Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-548/2021 ~ М-522/2021 от 13.05.2021

КОПИЯ

Дело № 2-548/2021

УИД: 29RS0021-01-2021-000762-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                     19 августа 2021 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Родионовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к Щёкиной Наталье Николаевне о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельных участков, признании отсутствующим права собственности на земельные участки,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент лесного хозяйства по СЗФО, Департамент) обратился в суд с иском к Щёкиной Н.Н. о признании отсутствующим права собственности на земельные участки. Исковые требования мотивирует тем, что Щёкина Н.Н. является собственником земельных участков: с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, то есть федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Проведенной проверкой установлено, что спорные земельные участки расположены в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, Плесецкое лесничество, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером частично расположен в квартале 3 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты>) Плесецкого лесничества, <адрес>, площадь пересечения составляет <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в квартале 15 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты>) Плесецкого лесничества, <адрес>, площадь пересечения составляет <данные изъяты>. Право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам лесоустройства, спорные земельные участки располагаются в границах Плесецкого лесничества <адрес>, а именно на территории лесного участка с кадастровым номером . По заключению Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ спорные земельные участки находятся в границах земельного участка лесного фонда. Кроме того, Управлением Россельхознадзора по <адрес>, <адрес> и <адрес> представлены акты административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых, на всей площади земельных участков не осуществляется сельскохозяйственное производств, зафиксировано густое зарастание древесной (закустаренность/залесенность) растительностью, что исключает применение норм Федерального закона № 280-ФЗ. Спорные земельные участки являются лесным участком из состава земель лесного фонда и не могут находиться в частной собственности. Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества. Решение о предоставлении ответчику спорных земельных участков, либо решение о переводе спорных участков в земли другой категории, о передаче их в собственность иных лиц, не принималось. Правовые основания как для постановки на государственный кадастровый учет, так и для регистрации права собственности ответчика на спорные земельные участки отсутствовали. Считает, что право собственности ответчика на спорные земельные участки возникло на незаконных основаниях. В целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации право собственности ответчика на спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда подлежит признанию отсутствующим. Департамент лесного хозяйства по СЗФО просит признать отсутствующим право собственности Щёкиной Н.Н. на земельный участок с кадастровым номером в части наложения <данные изъяты> площади указанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером (в квартале 3, Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты> Плесецкого лесничества <адрес>), а также на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

В ходе рассмотрения дела Департамент лесного хозяйства по СЗФО уточнил и увеличил исковые требования, просит признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами , признать отсутствующим право собственности Щёкиной Н.Н. на указанные земельные участки. В обоснование заявления об изменении и увеличении исковых требований указывает, что при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, должны были учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в Государственном лесном реестре. Несмотря на это, кадастровые работы в отношении спорных земельных участков проведены кадастровым инженером таким образом, что в границах участков оказались леса, которые по материалам лесоустройства, проведенного еще в 2002 году, расположены в кварталах 3, 15 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты> Плесецкого лесничества <адрес> <адрес>.

В ходе судебного разбирательства определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены кадастровый инженер Зуев Андрей Николаевич, заказчик выполнения кадастровых работ, проведенных в отношении спорных земельных участков Голубев Виктор Сергеевич.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала (далее – ФГБУ «Рослесинфорг»).

Представитель истца Департамента лесного хозяйства по СЗФО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело без участия их представителя.

Ответчик Щёкина Н.Н. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась, исковые требования признает, представила письменное заявление о признании иска в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 39, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны, о чем указано в заявлении. В судебных заседаниях Щёкина Н.Н. пояснила, что была намерена продать принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, ранее принадлежавший совхозу <данные изъяты> В связи с этим выдала доверенность ФИО2 для оформления сделки. О проведении кадастровых работ, постановки земельных участков на кадастровый учет, государственной регистрации её права собственности на земельные участки, ей стало известно только после получения искового заявления.

Представитель третьего лица ГКУ <адрес> «Плесецкое лесничество» ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Ненецкому автономному округу, Министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса <адрес>, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала, третьи лица кадастровый инженер Зуев А.Н., Голубев В.С., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> <адрес> и Ненецкому автономному округу по доверенности ФИО7 в ранее представленном отзыве на исковое заявление указала, что нарушение норм действующего законодательства при образовании спорных земельных участков, может свидетельствовать о недействительности результатов межевания в отношении земельных участков и, как следствие, необходимости формирования этого участка заново. Судебный акт об удовлетворении требования о признании результатов межевания недействительными будет являться основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, и, соответственно, исключения из ЕГРН всех его характеристик, в том числе координат местоположения границ. Кроме того, в рамках указанного спора также должен быть разрешен вопрос о признании отсутствующим у ответчика права собственности на спорный объект целиком. В дальнейшем ответчик не лишен возможности сформировать вновь земельный участок и во внесудебном порядке установить его правильные границы с учетом границ смежного с ним лесного участка.

Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО8 в письменных пояснениях указывала, что кадастровые работы в отношении спорных земельных участков были проведены кадастровым инженером без учета лесоустроительной документации, при формировании земельных участков не было учтено их отнесение к землям лесного фонда в соответствии с материалами лесоустройства 2000-2002 гг. Плесецкого сельского лесхоза, сведениями государственного лесного реестра и Лесохозяйственного регламента 2014 года Плесецкого лесничества. Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, положения п. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ не подлежат применению. Контуры спорных земельных участков частично не находятся в границах ранее предоставленных гражданам паев, выходят за их контур. В границах ТОО «Светлый путь» отсутствовали земли, относящиеся к лесному фонду, пайщикам предоставлялись только земли пашни, сенокосы и пастбища.

Третье лицо Голубев В.С. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по известному адресу его проживания, судебные письма с почтовым уведомлением возвращены в суд по истечении срока хранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу разъяснений, приведенных в п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Приведенные положения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

В соответствии со ст.ст. 119, 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и третьих лиц.

Выслушав ответчика Щёкину Н.Н., представителя третьего лица ГКУ <адрес> <адрес> «Плесецкое лесничество» ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 71 ЛК РФ действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч.1 ст. 68 ЛК РФ).

Государственный лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П указано, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ).

В ч. 1 ст. 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 ст. 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ), вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.

Судом установлено, что Щёкиной Н.Н. на праве собственности принадлежат земельные участки:

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Право собственности Щёкиной Н.Н. на указанные земельные участки зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Департаментом лесного хозяйства по СЗФО проведена проверка законности возникновения права собственности Щёкиной Н.Н. на указанные земельные участки, в ходе которой установлено, что эти земельные участки, расположены в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, Плесецкое лесничество, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с условным номером с присвоением при перерегистрации в 2016 году вышеуказанного кадастрового номера, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо выписки из государственного реестра недвижимости о праве собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, предоставленная Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес>

Согласно заключений Архангельского филиала ФГБУ Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ (заключения , ) в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ спорных земельных участков установлено, что спорные земельные участки находятся в границах земельного участка лесного фонда Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты> Плесецкого лесничества <адрес>, а именно, на территории лесного участка с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером частично расположен в квартале 3 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты> Плесецкого лесничества <адрес> <адрес>, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты>.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в квартале 15, Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты> Плесецкого лесничества <адрес> <адрес>, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет <данные изъяты> (полностью находится в границах лесного участка с кадастровым номером ).

В заключениях Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» приведены данные о границах пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения, форма заключения утверждена приказом Рослехоза от ДД.ММ.ГГГГ , заключения подписаны директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверены печатью.

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).

Кадастровый учет лесных участков до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН, материалами государственного лесного реестра, в связи с чем, вопрос о включении лесных участков в земли сельскохозяйственного назначения должен был решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.

Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре, что было не соблюдено при выполнении кадастровых работ в отношении спорных земельных участков и повлекло за собой наложение границ вновь образованных земельных участков на земли лесного фонда.

ФГБУ «Рослесинфорг» и его филиалы обладают необходимыми полномочиями и данными для определения границ пересечения земельных участков иной категории с землями лесного фонда.

Заключения и от ДД.ММ.ГГГГ Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», о наличии пересечений лесного участка с земельным участком иной категории и картографические материалы, является относимым и допустимым доказательством в рамках рассматриваемого дела, поскольку выданы уполномоченным лицом – организацией, непосредственно осуществляющей лесоустроительные работы на территории <адрес>; содержат картографические материалы, позволяющие достоверно определить имеющееся пересечение земель разных категорий; подготовлено на основании материалов лесоустройства, непосредственно подтверждающих отнесение части спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Материалами дела подтверждается, что кадастровые работы в отношении спорных земельных участков произведены кадастровым инженером таким образом, что в границах этих участков оказались земли покрытые лесом, которые по материалам лесоустройства, проведенного еще в 2002 году, расположены в кварталах 3, 15 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок <данные изъяты>) Плесецкого лесничества <адрес> <адрес> <адрес>.

Таким образом, факт наложения границ вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, результаты кадастровых работ (межевания) в отношении спорных земельных участков нельзя признать действительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за Щёкиной Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ, что исключает применение норм Федерального закона № 280-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» предусмотрено, что признаки, указанные в пункте 1 настоящего постановления (к таковым относятся: на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных выше, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям), считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка.

По запросу Департамента лесного хозяйства по СЗФО, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, <адрес> и Ненецкому автономному округу проведено административное обследование спорных земельных участков на предмет использования по целевому назначению или использования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером на всей площади земельного участка не осуществляется сельскохозяйственное производство, зафиксировано зарастание древесной (закустаренность/залесенность) растительностью на всей площади земельного участка.

Согласно акту административного обследования объектов земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером также на всей площади земельного участка не осуществляется сельскохозяйственное производство, зафиксировано густое зарастание древесной (закустаренность/залесенность) растительностью на всей площади земельного участка.

Тем самым нарушены положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается актами уполномоченного государственного органа.

Таким образом, спорные земельные участки по целевому назначению не используются, что также исключает применение норм Федерального закона № 280-ФЗ.

Исходя из ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Согласно статье 12 действовавшего ранее Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, оборот лесного фонда не допускается.

В соответствии со ст. 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 года леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

Также, в статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

Лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (п. 2.1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Таким образом, земельные участки с кадастровым номером , как образованы из земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, находятся в собственности ответчика Щёкиной Н.Н. незаконно.

Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества.

Кроме того, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (п. 2 ст. 9 ЗК РФ, п. 1 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ).

В данном случае уполномоченный на распоряжение спорными земельными участками орган не принимал решение о его предоставлении ответчику, либо решение о переводе спорных участков в земли другой категории, о передаче их в собственность муниципального образования.

Факт наложения границ земельных участков ответчика на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, результаты кадастровых работ (межевания) в отношении спорных земельных участков нельзя признать действительными.

Таким образом, правовые основания как для постановки на государственный кадастровый учет, так и для регистрации права собственности ответчика на спорные земельные участки отсутствовали.

Согласно ч. 8 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка (правах на него), который в соответствии со сведениями государственного лесного реестра находится в границах лесного фонда, не лишает заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности возникновения прав на такой земельный участок.

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Признание отсутствующим права собственности на земельные участки ответчика Щёкиной Н.Н. в части имеющегося пересечения с землями лесного фонда действующим законодательством не предусмотрено. Аналогичным образом орган регистрации прав не сможет исключить сведения о части границ земельного участка, а также снять частично спорные объекты с кадастрового учета. Совершение указанных действий, а именно исключение из ЕГРН части сведений об определенной характеристике объекта, местоположение его границ, снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в части пересечения с другим участком, законодательством также не предусмотрено.

Таким образом, право собственности на единый объект не может быть признано отсутствующим частично (в части имеющегося пересечения).

Поскольку право собственности ответчика Щёкиной Н.Н. зарегистрировано на спорные земельные участки, частично расположенные на земельном участке, относящемся к категории земель лесного фонда, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, то есть регистрация права собственности ответчика произведена фактически на находящийся в федеральной собственности земельный участок лесного фонда, чем нарушены права Российской Федерации как собственника земельного лесного фонда, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации право собственности ответчика на спорный земельный участок подлежит признанию отсутствующим.

С учетом заявления об уточнении исковых требований, Департамент лесного хозяйства по СЗФО просит признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровым номером , а также признать отсутствующим право собственности Щекиной Н.Н. на указанные земельные участки.

Ответчик Щёкина Н.Н. в письменном заявлении исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО признает в полном объеме, с иском согласна.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и может быть принято судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного, исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО к Щёкиной Н.Н. о признании недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами а также о признании отсутствующим права собственности Щёкиной Н.Н. на указанные земельные участки являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу запрещено совершать любые регистрационные действия в отношении объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании ст.144 ГПК РФ, поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, в целях обеспечения исполнения решения суда, считает необходимым отменить меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в законную силу решение суда о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельные участки будет являться основанием для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета и исключения из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений о земельных участках, в том числе записей об ограничении прав и обременения объектов недвижимости в виде запрещения регистрационных действий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 19 ч.1. ст.333.36 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика Щекиной Н.Н. в бюджет МО «Плесецкий муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 600 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к Щёкиной Наталье Николаевне – удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами , принадлежащих на праве собственности Щёкиной Наталье Николаевне.

Признать отсутствующим право собственности Щёкиной Натальи Николаевны на земельные участки с кадастровыми номерами:

, площадью <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства;

, площадью <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Отменить меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Настоящее решение является основанием для снятия земельных участков с кадастровыми номерами с кадастрового учета и исключения из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений о земельных участках, в том числе записей об ограничении прав и обременения объекта недвижимости в виде запрещения регистрационных действий.

Копию настоящего решения в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Взыскать со Щёкиной Натальи Николаевны в бюджет муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий     подпись     А.Ю. Доильницын

Копия верна. Судья                                 А.Ю. Доильницын

Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2021 года.

2-548/2021 ~ М-522/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу
Ответчики
Щекина Наталья Николаевна
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО
ГКУ Архангельской области "Плесецкое лесничество"
ФГБУ "Рослесинфорг" Архангельский филиал
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО
Голубев Виктор Сергеевич
Министерство природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области
Зуев Андрей Николаевич
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Доильницын Алексей Юрьевич
Дело на странице суда
pleseck--arh.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2021Передача материалов судье
13.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.07.2021Предварительное судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее