Дело № 12-275/2023
Р Е Ш Е Н И Е
424028
г. Йошкар-Ола 15 июня 2023 года
ул.Баумана 91 А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», Козлова М.С. на постановление № 0051/01 от 10 апреля 2023 года старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл, которым
Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», <иные данные>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 0051/01 от 10 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, вынесенного старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, мэр г. Козьмодемьянск Козлов М.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 статьи 24.5 КоАП РФ или назначить наказание в виде предупреждения.
Поскольку в судебное заседание законный представитель администрации ГО «Город Козьмодемьянск», надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, административное дело №51/23/12035-АП, исполнительное производство 4542/1812035-ИП, обсудив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, судья приходит к выводу о том, что доводы жалобы, принять нельзя, на основании следующего.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1 «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2017 года на Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» осуществить мероприятия по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, домов - №6, №29 по ул. Свердлова г. Козьмодемьянска, домов №3, №10, №29 по ул. Советская г. Козьмодемьянска, дома № 46 по ул. 8 Марта г. Козьмодемьянск, дома 13 по ул. Шмидта г. Козьмодемьянска с зачисткой территории земельных участков от строительного мусора.
Исполнительное производство № 4542/18/12035-ИП (№ 193/18/12021 –ИП) возбуждено 12 января 2018 года должнику установлен срок добровольного исполнения требований. Требования, содержащиеся в исполнительном документе в срок для добровольного исполнения должником не исполнены.
В отношении Администрации МО «Городской округ» «Город Козьмодемьянск» ИНН 1217003986 20 июня 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» ИНН 1217003986 судебным приставом-исполнителем вручено постановление о совершении должником обязательных действий от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» обязана в срок до 13 февраля 2023 года исполнить решение суда, в части осуществления мероприятии по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным - № 46 по ул. 8 Марта г. Козьмодемьянск, с зачисткой территории земельного участка от строительного мусора,
Однако, Администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» ИНН 1217003986, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Горномарийский район, г. Козьмодемьянск, бульвар Космонавтов, д. 14, являясь должником по исполнительному производству № 4542/18/12035-ИП, не исполнила требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 26 января 2023 года, то есть не исполнила содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 13 февраля 2023 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, установлена.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.
Факт совершения Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» административного правонарушении подтверждается доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 марта 2023 года, исполнительным листом ФС № 009034530 от 28 марта 2017 года, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 12 января 2018 года; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 20 июня 2018 года, постановлением о совершении должником обязательных действий от 26 января 2023 года, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Объективную сторону данного правонарушения составляет неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела документы, в том числе связанные с недостаточностью финансирования, отказом Видякиных выселиться из занимаемого жилого помещения, не являются доказательством того, что предпринимались все зависящие меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. N 13-П).
Таким образом, при надлежащем выполнении и соблюдении должником вышеназванных норм, должной внимательности и осмотрительности имело возможность избежать совершения административного правонарушения. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что им не были приняты достаточные и все зависящие от нее меры для соблюдения указанных требований.
Вместе с этим, силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1 «О судебной системе Российской Федерации», и статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившее в законную силу решение суда и законные требования судебного пристава-исполнителя подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
У судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения Администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку его требования об исполнении судебного решения являются законными.
Так, административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока (абзац второй пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, после истечения срока установленного судебным приставом-исполнителем, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является оконченным.
При этом, неукоснительность исполнения судебного решения, возведена в законную силу нормой Федерального конституционного закона.
Не является так же основанием для освобождения от административной отнесенности, то обстоятельство, что Видякины, проживающие по адресу: г. Козьмодемьянск ул. 8 Марта д. № 46, не снимаются с регистрационного учета и отказом их от предоставленного им другого жилья, в связи с выше изложенным.
При этом, в силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, содержащихся в пункте 48, не являются основаниями, оправдывающими нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Таким образом, доводы заявителя принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», по делу не усматривается.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение, совершенное посягает на общественные отношения, складывающиеся в конечном итоге в процессе исполнения, не только требования судебного пристава – исполнителя, но и судебного решения, по которому выдан исполнительный лист. Вступивший в законную силу судебный акт и требования судебного пристава – исполнителя, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании требований вышеназванного законодательства.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, юридических основании для замены наказания на предупреждение не имеется, поскольку не исполнение требовании судебного пристава-исполнителя по сносу аварийного жилья, создает угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
При этом, правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статья 4.1.1 КоАП РФ)
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
С учетом изложенного, привлечение Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Между тем принятый акт должностного лица подлежит изменению, поскольку судебным приставом-исполнителем 26 января 2023 года должнику предъявлено требование только об исполнении решения суда в срок до 13 февраля 2023 года, в части осуществления мероприятии по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным дома № 46 по ул. 8 Марта г. Козьмодемьянск, с зачисткой территории земельного участка от строительного мусора, в отношении дома № 13 по ул. Шмидта г. Козьмодемьянска требование заявлено не было.
При этом, согласно Акта проверки судебного пристава-исполнителя от 13 июля 2018 года в совокупности с фотоснимком, данный дом снесен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл от 10 апреля 2023 года, которым Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» признана виновной по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, изменить.
Исключить суждения, что судебным приставом - исполнителем вручено постановление о совершении должником обязательных действий от 26 января 2023 года в соответствии с которым Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» обязана исполнить решение суда, в части осуществления мероприятии по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным в отношении дома 13 по ул. Шмидта г. Козьмодемьянска, с зачисткой территории земельного участка от строительного мусора.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов