Дело № 2-2165/2022
УИД 73RS0001-01-2022-003085-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2022 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Платовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева ФИО5 к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии по инвалидности, возложении обязанности произвести расчет и выплату федеральной социальной доплаты к пенсии по инвалидности,
установил:
Зайцев С.В. обратился в суд с указанным иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее также ОГКУСЗН Ульяновской области), Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.
В обоснование иска указал, что является инвалидом <данные изъяты>. Размер получаемой им пенсии по инвалидности до достижения совершеннолетия составлял 8 861 руб. 54 коп. После достижения совершеннолетия 1 марта 2014 года размер выплачиваемой пенсии по инвалидности со 2 марта 2014 года составил 3 675 руб. 20 коп. С момента достижения совершеннолетия по настоящее время он трудовую деятельность не осуществлял, какие-либо дополнительные социальный выплаты, кроме пенсии по инвалидности, из органов социальной защиты населения и пенсионного фонда не получал. Осуществлять трудовую деятельность не может в силу состояния здоровья.
В 2019 году обращался в ОПФ по вопросу перерасчета выплачиваемой пенсии, установления положенных по закону социальных выплат. Вместе с тем, на обращение пенсионный фонд ответил отказом, но направил его обращение в органы социальной защиты, однако ответ на заявление, перенаправленное в ОГКУСЗН Ульяновской области, до настоящего времени не получал.
Вместе с тем, размер получаемой им пенсии по инвалидности намного меньше, чем прожиточный минимум для пенсионеров, установленный Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 августа 2021 г. № 403-П (9 685 руб.).
Просил признать за ним право на получение федеральной социальной доплаты к пенсии по инвалидности до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного на территории Ульяновской области, со 2 марта 2014 года и обязать надлежащего ответчика осуществить расчет (с учетом индексации) и выплату ему федеральной социальной доплаты к пенсии по инвалидности до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного на территории Ульяновской области, со 2 марта 2014 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Истец Зайцев С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что представляемое им учреждение, не является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседании не явился, в представленном суду письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что истец является получателем социальной пенсии по инвалидности и получателем федеральной социальной доплаты в установленном законом размере.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дел, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Зайцев С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождении, является инвалидом <данные изъяты>.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 166-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия.
В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона № 166-ФЗ социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (нетрудоспособным гражданам).
Согласно ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ социальная пенсия нетрудоспособным гражданам устанавливается в фиксированном размере.
На ДД.ММ.ГГГГ – дату достижения совершеннолетия истцом, размер социальной пенсии детям-инвалидам составлял 8 704 рубля в месяц (пп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 51-ФЗ).
В силу пп. 3 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 51-ФЗ) социальная пенсия инвалидам III группы устанавливалась в размере 3 082 рубля 71 копейка в месяц.
В силу действующей в настоящее время редакции пп. 3 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ социальная пенсия инвалидам III группы устанавливается в размере 4 279 рублей 14 копеек в месяц.
Из представленных ОПФ сведения следует, что с 01 марта 2014 истцу выплата социальной пенсии как ребенку-инвалиду в связи с достижением 18-летнего возраста была прекращена и в связи с признанием Зайцева С.В. инвалидом <данные изъяты> с 02 марта 2014 ему назначена социальная пенсия по инвалидности в размере, соответствующему его статусу, равном 3 675,20 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истцу как ребенку-инвалиду
до 1 марта 2014 года была установлена и выплачивалась ежемесячная денежная выплата.
Статьей 12.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено установление федеральной социальной доплаты к пенсии.
Согласно пунктов 1-4 ст. 12.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ( редакции, действовавшей до 01.04.2019) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 1.1) срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Из представленных ОПФ сведений следует, что с 02.03.2014 ежемесячная денежная выплата истцу установлена в размере 779 руб. 62 коп. и было предоставлено право на набор социальных услуг стоимостью 839,65 руб.
Социальные выплаты Зайцева С.В. индексировались в соответствии с дейетвующим законодательством.
Общая сумма его материального обеспечения по состоянию на апрель 2
составляла 6 653,97 руб.
При определении ее размера были учтены: пенсия в размере 4 491,30 руб.; ежемесячная денежная выплата в размере 1041,25 руб.; стоимость набора социальных услуг, предоставляемая истцу в натуральном выражении размере 1121,42 руб.
Законом Ульяновской области величина прожиточного минимума
неработающего пенсионера на 2018-2019 годы установлена в сумме 8474руб.
Поскольку общий уровень материального обеспечения истца (6653,57 руб.) не достигал установленной величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области к пенсии Зайцева С.В. была установлена и выплачивается федеральная социальная доплата.
Размер федеральной социальной доплаты по состоянию на 30.04.2019 составлял 1 820,03 руб.
Таким образом, общая сумма материального обеспечения истца в апреле 2019 года составила 8 474 руб., что соответствует величине прожиточного минимума неработающего пенсионера (в апреле 2019 г. действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 19.03.2019 № 114-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за IV квартал 2018 года», которым данная величина дял пенсионеров была установлена в размере 7 713 руб. Постановлением Правительства Ульяновской области от 05.06.2019 № 263-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за I квартал 2019 года» данная величина была установлена в размере 8 184 руб.).
С 01.04.2019 вступил в силу Федерального закон от 01.04.2019 № 49-ФЗ «О
внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», предусматривающий порядок индексации пенсий с учетом прожиточного минимума пенсионера.
Согласно пунктов 1 и 4 ст. 12.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно новым правилам социальная доплата к пенсии предоставляется таким образом, что прибавка к пенсии в результате ее индексации выплачивается сверх величины прожиточного минимума пенсионера.
Это значит, что в результате проводимых индексаций, прибавка устанавливается не к текущему размеру пенсии, а к общим выплатам пенсионера, которые за счет социальной доплаты обеспечиваются на уровне прожиточного минимума пенсионера. Следовательно, получателям социальной доплаты к пенсии всегда будет обеспечиваться выплата сумм индексаций сверх установленного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума неработающего пенсионера.
Одновременно вышеуказанный Закон предусматривает осуществление доплаты с 01 января 2019 сумм, которые не были получены неработающими пенсионерами в 2019 году в связи с определением размера социальной доплаты к пенсии с учетом индексации произведенной в 2019 году.
С учетом нового порядка предоставления неработающим пенсионерам федеральной социальной доплаты к пенсии, в мае 2019 истцу произведена доплата в сумме 355,54 руб. и с 01 мая 2019 года общая сумма его материального обеспечения составила 9 016 руб., где 4 491,30 руб. - пенсия, 1 041,25 руб.- ежемесячная денежная выплата, 1 121,42 руб. - набор социальных услуг, предоставляемый в натуральном выражении, 1 997,25 руб. - федеральная социальная доплата. Что выше величины прожиточного минимума установленной в Ульяновской области в тот период времени.
Зайцев С.В. по сегодняшний день является получателем социальной пенсии по инвалидности и является получателем федеральной социальной доплаты.
Доказательств, опровергающих информацию ОПФ о том, что общая сумма материального обеспечения истца ниже установленной законом величины, суду не представлено.
При таком положении, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
При этом, отказывая в иске, суд исходит из того, что ОГКУСЗН Ульяновской области вовсе не является надлежащим ответчиком, так как исходя из приведенных выше норм, обязанность по назначению и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░.