Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4609/2022 ~ М-2186/2022 от 10.03.2022

№ 2-4609/2022

86RS0004-01-2022-004137-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 мая 2022 года                              г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

    председательствующего судьи     Никитиной Л.М.,

    при секретаре Семеновой М.А.,

с участием истца Власова В.А.,

представителя ответчика Сырова В.А., действующего на основании доверенности № 1660-Д от 05.05.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова В. А. к ПАО «Сургутнефтегаз» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы,

установил:

Власов В.А. обратился с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что состоит в трудовых отношениях с ПАО «Сургутнефтегаз» СУТТ-3 в производственной службе технического контроля и диагностики по профессии контролер технического состояния автотранспортных средств 5 разряда. ДД.ММ.ГГГГ приказом -к его отстранили от работы с ДД.ММ.ГГГГ без сохранения заработной платы до окончания периода эпидемиологического неблагополучия в регионе, в связи с непредоставлением информации о проведенной иммунизации против коронавирусной инфекции (в виде сертификата). При этом требования об отстранении истца от работы со стороны должностных лиц Роспотребнадзора в адрес ответчика не поступало, требование ответчика о предоставлении медицинских документов в подтверждение прохождения вакцинации не основаны на нормах права, в перечень должностей, нахождение в которых обязывает работника проходить вакцинацию, должность истца не входит. По мнению истца, ответчик отстранил истца от работы по собственной инициативе, в отсутствие законных оснований. Просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении его о работы без сохранения заработной платы незаконным; взыскать заработную плату за период отстранения в размере 500000 рублей.

    В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что Власов В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ПАО «Сургутнефтегаз», принят в производственную службу технического контроля и диагностики автотранспортных средств контролером технического состояния автомототранспортных средств.

Согласно рабочей инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности Власова В.А. входит контроль и проверка технического состояния автомобилей при выезде на линию и возврате с линии.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что истец, достигший возраста старше 60 лет, является работником транспорта.

ДД.ММ.ГГГГ Власов В.А. ознакомлен с Постановлением главного государственного врача по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения ХМАО-Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям».

На предложение работодателя о проведении вакцинации Власов В.А. ответил отказом, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.

ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Сургутнефтегаз» издан приказ -к Об отстранении от работы с ДД.ММ.ГГГГ на весь период времени до прохождения работником вакцинации в установленном порядке, без выплаты заработной платы.

Уважительных причин непрохождения вакцинации ни работодателю, ни суду стороной истца не представлено, при этом, в судебном заседании истец наличие медицинских противопоказаний для постановки прививки отрицал, объяснил, что отказ мотивирован недостаточностью сведений о вакцине.

Возражая против исковых требований, стороной ответчика указано, что поскольку истец является работником сферы транспорта и транспортной инфраструктуры, его возраст превышает 60 лет, отстранение истца от работы соответствует действующему законодательству.

Суд находит действия работодателя соответствующими требованиям законодательства, исходя из следующего.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.

В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Трудовым законодательством предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.

Так, абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя отстранить работника от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, помимо прочего, обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.

В соответствии со ст. 10 Закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статья 11 Закона № 52-ФЗ возлагает на юридические лица обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со статьей 35 Закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.1).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч.2).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.3).

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Календарь профилактических прививок, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н7, дополнен позицией о прививке против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (с изменениями от 09.12.2020 № 1307н, от 03.02.2021 №47н). В приказе приведены категории лиц, подлежащих обязательной вакцинации с разделением их на приоритеты трех уровней, в том числе взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям.

Введение режима повышенной готовности регламентировано пунктом "б" части 6 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ.

Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 05.03.2022 № 18 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» с целью предотвращения завоза распространения новой коронавирусной инфекции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре продлено действие режима повышенной готовности.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.51 Закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по ХМАО - Югре № 8 от 08.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям» введена обязательная вакцинация по эпидемическим показаниям в том числе для работников транспорта и транспортной инфраструктуры, лиц в возрасте 60 лет и старше.

Действие вышеуказанного Постановления Главного государственного санитарного врача по ХМАО - Югре № 8 от 08.10.2021 распространяется на всех юридических лиц, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также на индивидуальных предпринимателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 7.4. указанного Постановления, юридические лица, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обязаны отстранять от работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива, и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Учитывая, что Власов В.А., является лицом старше 60 лет, а также осуществлял трудовую функцию в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, где непосредственного при исполнении своих трудовых обязанностей, связан с общением с другими работниками, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ работодателю не представил документы, подтверждающие прохождение вакцинации либо наличие медицинских противопоказаний, при наличии которых иммунизация невозможна, а отстранение работника от работы осуществлено во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ, суд признает действия работодателя соответствующими требованиям трудового законодательства и не находит оснований для признания незаконным приказа об отстранении от работы от ДД.ММ.ГГГГ -к.

Учитывая положения ст. 76 ТК РФ, согласно которой в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, поскольку истец отстранен от работы обоснованно, оснований для взыскания заработной платы за время отстранения от работы не имеется.

На основании вышеизложенного,    руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Власова В. А. к ПАО «Сургутнефтегаз» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022.

Судья                         Л.М. Никитина

2-4609/2022 ~ М-2186/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Власов Владимир Алексеевич
Ответчики
Сургутское УТТ-3 ПАО Сургутнефтегаз
Суд
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Никитина Лейла Марселевна
Дело на странице суда
surggor--hmao.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2022Передача материалов судье
17.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.05.2022Предварительное судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее