Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1283/2023 ~ М-963/2023 от 17.04.2023

дело N 2-1283/2023

56RS0026-01-2023-001115-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Орск 18 июля 2023 года

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крупновой Л.В.,

с участием истца Гусаковского Александра Васильевича,

с участием ответчика Белик Татьяны Борисовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусаковского Александра Васильевича к Белик Татьяне Борисовне, Козловой Юлии Васильевне, Ткаченко Екатерине Васильевне, Чулковой Марии Васильевне об установлении факта принятия наследства, признании права собственности,

установил:

Гусаковский А.В. обратился в суд с иском к Белик Т.Б. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО4, после смерти которого открылось наследство в виде квартиры по адресу: <адрес>.

С заявлением о принятии наследства Гусаковский А.В. к нотариусу не обращался, поскольку отбывал наказание в местах лишения свободы.

По этой же причине истец не мог совершить действия по фактическому принятию наследства.

Гусаковский А.В. просил суд установить факт принятия наследства после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в качестве соответчиков привлечены Козлова Ю.В., Ткаченко Е.В., Чулкова М.В.

Гусаковский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Белик Т.Б. исковые требования не признала, суду пояснила, что спорная квартира принадлежит ей на праве собственности на основании договора дарения, заключенного с ее дочерью, ФИО4 никакого отношения к данному жилому помещению не имел, ее собственником не являлся.

Козлова Ю.В., Ткаченко Е.В., Чулкова М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>.

На момент смерти ФИО4 был зарегистрирован и фактически проживал по адресу: <адрес>.

Ко дню смерти ФИО4 его наследниками по закону первой очереди являются дети Гусаковский А.В., Козлова Ю.В., Ткаченко Е.В., Чулкова М.В.

Из общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации в сети Интернет, следует, что наследственное дело после смерти ФИО4 не заводилось.

В судебном заседании Гусаковский А.В. подтвердил, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4 в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу не обращался.

Обращаясь с настоящим иском, Гусаковский А.В. указал, что в связи с нахождением в местах лишения свободы, у него отсутствовала возможность обратиться к нотариусу с заявление о принятии наследства и фактически его принять.

Как следует из представленной справки , выданной ФКУ ИК-5 Гусаковский А.В. отбывал наказание в период с 5 мая 2022 года по 22 февраля 2023 года, с учетом зачета отбывания наказания с 8 февраля 2022 года.

В силу установленного правового регулирования при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в силу закона или завещания в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (абзац второй пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, закон закрепляет правовую презумпцию принадлежности имущества наследодателя принявшему его наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, получения свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности.

Положениями статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации закона предусмотрено два способа принятия наследства: юридический и фактический.

Юридическим способом принятия наследства является подача по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, фактическим - совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (вступление во владение имуществом, принятие мер по его сохранности, несение затрат на содержание, совершение в отношении имущества распорядительных действий и т.п.).

Устанавливая основание призвания наследников к наследованию, суд установил, что на случай смерти ФИО4 завещательных распоряжений не делал, наследники призваны к наследованию по закону.

Оценивая фактическую основу заявителя, суд установил, что требования Гусаковского А.В. обусловлены фактическим принятием наследства, открывшегося после смерти наследодателя ФИО4, и сложившейся неопределенностью в наследственных правах в отношении спорной квартиры.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанным постановлением также разъяснено, что в целях подтверждения фактического принятия наследства наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежащего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

С учетом приведенных положений закона и разъяснений по его применению, юридически значимым обстоятельством для установления факта принятия истцом наследства является совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Непременным условием признания фактического принятия наследства является совершение действий именно с целью принятия наследства, то есть ради приобретения этого имущества.

Фактическое принятие наследства предполагает совершение наследником активных действий в отношении наследственного имущества; предпринятые наследником действия по фактическому принятию наследства приводят к тому, что наследственное имущество, какая-либо его часть переходят в фактическое обладание наследника либо наследник, не изымая имущество в силу его физических свойств, предпринимает меры по содержанию имущества, несет иные расходы, связанные с данным имуществом, совершает в отношении данного имущества распорядительные действия.

Поскольку в настоящем деле речь идет о фактическом принятии наследства, то в данном случае на Гусаковском А.В. лежало бремя доказывания факта совершения им конкретных действий, направленных на приобретение наследства после смерти своего отца ФИО4

Оценивая характер действий, предпринятых наследником после смерти наследодателя, суд установил, что действия, которые могли бы быть расценены судом как юридически значимые действия, свидетельствующие о принятии наследства Гусаковского А.В. после смерти отца, истцом не совершались.

Из материалов дела следует, что у ФИО4 на момент смерти в собственности отсутствовало недвижимое или движимое имущество, в связи с чем можно сделать вывод, что Гусаковский А.В. самостоятельно не мог предпринять и не предпринимал никаких мер и действий по принятию наследства.

