Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-148/2019 ~ М-22/2019 от 11.01.2019

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2019 года гор. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е,

при секретаре Самсоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» об обязании провести работы по сохранению объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что объекты - «Комплекс зданий общей больницы: корпус А»,(нач..ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач..ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач..ХХ в.) расположены по адресу: <Адрес обезличен>, и в соответствии с приказом Министерства культуры Республики Карелия <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются выявленными объектами культурного наследия. Собственником указанных выявленных объектов культурного наследия является администрация Сортавальского городского поселения. В соответствии с приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в отношении ответчика в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> была проведена плановая выездная проверка в рамках регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в ходе которой, в том числе, была дана оценка состоянию вышеуказанных выявленных объектов культурного наследия. В отношении объекта – «Комплекс зданий общей больницы: корпус А», (нач. ХХ в.) отмечена необходимость проведения работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия с учетом требований действующего законодательства (необходимо проведение консервационных работ в целях сохранения объекта культурного наследия, а также необходима разработка научно - проектной документации на проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия). В отношении объектов – «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач. ХХ в.) и «Комплекс зданий общей больницы: корпус В», (нач. ХХ в.) комиссией отмечено неудовлетворительное общее состояние объектов, необходимость проведения работ по сохранению объектов с учетом требований действующего законодательства (необходимо закрыть оконные проемы, а также разработать научно-проектную документацию на проведение комплекса работ по сохранению объектов культурного наследия, а также проведение полного комплекса работ по сохранению объектов культурного наследия). По результатам проведенной проверки, ответчику было выдано Предписание истца <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении выявленных нарушений по результатам проведения мероприятий по региональному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия, в рамках которого, в том числе, предписывалось в срок до <Дата обезличена> провести следующие мероприятия: 1)провести/обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (нач.ХХ в.), расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с учетом требований действующего законодательства: консервационные работы в целях сохранения объекта культурного наследия; 2) провести/обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия –«Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач.ХХ в.), расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с учетом требований действующего законодательства: консервационные работы в целях сохранения объекта культурного наследия, закрыть оконные проемы; 3) провести/обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия – «Комплекс зданий общей больницы: корпус В»(нач.ХХ в.), расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с учетом требований действующего законодательства: консервационные работы в целях сохранения объекта культурного наследия, закрыть оконные проемы. До настоящего времени требования, указанные в Предписании ответчиком не исполнены. <Дата обезличена> администрация Сортавальского городского поселения была привлечена к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ. Истец указывает, что ответчик не обеспечивает в должном объеме сохранность выявленных объектов культурного наследия, вследствие чего происходит непрерывное разрушение памятников архитектуры, на протяжении длительного времени не проводятся работы по сохранению объекта, не учитываются рекомендации и не исполняются мероприятия, предписываемые органом, осуществляющим полномочия в области охраны объектов культурного наследия.

Ссылаясь на нормы ст.44 Конституции РФ, ст.ст.11,33,40,45,47.3,64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец просит обязать ответчика провести работы по сохранению объектов культурного наследия - «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (нач.ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач.ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач.ХХ в.), расположенных по адресу: <Адрес обезличен>: 1) в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение консервационных работ на объекте - «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (нач.ХХ в.) в строгом соответствии с требования Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; 2) в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение консервационных работ, а также закрыть оконные проемы на объекте - «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б», (нач.ХХ в.) в строгом соответствии с требования Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;3) в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение консервационных работ, а также закрыть оконные проемы на объекте - «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач. ХХ в.) в строгом соответствии с требования Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца Житков Е.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.

Дополнил, что все работы по сохранению объектов культурного наследия должны выполняться после подготовки имеющей соответствующую лицензию специализированной организацией проектно-сметной документации, ее утверждения Управлением по охране объектов культурного наследия и только силами специализированной организации. Полагает, что заявленный в иске срок выполнения указанных мероприятий, работ является разумным и достаточным.

