Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-901/2024 ~ М-560/2024 от 17.04.2024

11RS0004-01-2024-001212-81

Дело № 2-901/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Чевтаевой Е.Е.,

при секретаре Аверкиевой Я.В.,

с участием истца Землянко Г.Е., представителя истца Землянко Е.П., представителя ответчика администрации МР «Печора» Натхиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре Республики Коми 24 мая 2024 года гражданское дело по иску Землянко ГЕ к администрации МР «Печора» об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд,

установил:

Землянко Г.Е. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, указывая в обоснование иска, что является собственником жилого помещения - квартиры **********. Актом межведомственной комиссии №... дом ********** признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МР «Печора» №... указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, определены сроки сноса многоквартирного дома и отселения физических лиц в данном доме – до **.**.**. Согласно п.3 распоряжения главы администрации МР «Печора» от **.**.** отделу жилищно-коммунального хозяйства следует предъявить к собственникам помещений в МКД, указанным в приложении, требования о сносе многоквартирных домов до **.**.**. В адрес истца было направленно требование №... с предложением в срок до **.**.** совместно с другими собственниками жилых помещений осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. Из данного требования следует, что в случае если истец и другие собственники жилых помещений в установленный срок не осуществят снос многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, будет изъят для муниципальных нужд и соответственно будет изъято принадлежащее истцу жилое помещение, в указанном доме. Однако ответчик не исполнил требования ч.4 ст.32 ЖК РФ, т.к. не направил в адрес истца проект соглашения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. В квартире ********** истец не проживает поскольку проживание в аварийном помещении создает угрозу для жизни и здоровья (аварийное состояние чердака, протечка кровли). Несмотря на то, что состояние многоквартирного дома представляет угрозу жизни и здоровью граждан, ответчик не предпринимает никаких действий, направленных на изъятие земельного участка под многоквартирным домом и заключения соглашения о размере выкупной цены за жилое помещение, что и послужило основанием для подачи настоящего иска в суд.

Истец просит суд возложить на администрацию МР «Печора» обязанность изъять у нее для муниципальных нужд земельный участок по адресу: **********, принадлежащее Землянко Г.Е. на праве собственности, путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме **** рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель Землянко Е.П., действующий на основании доверенности №..., уточнили исковые требования, просили наряду с первоначально заявленными требованиями, прекратить право собственности Землянко Е.П. на жилое помещение, расположенное по адресу: ********** после выплаты возмещения за изымаемое имущество, на уточненных исковых требованиях настаивали.

Представитель ответчика, полномочия которой подтверждены доверенностью №..., уточненные исковые требования не признала.

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица КУМС МР «Печора».

Суд, заслушав пояснения истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2 ст.40 Конституции РФ).

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 5 статьи 32 ЖК РФ).

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании установлено, что истец Землянко Г.Е. является собственником жилого помещения по адресу: **********

Актом и заключением межведомственной комиссии муниципального района «Печора» от **.**.** установлено, что дом ********** является аварийным и подлежащим сносу (л.д.69,72).

Распоряжением главы администрации МР «Печора» от **.**.** указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу; определен срок отселения и сноса дома - до **.**.** (л.д.68).

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

**.**.** администрацией МР «Печора» в адрес Землянко Г.Е. направлено требование №..., согласно которому истцу предложено в срок до **.**.** совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. В случае если Землянко Г.Е. и другие собственники жилых помещений в установленный срок не осуществят снос аварийного многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, будет изъят для муниципальных нужд и соответственно будет изъято принадлежащее истцу жилое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 ЖК РФ (л.д.70).

Установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ********** не был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025», проект соглашения об изъятии недвижимого имущества, а также решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд собственникам жилых помещений в данном доме не направлялись.

В силу п.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).

Как следует из ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.

Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования муниципального района «Печора» земельного участка, расположенного по адресу ********** в указанном доме истцу не направлялся, что не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика.

Из представленного стороной истца заключения специалиста №... об определении рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: ********** следует, что на дату **.**.** рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, компенсации за не произведенный капитальный ремонт) составляет ****

Согласно ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, судом принимается данный отчет, как допустимое доказательство, поскольку он составлен **.**.**, то есть прошло менее шести месяцев с даты составления отчета. Отчет составлен специалистом, имеющим специальные познания и опыт работы в оценочной деятельности, стаж работы в качестве эксперта-оценщика 22 года. Заключение сомнений не вызывает.

В судебном заседании представитель ответчика Натхина Е.О. определенный оценщиком размер выкупной цены не оспаривала, при этом полагала, что из установленной стоимости объекта оценки подлежат исключению убытки, связанные с переездом в размере ****. и убытки, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риэлтора) в размере ****.

Данные доводы представителя ответчика заслуживают внимания, ввиду следующего.

В соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума N 25) разъяснено, что при применении статьи 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума N 25, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В материалах дела отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт несения истцом расходов, связанных с переездом и поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него и оформлением права собственности на другое помещение (риэлторские услуги).

Таким образом, размер убытков, связанных с переездом и поиском другого жилого помещения истцом фактически не произведен и не доказан, в связи с чем, сумма в размере **** подлежит исключению из размера за возмещение изымаемого имущества.

На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и изъятии для муниципальных нужд МР «Печора» земельного участка по адресу: **********, а также жилого помещения, расположенного по адресу: ********** общей площадью **** кв.м., принадлежащего на праве собственности Землянко Г.Е., путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме **** руб.; прекращении права собственности Землянко Г.Е. на жилое помещение, расположенное по адресу: **********. после выплаты возмещения за изымаемое имущество.

В соответствии со ст. ст. 88, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно представленной стороной истца квитанции к приходно-кассовому ордеру №..., за произведенную оценку размера возмещения за изымаемые объекты, Землянко Г.Е. внесла в кассу ИП **** **** руб..

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что расходы, понесенные в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

Суд относит данные расходы истца к издержкам, понесенным во время судебного производства и непосредственно связанным с собиранием и исследованием доказательств. Следовательно, указанные расходы в полном объеме подлежат взысканию с администрации МР «Печора» в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию МР «Печора» изъять для муниципальных нужд МР «Печора» земельный участок по адресу: **********, а также жилое помещение, расположенное по адресу: ********** принадлежащее на праве собственности Землянко ГЕ (паспорт ****), путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме ****

Прекратить право собственности Землянко ГЕ на жилое помещение, расположенное по адресу: **********. после выплаты возмещения за изымаемое имущество.

Взыскать с администрации МР «Печора» (ИНН ****) в пользу Землянко ГЕ судебные расходы на оплату услуг по оценке в размере **** рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Е. Чевтаева

Мотивированное решение составлено 31.05.2024

2-901/2024 ~ М-560/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Землянко Галина Егоровна
Ответчики
Администрация МР " Печора"
Другие
Землянко Евгений Петрович
Комитет по управлению МС МР " Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Чевтаева Екатерина Евгеньевна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее