Дело № 2-3446/2024
УИД: 42RS0009-01-2024-005221-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Тараненко Ю.Д.,
при секретаре Кузнецовой А.В.,
помощник судьи Каменская А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
15 августа 2024 года
гражданское дело по иску и.о. прокурора Прокопьевского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Энергоресурс» о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Прокопьевского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Энергоресурс» о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проводилась проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства предприятий Прокопьевского муниципального округа, в результате которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Энергоресурс», установлено, что ООО «Энергоресурс», является организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению населению Прокопьевского муниципального округа, осуществляет негативное воздействие на окружающую среду вследствие эксплуатации угольных котельных, переданных на основании концессионного соглашения от **.**.****, заключенного с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального округа. Деятельность Общества связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от эксплуатируемых им стационарных источников выбросов, расположенных на территории Прокопьевского муниципального округа котельных, работающих на твердом топливе.
Установлено, что ООО «Энергоресурс» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду вследствие наличия источников загрязнения атмосферы, таких как выбросы котельной.
В ходе проверки, проведенной в **.**.****, установлено, что в отношении эксплуатируемых ООО «Энергоресурс» отдельно стоящих котельных, в том числе, котельных, находящихся по адресу: ..., котельная ###; ..., котельная ###. Согласно информации ООО «Энергоресурс» данные котельные имеют II категорию ОНВОС.
В пределах 8 метров от котельной ### и в пределах 41 метра от котельной ### имеются жилые застройки, которые могут подвергаться негативному воздействию от источников загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Энергоресурс» по эксплуатации указанных котельных на территории Прокопьевского муниципального округа осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, предусмотренная законом обязанность по установлению санитарно-защитной зоны не исполнена до настоящего времен.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от **.**.**** № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Частью 3 статьи 16 Закона № 96-ФЗ установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Часть 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники, обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, что непосредственно следует из ст. 2 Федерального закона от **.**.**** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона от **.**.**** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В силу ст. 52 Федерального закона от **.**.**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.**** ### (далее - СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03), установлен класс опасности промышленных объектов и производств в соответствии с их санитарной классификацией.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от **.**.**** № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно разделу **.**.****. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, отнесены ко II классу опасности с ориентировочным размером СЗЗ 500 м. Для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком сообразном топливе, размер СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений (п.1 примечаний к разд. **.**.**** СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03).
Критерием для определения размера СЗЗ является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03). Промышленные объекты и производства, сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории той застройки, зон отдыха, лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ, садово-огородных участков (п. 2.5. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03).
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, объектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Юридические лица, в соответствии с абз. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Санитарные правила СанПиН **.**.****-21 и СанПиН 2.2.1./2.**.**.****-03 разработаны с целью обеспечения безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к предприятиям и иным объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, за счет становления вокруг таких объектов санитарно-защитной зоны.
В силу п. 18 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации СЗЗ относится к зонам с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ), устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из целей установления ЗОУИТ является, согласно п. 1 ч. 1 ст. 104 ЗК РФ, защита жизни и здоровья граждан. Как установлено ч. 6 ст. 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования ЗОУИТ осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти либо органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###, вступившим в силу **.**.****, утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Согласно п. 1 Правил, СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо ее территориальными органами в зависимости от класса опасности объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, а же в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию (п. 3 правил). В решении указываются сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п. 21 Правил).
В силу п. 2 Постановления ### правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного становления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны были провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления, т.е., не позднее **.**.****.
Пунктом 14 Правил предусмотрено представление проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ. Проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах СЗЗ и ее границах графическим описанием местоположения границ, перечнем координат характерных точек этих границ, обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом оценки риска для здоровья человека, перечень ограничений использования хмельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п. 16 Постановления ###).
В соответствии с действующим законодательством, определенные в соответствии требованиями законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные предварительные) санитарно-защитные зоны действуют до **.**.****.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до **.**.**** обязаны брататься в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов.
Однако в отношении объектов ответчика отсутствует документация по согласованию в установленном порядке санитарно-защитной зоны, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны, есть СЗЗ не установлены.
Для установления санитарно-защитных необходимо пройти следующие этапы согласования документации по организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов:
- Проектирование СЗЗ (собственно проектные материалы с расчетами рассеивания загрязняющих веществ, акустического воздействия, установление линия объектов, земельных участков, запрещенных к использованию и размещению в СЗЗ, натурные измерения на границе СЗЗ, перечень координат характерных точек и графическое местоописание местоположения СЗЗ). Срок выполнения - по согласованию с проектной организацией, обычно не более года.
- Получение экспертного заключения по результатам экспертизы проекта СЗЗ организацией, зарегистрированной в реестре аккредитованных лиц на выполнение данных работ. Сроки выполнения экспертизы не более 2-х месяцев (в соответствии с п. 6 приложения ### приказа Роспотребнадзора от **.**.**** ### «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу о соответствии проекта СЗЗ требованиям санитарных норм и правил. Сроки выполнения экспертизы не более 2-х месяцев (в соответствии с п. 6 приложения ### приказа Роспотребнадзора от **.**.**** ### «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
Хозяйственная деятельность ООО «Энергоресурс» осуществляется без установленных расчетами размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, что является нарушением требований: ст. 11, п.3 ст. 20 Федерального закона от **.**.**** № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 52 Федерального закона от **.**.**** № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от **.**.**** № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 1.2., п. 1.5., п. 2.1., п. 2.2., п. З.1., п. 4.1., 4.3. СанПиН 2.1.1/ 2.**.**.****-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции, п. 72 СанПиН **.**.****-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Из ч. 24 ст. 106 ЗК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от **.**.**** № 8-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 25 Правил, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. Основанием для внесения сведений о границах СЗЗ в ЕГРН является решение Роспотребнадзора (его территориального органа) об установлении СЗЗ, копия которого направляется указанным органом в орган государственного кадастрового учета (п. 23 Постановления ###).