В судебном заседании Гусаковский А.В. подтвердил, что на момент смерти отца он с ним не проживал, то есть истец не пользовался совместными предметами домашней обстановки и обихода, которое, как правило, находится в общем пользовании наследодателя и совместно проживающих с ним наследников и принадлежит в том числе наследодателю, этим имуществом не пользовался наследник и после смерти наследодателя.

Отрицал истец и факт передачи ему каких-либо личных вещей наследодателя.

Суд отмечает, что факт принятия наследства может подтверждаться не только устными показаниями, но и письменными доказательствами.

Между тем, таких доказательств Гусаковскими А.В., претендующим на наследственное имущество, не представлено.

Факт принятия истцом наследства не подтверждается ни действиями, ни какими-либо документами.

Сами по себе утверждения о том, что истец не имел возможности принять наследство в связи с отбыванием наказания в местах лишения своды, не могут являться подтверждением принятия наследства, не свидетельствуют о возникновении наследственных правоотношений, поскольку не содержат признаков принятия Гусаковским А.В. на себя имущественных прав умершего.

При этом в судебном заседании Гусаковский А.В. подтвердил, что к реальному лишению свободы он был осужден по истечение месяца после смерти отца. Однако и в указанный срок истец не предпринимал действий по принятию наследства, в данном случае личных вещей наследодателя.

Более того истец не заявляет о восстановлении срока для принятия наследства, его требования сводятся к фактическому принятию наследства.

Учитывая вышеизложенное, поскольку истцом в нарушение требований статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что им фактически было принято наследство после смерти ФИО4 в установленный законом шестимесячный срок, суд приходит к выводу, что факт принятия истцом наследства после смерти отца не может быть установлен.

Поскольку факт принятия наследства не доказан, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований о признании истца принявшим наследство не имеется.

Заявляя требование о признании права собственности на жилое помещение, Гусаковский А.В. указал, что спорная квартира входит в состав наследственной массы после смерти ФИО4

Свои требования истец мотивировал тем, что при жизни ФИО4 выразил свое намерение передать истцу часть спорного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что на момент смерти ФИО4 был зарегистрирован и фактически проживал по указанному адресу. Также в указанной квартире зарегистрирована и проживает Белик Т.Б.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, - доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды до истечения срока принятия наследства рассматривают требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а по истечении этого срока - также требования о признании права собственности в порядке наследования.

В абзаце 3 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Признание права как способ защиты гражданских прав в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.

По смыслу указанных правовых норм и разъяснений по их применению, право собственности на имущество в порядке наследства может быть признано за наследником в том случае, если такое имущество принадлежало наследодателю в установленном законом порядке на день смерти.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости первоначальным собственником жилого помещения являлась администрация г. Орска, в дальнейшем в качестве владельцев последовательно выступали ФИО9, ФИО10, Белик Т.Б.

Из исследованных в судебном заседании материалов дела правоустанавливающих документов усматривается, что с 26 мая 2017 года собственником указанного жилого помещения являлся ФИО9, которому указанное жилое помещение стало принадлежать на основании договора на передачу жилого помещения в собственность от 19 февраля 2013 года, заключенного с администрацией г. Орска.

15 сентября 2021 года ФИО9 произвели отчуждение жилого помещения ФИО10 по договору купли-продажи

В свою очередь, ФИО10 на основании договора дарения от 13 апреля 2023 года подарила спорную квартиру Белик Т.Б.

Таким образом, с момента регистрации до момента смерти ФИО4, то есть с 23 ноября 2021 года по 25 февраля 2022 года, собственником помещения являлась ФИО10

Собственником квартиры Гусаковский А.В. никогда не являлся, имел регистрацию в квартире и проживал в ней совместно с ответчиком Белик Т.Б. без регистрации брака.

Проживание ФИО4 в указанной квартире не свидетельствует о приобретении на указанное жилое помещение им права собственности.

При таких обстоятельствах, установив, что в собственности наследодателя никогда не находилась спорная квартира, а основания возникновения у истца права собственности на квартиру не подтверждены материалами дела, оснований для признания за истцом права собственности на жилое помещение не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Гусаковскому Александру Васильевичу в удовлетворении исковых требований к Белик Татьяне Борисовне, Козловой Юлии Васильевне, Ткаченко Екатерине Васильевне, Чулковой Марии Васильевне об установлении факта принятия наследства, признании права собственности - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 25 июля 2023 года

Председательствующий (подпись) С.В. Студенов

2-1283/2023 ~ М-963/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гусаковский Александр Васильевич
Ответчики
Козлова Юлия Васильевна
Белик Татьяна Борисовна
Чулкова Мария Васильевна
Ткаченко Екатерина Васильевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Студенов С.В.
Дело на странице суда
oktyabrskyorsk--orb.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.05.2023Предварительное судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2023Дело оформлено
13.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее