УИД 79RS0002-01-2023-005854-65
Дело № 2-476/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Фадеевой Е. В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры города Биробиджана в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура города Биробиджана обратилась в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО об обязании совершить определенные действия. Указав в иске, что прокуратурой города проведена проверка МБОУ «СОШ №» в части исполнения законодательства об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что в нарушение законодательства здание данной образовательной организации не оборудовано пандусом в целях обеспечения условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры. В этой связи заместителем прокурора города в адрес директора образовательной организации внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, при этом финансовая возможность фактически устранить нарушения отсутствует. Просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» устранить нарушения, путем оборудования входной группы образовательной организации пандусом, поручнями и подъездом к входной группе для инвалидов. При недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, возложить обязанность на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области выделить денежные средства на указанные цели.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Ляш Н.П. в требования уточнила, просила в срок до 31.12.2026 обязать МБОУ «СОШ №» устранить нарушения, путем оборудования входной группы образовательной организации пандусом. При недостаточности денежных средств, выделенных на финансирование деятельности МБОУ возложить обязанность на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО, выделить денежные средства на указанные цели в срок до 31.12.2026. Просила принять отказать от требований в части оборудования организации поручнями и подъездами к входной группе для инвалидов. Доводы иска поддержала.
Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Вищикус М.М. в судебном заседании исковые требований признала, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
В судебное заседание представитель МБОУ «СОШ №» не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: - досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; - безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Пунктами. 3, 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться: возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что здание МБОУ «СОШ №», расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано пандусом для инвалидов в целях обеспечения условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры. 25.02.2022 в адрес учреждения направлено представление об устранения нарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у МДОУ «СОШ №» обязанности по обеспечению инвалидов беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, путем оборудования входной группы образовательного учреждения пандусом.
Прекратить производство по исковым требованиям прокуратуры города Биробиджана в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО об устранить нарушения, путем оборудования входной группы образовательной организации поручнями и подъездом к входной группе для инвалидов, в связи с отказом от иска в данной части.Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
МБОУ «СОШ №», является муниципальными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрия города Биробиджана, они же осуществляют финансовое обеспечение учреждения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательными организациями указанных мероприятий.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Заявленный прокурором срок, отвечает вышеуказанным требованиям.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая, что мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождена от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, с МБОУ «СОШ № 7» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (ИНН №) в срок до 31.12.2026 устранить нарушения путем оборудования входной группы образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес> пандусом для инвалидов.
При недостаточности у муниципального дошкольного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (ИНН №) в срок до 31.12.2026 выделить денежные средства на указанные цели.
Производство по исковым требованиям прокуратуры города Биробиджана в интересах несовершеннолетних граждан к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО об устранить нарушения, путем оборудования входной группы образовательной организации поручнями и подъездом к входной группе для инвалидов, прекратить, в связи с отказом от иска в данной части.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова