РЕ Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Тара Омской области 22 июля 2021 года
Судья Тарского городского суда Омской области Казакова Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 22 июля 2021 года дело по жалобе главы Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области Белых Н.А. на постановление № 86 от 27 мая 2021 года, вынесенное главным государственным инспектором Тарского района по пожарному надзору Плюсниным А.В. в отношении Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
27.05.2021 главным государственным инспектором по пожарному надзору Тарского района Плюсниным А.В. в отношении Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области поселения вынесено постановление № 86 об административном правонарушении, которым юридическое лицо было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 220 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности главы администрации Черняевского сельского поселения обратился в Тарский городской суд с жалобой на указанное постановление главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору от 27.05.2021, указав, что администрация Черняевского сельского поселения привлечена к административной ответственности ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение, которое заключается в том, что в период действия особого противопожарного режима на территории Омской области нарушены требования пожарной безопасности, а именно: в период действия особого противопожарного режима на территории Омской области, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов (с. Черняево, д. Советская Крестьянка, д. Кольтюгино) не созданы (не обновлены) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров по периметру. Главным государственным инспектором при вынесении постановления не дан анализ тому факту, что ежегодно Администрация Черняевского сельского поселения выполняла все требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации. В связи с аномально холодной зимой 2020-2021 года, и климатическими условиями весны 2021 года, приведение в соответствие с законодательством минерализованных полос путем производства опашки до 27.04.2021 было невозможно в связи с промерзанием почвы. Указанные мероприятия удалось провести как только позволили климатические условия. Таким образом, обстоятельства, подлежащие доказыванию, должностным лицом надзорного органа не установлены, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отсутствуют. Просит суд постановление № 86 от 27.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Черняевского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель администрации Черняевского сельского поселения по доверенности Симаков В.В. пояснил, что поддерживает доводы жалобы. Просит суд постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Черняевского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить. В случае, если судом не будет установлено оснований для прекращения производства по делу, просил действия администрации Черняевского сельского поселения переквалифицировать с ч.2 ст.20.4 КоАП РФ на часть 1 ст.20.4 КоАП и снизить размер назначенного штрафа.
Суд, изучив материалы дела, жалобу, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" соблюдение требований пожарной безопасности в равной мере относится к гражданам, индивидуальным предпринимателям, организациям и их руководителям.
В соответствии со ст. 16 Закона о пожарной безопасности к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
В соответствии с п. 63 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (в редакции действующей на момент совершения административного правонарушения) в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
18 мая 2021 г. государственным инспектором Тарского района по пожарному надзору Абрамовым Д.А. был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому, 02.05.2021 года в 10 часов 00 минут на территории населенных пунктов с. Черняево, д. Советская Крестьянка, д. Кольтюгино администрацией Черняевского сельского поселения нарушены требования пожарной безопасности пункта 63 Правил противопожарного режима В РФ, утвержденные постановление Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года, а именно: в период действия особого противопожарного режима, введенного на территории Омской области постановлением правительства Омской области от 23.04.2021 № 162-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области», в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию с. Черняево, д. Советская Крестьянка, д. Кольтюгино не созданы (не обновлены) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров по периметру (л.д. 8-9).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
В качестве доказательства виновности Черняевского сельского поселения в ненадлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, должностным лицом административного органа представлен протокол об административном правонарушении от 18 мая 2021 г. № 86, информация начальника ОУУПиПДН ОМВД России по Тарскому району Мотовилова, объяснения лица, привлекаемого к ответственности, Постановление Правительства Омской области от 23.04.2021 № 162-п.
Факт того, что до начала противопожарного режима вокруг населенных пунктов (с. Черняево, д. Советская Крестьянка, д. Кольтюгино) не были созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, Администрацией Черняевского сельского поселения не оспаривался, доказательств обратного суду не представлено.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены в полном объеме. Доводы жалобы о том, что администрацией сельского поселения предприняты все меры по исполнению требований пожарной безопасности, опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств. Суду не представлено доказательств тому, что до начала пожароопасного периода, то есть до 23.04.2021 года Администрацией Черняевского сельского поселения предпринимались меры для создания вокруг сельских поселений минерализованных полос шириной не менее 10 метров, как не представлено и доказательств тому, что, при невозможности устройства минерализованных полос путем опашки, сельское поселение обращалось к должностным лицам органов пожарного надзора за разъяснением по вопросу возможности устройства минерализованных полос иным способом.
Приведенные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется. Приведенные выше доказательства оценены в их совокупности с другими доказательствами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказате��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????*????????h�???j�??????J?J????Й?Й??????J?J????????????*??????h�??j�??????J?J?????????J?J??�????????H??�???�?????????�?�
Вместе с тем относительно вопроса квалификации, суд считает, что действия юридического лица квалифицированы неверно, исходя из следующего.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Следовательно, состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, образуют нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
При таких обстоятельствах, самого по себе факта выявления правонарушения в период действия особого противопожарного режима недостаточно для утверждения о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В данном случае, доказыванию подлежит факт совершения в такой период действий, нарушающих требования пожарной безопасности, квалифицируемых по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Диспозиция части 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а не за нарушение требований пожарной безопасности, выявленные в период действия особого противопожарного режима.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения юридического лица Администрации Черняевского сельского поселения послужил факт не исполнения до начала противопожарного режима обязанности по созданию вокруг населенных пунктов (с. Черняево, д. Советская Крестьянка, д. Кольтюгино) по периметру минерализованной полосы шириной не менее 10 метров. При этом, согласно Приказа Министерства региональной безопасности Омской области от 26.03.2021 года № 13-П «О мерах по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов в пожароопасный период 2021 года», начало пожароопасного сезона на территории Тарского района Омской области установлено с 23.04.2021 года. Особый противопожарный режим на территории Омской области установлен постановлением Правительства Омской области от 23.04.2021 года №162-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области» с 27.04.2021 года.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что описанные в оспариваемом постановлении нарушения возникли именно в период действия особого противопожарного режима, а не ранее.
Кроме того, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности при совершении длящегося правонарушения, выявленного в период действия особого противопожарного режима.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Следовательно, квалификации по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ подлежат именно правонарушения, начавшиеся совершаться лицом в период действия особого противопожарного режима.
Согласно позиции, закрепленной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым переквалифицировать действия Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Суд квалифицирует действия Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.