Дело № 5-13/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Гатчина 04 марта 2024 года
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Порохнев В.И., с участием защитника индивидуального предпринимателя Ильюшкиной Н.Ю. – \\\
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в отношении индивидуального предпринимателя Ильюшкиной Натальи Юрьевны (далее – ИП \\\), ... года рождения, ..., ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ..., ИНН: ..., ОГРНИП ...,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальному предпринимателю Ильюшкиной Н.Ю. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ, а именно то, что ... в 18 часов 00 минутпо адресу: ..., в кафе «...» она в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона от ... № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), незаконно привлекла (допустила) к осуществлению трудовой деятельностигражданку Республики Узбекистан \\\,которая осуществляла трудовую деятельность в качестве уборщицы и посудомойщицы (мыла посуду), не имея патента с территорией действия «...».
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В целях соблюдения установленных ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
С учетом того, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - индивидуальный предприниматель Ильюшкина Н.Ю., извещалась судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела, судья полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.
Защитник \\\ в судебном заседании возражал против привлечения ИП Ильюшкиной Н.Ю. к административной ответственности, ссылаясь на то, что она не осуществляла по состоянию на ... в 18 часов 00 минут она не осуществляла свою деятельность по адресу: ..., в кафе «...», следовательно, не могла привлечь к работе по указанному адресу гражданку Республики Узбекистан \\\
Судья, исследовав представленные в суд материалы об административном правонарушении, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина илилица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные ч.ч. 1 - 3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или ..., влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 1). В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух иболее иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная названной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (п. 2).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от ... N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу ч. 4 ст. 13 ФЗ от ... N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 13.3 ФЗ от ... N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая неуказана в патенте.
В силу ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии со статьей 26.2КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачей производства по делам об административных правонарушениях является полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Оценивая доказательства, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении, а также иные представленные суд приходит к следующему.
Из договора аренды на земельный участок от ..., заключенного между ИП \\\ (арендодатель) и ИП \\\ (арендатор) следует, что арендодатель предоставил арендатору часть земельного участка с кадастровым номером ... (общая площадь ... квадратных метров), расположенный по адресу: ..., для использования в целях розничной торговли с площадью ... квадратных метров.
Согласно приложенной к договору схеме (Приложение 1) указанная часть земельного участка расположена вне стен здания кафе «...», расположенного по адресу: ..., в котором была гражданка Республики Узбекистан \\\\\\ привлеченная к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Напротив из представленного в материалы дела договора аренды на нежилого помещения ... от ..., заключенного между ИП \\\ (арендодатель) и \\\ (арендатор) следует, что арендодатель предоставил арендатору помещение площадью ... квадратных метров в нежилом кирпичном здании (общая площадь ... квадратных метра) с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., для использования под парикмахерскую и общественное питание.
Указанное помещение площадью ... квадратных метров находилось в пользовании \\\ до ..., что подтверждается соглашением о расторжении договора аренды от ....
Таким образом, установлено, что деятельность по организации деятельности парикмахерской и общественного питания в кафе «...», расположенном по адресу: ..., осуществлял \\\
Доказательств обратного материалы дела не содержат, как не содержат и доказательств того, что \\\ передал ИП Ильюшкиной Н.Ю. право пользования и владения спорнымпомещением (по договору субаренды либо на ином законном основании).
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что по состоянию на ... в 18 часов 00 минут именно ИП Ильюшкина Н.Ю. осуществляла свою деятельность по адресу: ... в кафе «...».
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что именно ИП Ильюшкина Н.Ю. является субъектом вменяемого административного правонарушения и незаконно привлекла (допустила) к осуществлению трудовой деятельности гражданку Республики Узбекистан \\\, которая ... в 18 часов 00 минут по адресу: ..., в кафе «...», осуществляла трудовую деятельность в качестве уборщицы и посудомойщицы (мыла посуду), не имея патента с территорией действия «...».
В силу требований частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 3 указанной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные законоположения, суд считает необходимым производство по делу в отношении ИП Ильюшкиной Н.Ю. по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 24.5. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Ильюшкиной Натальи Юрьевны на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной судв течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.И. Порохнев
подпись
Подлинник документа находится в материалах дела № 5-13/2024 (УИД 47RS0006-01-2023-007663-76) в Гатчинском городском суде Ленинградской области.