Пастуха Василия Евстафьевича на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судья судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 08.06.2023 о привлечении заместителя министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастуха ФИО10 к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 08 июня 2023 заместитель министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастух В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде уплаты штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 77-79).
Не согласившись с принятым решением, Пастухом В.Е. подана жалоба, в которой просить отменить вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая на то, что в нарушение требования ст. ст. 24.1, 26.1, 2.4, 1.5 КоАП РФ при его вынесении вопрос о наличии вины Пастуха В.Е. в совершении вменяемого ему правонарушения мировым судьей исследовался не в полном объеме. Судом при рассмотрении дела не принято во внимание, что в силу п. 4 ч.1 ст.10 Федерального закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных и обращении вопросов, за исключении случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона. Из буквального толкования диспозиции ст. 5.59 КоАП РФ следует, что административная ответственность по данной статье наступает для должностного лица при невыполнении им административно-правовой обязанности, связанной с рассмотрением обращения гражданина, либо общественного объединения. В соответствии с ч.3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Пунктом 5 ст. 4 данного закона установлено понятие должностного лица, к которому относится лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления, в связи с чем вменение Пастуху В.Е. нарушения порядка рассмотрения обращения граждан в части не перенаправления копии обращения ФИО6 в семидневный срок является незаконным. По результатам рассмотрения обращения заявителю предоставлен ответ, что рассмотрение указанного вопроса не входит в компетенцию Министерства и его обращение передано на рассмотрение в Фонд. На основании вышеизложенного, право заявителя на рассмотрения его обращения, в также право по смене собственника жилого помещения не нарушены. Таким образом, вина Пастуха В.Е. в совершении данного правонарушения отсутствует. 15.03.2023 в Министерство поступило обращение ФИО7 по вопросу устранения недостатков капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Указанное обращение зарегистрировано в Министерстве 17.03.2023 № 24-04-01- 102-457Х. Обращение было расписано для рассмотрения Пастуху В.Е. На странице 3 обращения заявитель ставит вопрос о причинах отсутствия принятого решения о необходимости одновременного проведения работ по ремонту крыши и фасада. Письмом Министерства от 14.04.2023 № 24-04-01-102-682Х заявителю разъяснено, что Региональная программа капитального ремонта формируется на основании сведений органов местного самоуправления, и собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества. Также разъяснен порядок внесения изменений в Региональную программу в соответствии с Порядком установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 289-п. Заявителю указано, что в связи с непредоставлением органами местного самоуправления необходимой информации для включения в Региональную программу капитального ремонта работ по фасаду многоквартирного дома данный вид работ не отражен в Региональной программе капитального ремонта. Ответ по остальным вопросам заявителю также представлен. Пастухом В.Е. исполнены требования Закона № 59-ФЗ в части обеспечения объективного, всестороннего рассмотрения обращения ФИО7, права заявителя не нарушены. При вынесении постановления необоснованно не применены нормы ст. 2.9 КоАП РФ. Деяние Пастуха В.Е. формально сдержит все признаки состава вмененного административного правонарушения, однако исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения и положений ст. 2.9 КоАП РФ, является малозначительным, поскольку, учитывая, что им приняты меры к рассмотрению обращений ФИО6 и ФИО7 Направление обращения ФИО6 на рассмотрение Фонда по истечению семидневного срока, не повлекло существенного вреда охраняемым законом отношениям, не содержит угрозу для личности, общества и государства. Обращение ФИО7 рассмотрено в полном объеме (л.д. 82-85).
Пастух В.Е. в суд не явился, извещен по месту жительства и работы, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Защитник Пастуха В.Е. при рассмотрении доводы жалобы поддержала.
Прокурор прокуратуры Пермского края выразила несогласие с доводами жалобы, указала, что вина Пастуха В.Е. в совершении правонарушения подтверждена надлежащим образом, нарушения имели место быть.
Судья, изучив материалы дела, выслушав защитника, прокурора, приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В силу части 4 статьи 1 данного Федерального закона установленный им порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ); письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Из положений статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, помимо прочего, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения председателя Правительства Пермского края № 4-ркп от 12.01.2023 Пастух В.Е. назначен на должность государственной гражданской службы Пермского края заместителя министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края с 12.01.2023 (л.д. 29, 30-33)
В соответствии с пунктами 3.7, 3.7.3, 3.8, 3.8.2, 5.2.1, 5.2.6 должностного регламента заместителя министра от 01.01.2023 заместитель министра организует и контролирует работу гражданских служащих управления стратегических и региональных проектов Министерства, а также несет ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан РФ (л.д. 34-44), с которым Пастух В.Е. ознакомлен.
В Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 09.03.2023 поступило обращение ФИО6 по вопросу корректировки платы за капитальный ремонт.
