Судья Резаева А.Ю. Дело № 7–209/2023
РЕШЕНИЕ
16 июня 2023 года г. Томск
судья Томского областного суда Клименко А.А., рассмотрев жалобу защитника ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» (далее – ОГКУ «Томскавтодор» Жукова В.А. на постановление государственного инспектора труда в Томской области от 15.03.2022 и решение судьи Ленинского районного суда города Томска от 23.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ОГКУ «Томскавтодор»,
установил:
постановлением государственного инспектора труда в Томской области Ш. от 15.03.2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Томска от 23.05.2023, ОГКУ «Томскавтодор» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитником учреждения Жуковым В.А. в Томский областной суд подана жалоба, в которой он просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Жуков В.А. на доводах жалобы настаивал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие иных участвующих в деле лиц, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки не сообщивших, ходатайств об отложении заседания не заявивших.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, является наказуемым.
Согласно ч. 4 ст. 230.1 ТК РФ по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Пунктом 36 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2022 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» предусмотрено, что по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением № 1 к настоящему Постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
Ранее, в период времени совершения правонарушения, вышеназванная обязанность по направлению в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего была предусмотрена п.36 постановления Минтруда от 24 октября 2002 г. № 73, прекратившим свое действие с 01.09.2022 в связи с изданием вышеназванного постановления 24.10.2022 № 73.
При рассмотрении жалобы установлено, что ОГКУ «Томскавтодор», расположенное в г.Томске, на пр.Ленина, 117 в нарушение требований ч.4 ст.230.1 ТК РФ и п. 36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» не направило своевременно в Государственную инспекцию труда в Томской области сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах, а именно: о легком несчастном случае на производстве, произошедшем 30.03.2021 с работником П., в результате которого пострадавший был временно нетрудоспособен в период с даты несчастного случая (30.03.2021) по 17.06.2021. Данное извещение было направлено учреждением в Государственную инспекцию труда лишь 18.02.2022. Тем самым ОГКУ «Томскаавтодор» совершило правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вышеперечисленные обстоятельства исчерпывающе подтверждаются представленными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.02.2022, содержащим объяснения защитника лица, привлекаемого к ответственности, извещением о несчастном случае от 18.02.2022, сообщением о последствиях несчастного случая, иными материала дела, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, как верно отражено в тексте оспариваемого решения судьи, законодательством установлены сроки направления сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах, а именно – по окончании периода временной нетрудоспособности, (по несчастным случаям со смертельным исходом – в течение месяца по завершении расследования). Поскольку в рассматриваемом случае работник пострадал от легкого несчастного случая и приступил к работе с 17.06.2021, то работодатель обязан был направить в соответствующий орган соответствующее сообщение не позднее 18.06.2021, однако такое сообщение ОГКУ «Томскавтодор» было направлено лишь 18.02.2022, что образует состав вышеназванного правонарушения.
В силу положений ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч.1 ст. 23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает, среди прочих, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 5.27.1 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 23.12 Кодекса определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда, главные государственные инспектора труда, старшие государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.
Согласно положениям Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 2 сентября 2015 г. № 238, об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических лиц по административным правонарушениям, предусмотренным частями 1 - 4 статьи 5.27.1, такие протоколы вправе составлять лишь главные государственные инспекторы труда.
Как следует из материалов дела (письма ГИТ ТО от 09.06.2023, должностного регламента от 01.04.2021, листа ознакомления с должностным регламентом), С., составивший в отношении ОГКУ «Томскавтодор» 24.02.2022 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с 01.04.2021 занимал в Государственной инспекции труда в Томской области должность главного государственного инспектора труда, соответственно, был уполномочен на составление названного протокола.
Учитывая, вышеизложенное, а также то, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи, все юридически значимые обстоятельства дела должностным лицом и судьей районного суда по настоящему делу установлены, и получили надлежащую оценку, существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы являться основанием для отмены состоявшихся по делу актов, допущено не было, оснований отмены обжалуемых актов, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда в Томской области от 15.03.2022, а также решение судьи Ленинского районного суда города Томска от 23.05.2023 в отношении ОГКУ «Томскавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А. Клименко