Представитель ответчика Лукьянова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по иску возражала. Пояснила, что указанные в иске объекты на основании приказа Министерства обороны РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> были переданы из федеральной собственности в собственность МО «Сортавальское городское поселение», при передаче объектов не была предоставлена информация о том, что они являются выявленными объектами культурного наследия, охранных обязательств нет. В отношении объектов организована охрана сторожами. Был найден инвестор, однако для приватизации объекта необходимо было, чтобы объект был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в связи с тем, что это возможно только после проведения государственной историко-культурной экспертизы, сам истец обращался в Правительство Республики Карелия для выделения денежных средств на проведение указанной экспертизы, однако в бюджете Республики Карелия на <Дата обезличена> на указанные цели денежных средств не было выделено.Не отрицала необходимость исполнения обязанности по сохранению объектов культурного наследия, при этом пояснила, что средств на эти цели в бюджете не предусмотрено, обращение к депутатам о выделении денежных средств было оставлено без удовлетворения, для выполнения всех мероприятий необходимо соблюдение положений ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на что необходимо время.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что объекты - «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (нач.ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач.ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач.ХХ в.) расположены по адресу: <Адрес обезличен>. В соответствии с приказом Министерства культуры Республики Карелия <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ст.64 Закона указанные объекты являются выявленными объектами культурного наследия.

Приказом Министра обороны РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из федеральной собственности в собственность МО «Сортавальское городское поселение» переданы объекты недвижимого имущества военного городка <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>, в т.ч., помещения госпиталя: литера «А» площадью <Номер обезличен> кв.м., литера «Б» площадью <Номер обезличен> кв.м., литера «В» площадью <Номер обезличен> кв.м., за МО «Сортавальское городское поселение» <Дата обезличена> зарегистрировано право собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

На основании приказа Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в отношении АМО «Сортавальское городское поселение» проведена плановая документарная выездная проверка в целях осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. <Дата обезличена> составлены Акты проведения мероприятий по контроля за состоянием выявленных объектов культурного наследия – «Комплекс зданий общей больницы: корпус А», (нач..ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б», (нач..ХХ в.), «Комплекс зданий общей больницы: корпус В», (нач..ХХ в.), расположенных по адресу <Адрес обезличен>.

В ходе проверки установлено, что в отношении объекта «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (н.ХХв.) необходимо проведение консервационных работ в целях сохранения выявленного объекта культурного наследия и разработка научно-проектной документации на проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении объектов «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач.ХХ в.) и «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач.ХХ в.) необходимо закрыть оконные проемы, разработать научно-проектную документацию на проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия, а также провести полный комплекс работ по сохранению объектов культурного наследия.

<Дата обезличена> в адрес ответчика истцом выдано предписание о выполнении срок до <Дата обезличена> следующих работ: - провести /обеспечить проведение консервационных работ в целях сохранения объекта культурного наследия в отношении объекта «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (нач. ХХ в.); провести/обеспечить проведение консервационных работ в целях сохранения объекта культурного наследия и закрыть оконные проемы в отношении объектов «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач. ХХ в.) и «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач. ХХ в.). В установленный срок предписание ответчиком не было исполнено, в связи с чем в отношении ответчика <Дата обезличена> составлен протокол об административном правонарушении по по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в последствие ответчик привлечен к административной ответственности.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Определением от 09.12.2014 N 2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В силу п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст.3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу п.5 ст.16.1 Закона объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Частью 1 ст.33 Закона установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ ( п.1 ст.40 Закона).

Согласно ст.41 Закона консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы. В целом, консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.

В ч.1 ст.45 Закона определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу пп.1,2,4 ч. пункта 1 статьи 47.3 Закона при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно ч.1, ч.2 ст.47.2 Закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

В силу ч.7.1 ст.47.6 Закона охранное обязательство не утверждается в отношении выявленных объектов культурного наследия.

Оценивая установленные обстоятельства, представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что указанный выше выявленный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, ответчик не исполняет предусмотренные Законом обязанности по сохранению указанного объекта, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание вид и объем необходимых к проведению работ на объектах, площади указанных объектов, необходимость ответчиком строгого соблюдения как положений Закона, так и положений ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по мнению суда, шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу будет разумным и достаточным для исполнения ответчиком судебного решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сортавальское городское поселение» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на выявленном объекте культурного наследия по адресу: <Адрес обезличен>

- обеспечить проведение консервационных работ в отношении объекта «Комплекс зданий общей больницы: корпус А» (нач.ХХв.),

- обеспечить проведение консервационных работ, а также закрыть оконные проемы в отношении объекта «Комплекс зданий общей больницы: корпус Б» (нач.ХХв.),

- обеспечить проведение консервационных работ, а также закрыть оконные проемы в отношении объекта «Комплекс зданий общей больницы: корпус В» (нач.ХХв.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>

2-148/2019 ~ М-22/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление по охране объектов культурного наследия РК
Ответчики
Администрация Сортавальского городского поселения
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
11.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2019Передача материалов судье
14.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2019Судебное заседание
06.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2019Дело оформлено
25.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее