Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1172/2023 ~ М-1156/2023 от 03.10.2023

                        

        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года                                                                       г. Нягань

Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Егоровой В.И.,

при секретаре Филатовой В.А.,

с участием,

представителя истца помощника прокурора г. Нягани Чайко Л.Р., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика АО «РН-Няганьнефтегаз» Клименко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» о возложении обязанности по устранению нарушения требований промышленной и экологической безопасности,

УСТАНОВИЛ:

        Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз», которым просил обязать ответчика:

        - в срок не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов «<данные изъяты>

        - в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопроводов в государственном реестре опасных произвожтвенных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов: <данные изъяты>

        Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт эксплуатации ответчиком опасных производственных объектов с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», при отсутствии разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию, а также их отсутствие в государственном реестре опасных производственных объектов. Не соблюдение ответчиком требований законодательств, бесконтрольная эксплуатация трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает защиту граждан РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании представитель процессуального истца в лице помощника прокурора города Нягани Чайко А.В., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала по доводам, указанным в иске.

Представитель АО «РН-Няганьнефтегаз» Клименко К.А., действующая на основании доверенности, требования не признала, указав на то, что общество не оспаривает выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», при этом считает, что исковые требования заявлены прокуратурой преждевременно, поскольку Общество в настоящее время реализует устранение выявленных нарушений.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела АО «РН-Няганьнефтегаз» осуществляет разработку месторождений углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пределах Каменного, Ем- Еговского месторождений.

С целью обеспечения работы скважин кустов Каменного месторождения построены и с дата используются объекты: <данные изъяты>

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ).

Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 установлено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.

В соответствии с п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.

Пунктом 27 Требований предусмотрены основания для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, в число которых входит изменения характеристик ОПО, внесение изменений (в том числе в параметры, количество и место эксплуатации) или исключение из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, технических устройств, эксплуатация которых обуславливает признак опасности, внесение изменений состава опасного производственного объекта; внесение изменений состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, изменение технологического процесса; изменение признаков или класса опасности опасного производственного объекта; изменение полного, типового наименования (именного кода) опасного производственного объекта.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что до настоящего времени трубопроводы не идентифицированы и в государственной реестре опасных производственных объектов отсутствуют.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ вышеуказанные нефтепроводы, транспортирующие горючее вещество (газоводонефтяную эмульсию), являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.

В ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасных производственных объектов и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») закреплено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом при осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

На основании ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В ст. 55 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

Предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.

В нарушение указанных требований закона, ввод в эксплуатацию нефтепроводов, являющихся потенциально опасными промышленными объектами, осуществлен Обществом без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Более того, юридическое лицо приступило к эксплуатации вышеуказанных нефтепроводов без их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и надлежащего страхования данных объектов, что недопустимо, и свидетельствует об отсутствии контроля за процессом эксплуатации со стороны Северо-Уральского управления Ростехнадзора, осуществляющего функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.

Бесконтрольная эксплуатация Обществом трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает защиту граждан Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом создается угроза пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Нефтесборные трубопроводы, по которым транспортируется горючее и токсичное вещество (газоводнефтяная эмульсия) расположены на землях лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Исходя из пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта РФ №2-ст от 08.01.2002, нефть является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Нарушения требований закона при эксплуатации трубопроводов могут повлечь аварийные разливы нефти, следовательно, является реальной возможность угрозы пожарной безопасности в лесах - возгорания и причинения ущерба лесному фонду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ закреплено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности.

Допущенные ответчиком нарушения требований промышленной, экологической безопасности, градостроительного законодательства, бесконтрольная эксплуатация трубопроводов, создают реальную опасность возникновения в будущем аварий, которые могут повлечь гибель людей и причинение вреда их здоровью, причинить вред при порывах трубопроводов и загрязнении газоводонефтяной эмульсией компонентам окружающей среды, стать причиной возгорания участков лесного фонда.

В целях устранения данных нарушений дата природоохранной прокуратурой АО «РН-Няганьнефтегаз» внесено представление об их устранении, которое до настоящего времени не исполнено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их удовлетворения.

В силу п. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет.

Истец при подаче иска в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик же льгот по оплате государственной пошлины не имеет. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 6000 руб. за требование неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» в срок не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов <данные изъяты>;

        Обязать акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов: <данные изъяты>

        Взыскать с акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» (ИНН , ОГРН ) в доход местного бюджета города Нягани государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд.

Судья                                 В.И. Егорова

Решение в окончательной форме изготовлено дата

2-1172/2023 ~ М-1156/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АО "РН-Няганьнефтегаз"
Суд
Няганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Егорова В.И
Дело на сайте суда
nyagan--hmao.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Подготовка дела (собеседование)
19.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее