Дело № 2-1352/2023
18RS0003-01-2022-007246-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Николаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАН к ОСФР по Удмуртской Республике о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы и произвести перерасчет размера пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ПАН обратился в суд с иском к ОПФР по Удмуртской Республике о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы и произвести перерасчет размера пенсии.
Исковое заявление мотивировано тем, что с 25 октября 2016 года истец является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии ответчиком не был учет ряд периодов трудовой деятельности истца, в том числе с 05 сентября 1990 года по 30 ноября 1998 года <данные изъяты>», что повлияло на размер пенсии. На обращение истца письмом от 26 апреля 2022 года <номер> ответчик отказал во включении данного периода и в перерасчете размера пенсии.
На основании изложенного истец с учетом заявлений об уточнении исковых требований просил суд:
- признать незаконным решение ответчика от 26 апреля 2022 года <номер> в части исключения из трудового стажа истца периода работы в <данные изъяты>» с 05 сентября 1990 года по 30 ноября 1998 года;
- обязать ответчика включить в трудовой стаж период работы в <данные изъяты>» с 05 сентября 1990 года по 30 ноября 1998 года;
- обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
Определением суда ненадлежащий ответчик заменен на ОСФР по Удмуртской Республике в связи с реорганизацией.
В судебное заседание истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, в связи с чем в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствия.
В судебном заседании представитель истца Ханжина А.А., действующая на основании доверенности, исковое заявление поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в нем.
В судебном заседании представитель ответчика Снисар Е.В., исковые требования не признала, пояснив, что оснований для включения спорного периода в трудовой стаж истца не имеется, поскольку по материалам дела страховые взносы уплачены не были.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент спорных правоотношений) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.
Согласно ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего в спорный период и утратившего силу с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства.
В соответствии с п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 установлено, что периоды деятельности в качестве главы крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Как следует из содержания ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1995 года № 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, аудиторов тариф страховых взносов устанавливался в размере 5 процентов дохода, полученного от их деятельности. Указанные категории плательщиков, использующие в своей деятельности труд наемных работников, уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат.
Статья 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является обязательным условием для зачета в общий стаж работы, так как, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 01 апреля последующего года. Сведения о доходе от указанной деятельности предоставляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда. Доход крестьянского (фермерского) хозяйства для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Основным документом по отражению дохода КФХ для целей исчисления и уплаты налогов является Ведомость финансовых результатов форма 5-кх, служащая также основанием и для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Форма 5- кх разработана фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "Российский фермер" и согласована с Госкомстатом СССР от 06 июня 1991 года. В данной форме общий доход хозяйства отражается в строке 19 "Итого по всей деятельности".
Доход крестьянского (фермерского) хозяйства для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Соответственно, исчисление страховых взносов производится на основании стр. 19 Ведомости финансовых результатов форма 5-кх.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, определен перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов:
- взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
-страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов.
Законодательство в области пенсионного страхования, в области деятельности фермерских хозяйств неоднократно изменялось. Однако неизменным оставалась необходимость регистрации КФХ в налоговых органах, в Пенсионном фонде, представление фермерами отчетов о ведении деятельности, о полученных доходах, о перечислении взносов на обязательное пенсионное страхование на счета, указанные налоговыми органами.
В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, а плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов КФХ и используются по соглашению между ними.
Следовательно, имея одинаковые имущественные права и вместе отвечая за финансовый результат крестьянского хозяйства - член и глава КФХ имеют и одинаковые права на пенсионное обеспечение. Если отчисления в ПФР были нулевыми, ни глава, ни члены КХ не имеют права на включение периодов деятельности в страховой стаж.
Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 04.12.2007 № 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Правилам, утвержденным приказом Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии возложена на заявителя.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
18 мая 1998 года ПАН зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
25 октября 2016 года ПАН обратился в Отдел ПФР в Индустриальном районе УПФР в г. Ижевске УР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
27 октября 2016 года ПАН представил в пенсионный орган заявление, в котором сообщил об утрате трудовой книжки.
07 ноября 2016 года ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Камышлове и Камышловском районе Свердловской области в адрес ПАН направлена справка <номер> об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в соответствии с которой крестьянское хозяйство «ПАН» состояло на учете в ПФР с 28 января 1993 года по 25 января 2007 года. За период с 28 января 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 01 января 1996 года по 31 декабря 1997 года <данные изъяты> имеет недоимку по страховым взносам и пеням в ПФР. За остальные периоды (1994, 1995, 1998-2007) <данные изъяты> не представляло отчеты.
Решением пенсионного органа от 30 января 2017 года <номер> истцу с 25 октября 2016 года бессрочно назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При назначении пенсии в страховой стаж истцу не учтен помимо прочего период с 05 сентября 1990 года по 30 ноября 1998 года.
08 апреля 2022 года истцу направлена справка <данные изъяты>, в соответствии с которой подтвердить стаж работы ПАН в <данные изъяты>» за 1990-2010 годы не представляется возможным, так как документы по личному составу (приказы директора, расчетные ведомости на выдачу заработной платы) в архив <данные изъяты> не поступали.
Письмом ответчика от <дата> <номер>-П/3146 истцу разъяснен расчет размера выплачиваемой ему страховой пенсии по старости, одновременно указано, что период работы в КХ «ПАН» с 1990 года по 1998 года не учтён при определении размера пенсии, поскольку предприятие зарегистрировано в органах ПФР <дата>, имеется недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1993 год, 1996-1997 года, за остальные периоды отчеты в ПФР не представлялись.
Согласно сведениями ЕГРЮЛ <данные изъяты>» зарегистрировано 14 августа 1990 года на основании решения исполнительного комитета районного Совета народных депутатов от 14 августа 1990 года <номер>.
Указанным решением главой хозяйства установлен ПАН.
Другие подтверждения результатов финансовой деятельности крестьянского хозяйства, с указанием о доходах, полученных за периоды с 14 августа 1990 года по 30 ноября 1998 года, сведения о уплате страховых взносов истцом не представлены.
Положениями ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 года, предусмотрено, что сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г. Следовательно, периоды работы после 1 января 2002 года учитываются при исчислении размера пенсии лишь в виде суммы поступивших в Пенсионный фонд России страховых взносов.
Таким образом, не выполнение истцом обязанностей главы <данные изъяты>», предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по организации ведения учета и отчетности фермерского хозяйства, а также обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном законом размере и ежегодном представлении органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений персонифицированного учета, в том числе о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж для назначения страховой пенсии, сумме начисленных и уплаченных страховых взносов, воспрепятствовало зачету спорных периодов в страховой стаж, отнесению уплаченных страховых взносов на лицевые счета конкретных лиц. Права распределять уплаченные страховые взносы по конкретным лицам без предоставления сведений страхователем в установленном законом порядке ПФР законодательством не предоставлено. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для признания обязательств истца, как главы <данные изъяты> по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорный период исполненными.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы с 05 сентября 1990 года по 30 ноября 1998 года в качестве главы <данные изъяты> для исчисления пенсии по старости, не имеется, в связи с чем исковые требования ПАН о возложении на ответчика обязанности вклеить в страховой стаж указанный период работы подлежит оставлению без удовлетворения.
В свою очередь, изложенное влечет отказ в удовлетворении исковых требований ПАН о признании незаконным решения ответчика (письма 26 апреля 2022 года <номер>) незаконным, поскольку оснований для включения в страховой стаж спорного периода работы не установлено, и о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, поскольку требования в данной части основаны на незаконном по его мнению исключении из страхового стажа периода работы с 05 сентября 1990 года по 30 ноября 1998 года.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ПАН (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы и произвести перерасчет размера пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 23 октября 2023 года.
Судья А.А. Салов