Указанное обращение зарегистрировано 09.03.2023 и передано на рассмотрение и подготовку ответа Пастуху В.Е., что подтверждается карточкой регистрации документа (л.д. 24)
Заместителем министра Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Пастухом В.Е. в адрес ФИО6 отправлен ответ № 24-04-102-542К от 29.03.2023 о том, что ее обращение направлено для рассмотрения по существу указанного вопроса и принятия мер в адрес НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (л.д.23)
В адрес прокуратуры Пермского края 03.04.2023 поступило обращение ФИО8 на бездействие должностных лиц Министерства жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства <Адрес> по рассмотрению обращения ФИО6 от 09.03.2023 (л.д. 12-13).
Прокуратурой Пермского края 11.04.2023 в адрес Министерства жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края направлен запрос о предоставлении документов (л.д. 14-15).
Министерством жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 19.04.2023 в адрес прокуратуры Пермского края, на запрос от 11.04.2023, направлены документы (л.д. 17).
17.03.2023 в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края поступило обращение ФИО7 от 15.03.2023 по вопросам невключения в региональную программу капитального ремонта общего имущества ремонта фасада дома № 25 по улице им. Газеты «Правда» г. Губахи, установки водосточных труб, причин неучастия представителя Министерства в приемке работ по проектированию, подписании актов выполненных работ и иным доводам (л.д. 51-55).
Указанное обращение в Министерстве было зарегистрировано 17.03.2023 (входящий №24-04-01-102-457Х) и передано на рассмотрение Пастуху В.Е.
По результатам рассмотрения обращения Холомею С.Н. 14.04.2023 Министерством за подписью Пастуха В.Е. дан ответ за № 24-04-01- 102-682Х (л.д. 56-58).
В адрес прокуратуры Пермского края 19.04.2023 поступила жалоба ФИО7 на нарушение порядка рассмотрения обращения должностными лицами Министерства жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (л.д. 46-50).
Прокуратурой Пермского края 24.04.2023 в адрес Министерства жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края направлен запрос о предоставлении информации по результатам обращения ФИО7 (л.д. 59).
Министерством жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 10.05.2023 в адрес прокуратуры Пермского края направлена копия письма от 14.04.2023 (л.д. 61).
Заместителю министра Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 16.05.2023 прокуратурой Пермского края направлено уведомление о необходимости явиться 18.05.2023 в 17 час. 00 мин. на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 10-11).
Пастух В.Е. представил заявление о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в его отсутствие с участием защитника. Защитником представлены в прокуратуру письменные возражения об отсутствии в действиях заместителя министра, начальника Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастуха В.Е. нарушений требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» (л.д. 8).
Заместителем прокурора Пермского края ФИО9 с участием защитника Пастуха В.Е. 18.05.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заместителя министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастуха В.Е., которым при рассмотрении обращения ФИО6 и ФИО7 нарушены требования ч.4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», что свидетельствует о наличии в его действиях признаков совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ (л.д. 3-5)
Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вручена защитнику.
Прокуратурой Пермского края 19.05.2023 в адрес мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми направлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами проверки (л.д. 2).
Мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющим обязанности мирового судьи судебное участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми 08.06.2023 г. с участием защитника Пастуха В.Е. и прокурора рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление, которым Пастух В.Е. как заместитель министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Оценив доводы жалобы и позицию лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, судья приходит к выводу, что выводы мирового судьи являются обоснованными, действия Пастуха В.Е. как заместителя министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края правильно квалифицированы по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»
Факт совершения заместителем министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края административного правонарушения подтверждены совокупностью вышеуказанных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Судьей установлено и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, что заместитель министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастух В.Е. является должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления и обязан соблюдать требования Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вместе с тем, в нарушение положений ч.ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение ФИО6 переадресовано в НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» 29.03.2023, в то время как зарегистрировано в Министерстве хозяйства и благоустройства Пермского края 09.03.2023, вместе с тем, срок для перенаправления обращения для разрешения в соответствии с компетенцией иному лицу, истекал 20.03.2023.
При даче ответа на обращение ФИО7 Министерством не дана оценка причинам невключения в региональную программу капитального ремонта общего имущества ремонта фасада дома № 25 по улице им. Газеты «Правда» г. Губахи, а дано лишь разъяснение о формировании региональной программы капитального ремонта на основании сведений органов местного самоуправления и возможности внесения изменений по видам работ и срокам проведения капитального ремонта в соответствии с Порядком установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 289-п.
При таких обстоятельствах заместитель министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастух В.Е. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что сроки рассмотрения, перенаправления обращений, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не подлежат применению в случае перенаправления обращения в негосударственный орган, основаны на неверном толковании закона, и не являются основанием для отмены принятого по делу постановления.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у мирового судьи не имелось.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, а также нарушение сроков перенаправления обращения, ненадлежащее исполнение обязанности по рассмотрению обращения должностным лицом органа государственной власти, на которое возложено осуществление публично значимых функций, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания правонарушения малозначительным не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 08.06.2023 о привлечении заместителя министра, начальника управления стратегических и региональных проектов Министерства хозяйства и благоустройства Пермского края Пастуха ФИО12 к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Пастуха ФИО13 – без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Подлинник решения находится в материалах дела № 5-588/2023
Мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми.