№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2023 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Егоровой В.И.,
при секретаре Филатовой В.А.,
с участием,
представителя истца помощника прокурора г. Нягани Чайко Л.Р., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика АО «РН-Няганьнефтегаз» Клименко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» о возложении обязанности по устранению нарушения требований промышленной и экологической безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз», которым просил обязать ответчика:
- в срок не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов «<данные изъяты>
- в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопроводов в государственном реестре опасных произвожтвенных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов: <данные изъяты>
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт эксплуатации ответчиком опасных производственных объектов с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», при отсутствии разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию, а также их отсутствие в государственном реестре опасных производственных объектов. Не соблюдение ответчиком требований законодательств, бесконтрольная эксплуатация трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает защиту граждан РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании представитель процессуального истца в лице помощника прокурора города Нягани Чайко А.В., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала по доводам, указанным в иске.
Представитель АО «РН-Няганьнефтегаз» Клименко К.А., действующая на основании доверенности, требования не признала, указав на то, что общество не оспаривает выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», при этом считает, что исковые требования заявлены прокуратурой преждевременно, поскольку Общество в настоящее время реализует устранение выявленных нарушений.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела АО «РН-Няганьнефтегаз» осуществляет разработку месторождений углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пределах Каменного, Ем- Еговского месторождений.
С целью обеспечения работы скважин кустов № Каменного месторождения построены и с дата используются объекты: <данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ).
Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 установлено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
Пунктом 27 Требований предусмотрены основания для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, в число которых входит изменения характеристик ОПО, внесение изменений (в том числе в параметры, количество и место эксплуатации) или исключение из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, технических устройств, эксплуатация которых обуславливает признак опасности, внесение изменений состава опасного производственного объекта; внесение изменений состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, изменение технологического процесса; изменение признаков или класса опасности опасного производственного объекта; изменение полного, типового наименования (именного кода) опасного производственного объекта.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что до настоящего времени трубопроводы не идентифицированы и в государственной реестре опасных производственных объектов отсутствуют.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ вышеуказанные нефтепроводы, транспортирующие горючее вещество (газоводонефтяную эмульсию), являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.
В ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасных производственных объектов и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») закреплено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом при осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
В ст. 55 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.
В нарушение указанных требований закона, ввод в эксплуатацию нефтепроводов, являющихся потенциально опасными промышленными объектами, осуществлен Обществом без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Более того, юридическое лицо приступило к эксплуатации вышеуказанных нефтепроводов без их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и надлежащего страхования данных объектов, что недопустимо, и свидетельствует об отсутствии контроля за процессом эксплуатации со стороны Северо-Уральского управления Ростехнадзора, осуществляющего функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.
Бесконтрольная эксплуатация Обществом трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает защиту граждан Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом создается угроза пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Нефтесборные трубопроводы, по которым транспортируется горючее и токсичное вещество (газоводнефтяная эмульсия) расположены на землях лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Исходя из пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта РФ №2-ст от 08.01.2002, нефть является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Нарушения требований закона при эксплуатации трубопроводов могут повлечь аварийные разливы нефти, следовательно, является реальной возможность угрозы пожарной безопасности в лесах - возгорания и причинения ущерба лесному фонду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ закреплено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Допущенные ответчиком нарушения требований промышленной, экологической безопасности, градостроительного законодательства, бесконтрольная эксплуатация трубопроводов, создают реальную опасность возникновения в будущем аварий, которые могут повлечь гибель людей и причинение вреда их здоровью, причинить вред при порывах трубопроводов и загрязнении газоводонефтяной эмульсией компонентам окружающей среды, стать причиной возгорания участков лесного фонда.
В целях устранения данных нарушений дата природоохранной прокуратурой АО «РН-Няганьнефтегаз» внесено представление об их устранении, которое до настоящего времени не исполнено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их удовлетворения.
В силу п. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет.
Истец при подаче иска в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик же льгот по оплате государственной пошлины не имеет. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 6000 руб. за требование неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» в срок не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов <данные изъяты>;
Обязать акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов: <данные изъяты>
Взыскать с акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» (ИНН №, ОГРН №) в доход местного бюджета города Нягани государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд.
Судья В.И. Егорова
Решение в окончательной форме изготовлено дата