Судья Петрова М.В. дело № 21-460/2022 (дело № 12-64/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника юридического лица АО "Монди СЛПК" Понькина И.С. на решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара от 05 июля 2022 года, которым постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 10.03.2022 № 04-21/2022 о привлечении АО "Монди СЛПК" к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, оставлено без изменения, жалоба юридического лица АО "Монди СЛПК" - без удовлетворения,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № 04-21/2022 от 10.03.2022 АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" привлечено к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, защитник АО "Монди СЛПК" обратился в суд с жалобой, в обоснование которой настаивал на отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, отсутствии вины юридического лица в неисполнении пункта 1 предписания государственного органа, просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
По результатам рассмотрения жалобы судьей районного суда вынесено вышеуказанное решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник АО "Монди СЛПК" Понькин И.С. просил отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник АО "Монди СЛПК" Гудкова Н.В. доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми участия не принимало.
Руководствуясь положениями статьи 25.1 и 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии не явившихся лиц, явку которых не признаю обязательной.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, объяснения защитника юридического лица, прихожу к следующим выводам.
Частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства. Из содержания названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать требованиям законности.
Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении и решения, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось учреждению. Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
На день вынесения предписания статус Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу) был регламентирован приказом Росприроднадзора от 27 августа 2019 года № 499, которым утверждено Положение о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, согласно пункту 1 которого Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим его отдельные функции.
Управление осуществляет полномочия по государственному надзору в отношении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, за исключением хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в водоохранных зонах морей, в морских портах, и деятельности, в результате которой производится сброс сточных вод, отходов, загрязняющих веществ в море либо оказывается иное негативное воздействие на морскую среду, в отношении которой полномочия могут осуществляться Управлением по поручению центрального аппарата Росприроднадзора.
В настоящее время деятельность указанного надзорного органа регламентирована Приказом Росприроднадзора от 31 января 2022 года № 57 "Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 30 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Монди СЛПК", в результате которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Для устранения выявленных нарушений требований законодательства административным органом Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу АО "Монди СЛПК" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 04-21/50-1 от 18.10.2021 со сроком устранения не позднее 18 января 2022 года включительно.
Положениями пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В период с 26 января 2022 года по 08 февраля 2022 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу была проведена внеплановая выездная проверка по исполнению указанного предписания, что подтверждается актом проверки № 04-22/5 от 08 февраля 2022 года, в соответствии с которым пункт 1 предписания № 04-21/50-1 от 18 октября 2021 года по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными ходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными кодами на территории Республики Коми ООО "Региональный оператор Севера" не исполнен АО "Монди СЛПК".
Судом установлено, в том числе из пояснений главного эколога АО "Монди СЛПК" Караваева Д.А., что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми ООО "Региональный оператор Севера" не заключен.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07 июня 2022 года по делу № А29-330/2022 заявление АО "Монди СЛПК" о признании незаконным пункта 1 предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № 04-21/50-1 от 18 октября 2021 года оставлено без удовлетворения.
Таким образом, АО "Монди СЛПК" не выполнило в установленный срок до 18 января 2022 года пункт 1 предписания № 04-21/50-1 от 18.10.2021 государственного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно не выполнило обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми ООО "Региональный оператор Севера".
Приведенные обстоятельства по своей совокупности стали основанием для составления должностным лицом государственного органа в отношении юридического лица АО "Монди СЛПК" протокола об административном правонарушении № 04-21 от 24 февраля 2022 года и привлечения его к административной ответственности оспариваемым постановлением от 10 марта 2022 года № 04-21/2022.
Факт совершения административного правонарушения и вина АО "Монди СЛПК" в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена собранными по делу доказательствами, в том числе, предписанием № 04-21/50-1 от 18 октября 2021 года; - актами вышеуказанных проверок; - протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела и доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка как должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, так и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предмет их относимости, допустимости, достаточности и достоверности.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследованные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что АО "Монди СЛПК" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех достаточных и зависящих от него мер для устранения нарушений требований законодательства, указанных в предписании должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу.
Установив указанные обстоятельства по делу, исследовав доказательства, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о неисполнении АО "Монди СЛПК" законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по экологическому надзору, в срок, установленный в предписании Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № 04-21/50-1 от 18 октября 2021 года, и о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием в оспариваемых решениях мотивов их принятия.
Обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должностным лицом государственного органа и судьей установлены с достаточной полнотой.
Доводы жалобы о незаконности принятых в отношении юридического лица актов в связи с незаконностью предписания, требования которого невозможно было выполнить, поскольку действующая территориальная схема обращения с отходами не позволяет заключить договор с региональным оператором в указанный в предписании срок и предполагают волеизъявление сторон договора, являются несостоятельными, поскольку само предписание Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу было вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке было обжаловано в Арбитражном суде Республики Коми, и по итогам его рассмотрения заявление АО "Монди СЛПК" было оставлено без рассмотрения, то есть не признано судом незаконным и не отменено, а требования, указанные в предписании, в установленный срок не выполнены. Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности постановления должностного лица административного органа и решения судьи. При таких обстоятельствах оснований для вывода об отсутствии в действиях АО "Монди СЛПК", не исполнившего требования законного предписания в установленный срок, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Постановление о привлечении АО "Монди СЛПК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, вынесено уполномоченным должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 10.03.2022 № 04-21/2022 и решение судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара от 05 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Монди СЛПК" оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица АО "Монди СЛПК" Понькина И.С. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья В.В. Попов
Копия верна, судья В.В. Попов