Учитывая цели установления зон с особыми условиями использования территорий, к которым относится санитарно-защитная зона, последствием соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации г **.**.**** ###, требований СанПиН 2.2.1./2.**.**.****-03 является нарушение предусмотренных ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.
Отсутствие установленной санитарно-защитной зоны объектов предприятия создает угрозу правам неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку не представляется возможным надлежащим образом организовать мероприятия по ограничению вредного содействия объектов на окружающую среду и население.
Контроль качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной оны от предприятия не осуществляется, что является нарушением ст. 11, ст.20, ст. 32 Федерального закона от **.**.**** № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона от **.**.**** № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», п.73 СанПиН **.**.****-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В связи с указанными нарушениями закона **.**.**** в адрес руководства ответчика внесено представление об устранении нарушений закона, кроме того, постановлением по делу об административном правонарушении ### от **.**.****, вынесенным заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотрбнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в г. Кемерово на основании постановления прокурора Прокопьевского района, ООО «Энергоресурс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Однако до настоящего времени, обязанность по обращению в органы государственной власти с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от **.**.**** ### «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и пользования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон» не исполнена, проект санитарно-защитных зон не разработан.
Отсутствие у ответчика документации по согласованию в установленном порядке санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны, а также не осуществление производственного контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в зоне воздействия нарушает права неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать ООО «Энергоресурс» осуществить следующие действия в целях установления санитарно-защитной зоны от эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, находящихся по адресу: Кемеровская ..., котельная ###, ... а, котельная ###:
- в срок до **.**.**** разработать проект санитарно-защитной зоны,
- в срок до **.**.**** получить экспертное заключение по результатам экспертизы проекта санитарно-защитной зоны,
- в срок до **.**.**** обратиться в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарным нормам и правилам.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Кемерово ЛИЦО_4, действующая на основании служебного удостоверения и поручения прокурора района, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ООО «Энергоресурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.
С учётом положений ст. 113, 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от **.**.**** № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Частью 3 статьи 16 Закона № 96-ФЗ установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Часть 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники, обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
В силу ст. 52 Федерального закона от **.**.**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.**** ### (далее - СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03), установлен класс опасности промышленных объектов и производств в соответствии с их санитарной классификацией.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от **.**.**** № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно разделу **.**.****. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, отнесены ко II классу опасности с ориентировочным размером СЗЗ 500 м. Для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком сообразном топливе, размер СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений (п.1 примечаний к разд. **.**.**** СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03).
Критерием для определения размера СЗЗ является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03). Промышленные объекты и производства, сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории той застройки, зон отдыха, лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ, садово-огородных участков (п. 2.5. СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03).
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.**.**.****-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, объектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
В силу п. 18 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации СЗЗ относится к зонам с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ), устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из целей установления ЗОУИТ является, согласно п. 1 ч. 1 ст. 104 ЗК РФ, защита жизни и здоровья граждан. Как установлено ч. 6 ст. 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования ЗОУИТ осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти либо органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###, вступившим в силу **.**.****, утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Согласно п. 1 Правил, СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо ее территориальными органами в зависимости от класса опасности объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, а же в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию (п. 3 правил). В решении указываются сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п. 21 Правил).
В силу п. 2 Постановления ### правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного становления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны были провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления, т.е., не позднее **.**.****.
Пунктом 14 Правил предусмотрено представление проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ. Проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах СЗЗ и ее границах графическим описанием местоположения границ, перечнем координат характерных точек этих границ, обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом оценки риска для здоровья человека, перечень ограничений использования хмельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п. 16 Постановления ###).
В соответствии с действующим законодательством, определенные в соответствии требованиями законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные предварительные) санитарно-защитные зоны действуют до **.**.****.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до **.**.**** обязаны брататься в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов.
Для установления санитарно-защитных необходимо пройти следующие этапы согласования документации по организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов:
- Проектирование СЗЗ (собственно проектные материалы с расчетами рассеивания загрязняющих веществ, акустического воздействия, установление линия объектов, земельных участков, запрещенных к использованию и размещению в СЗЗ, натурные измерения на границе СЗЗ, перечень координат характерных точек и графическое местоописание местоположения СЗЗ). Срок выполнения - по согласованию с проектной организацией, обычно не более года.
- Получение экспертного заключения по результатам экспертизы проекта СЗЗ организацией, зарегистрированной в реестре аккредитованных лиц на выполнение данных работ. Сроки выполнения экспертизы не более 2-х месяцев (в соответствии с п. 6 приложения ### приказа Роспотребнадзора от **.**.**** ### «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу о соответствии проекта СЗЗ требованиям санитарных норм и правил. Сроки выполнения экспертизы не более 2-х месяцев (в соответствии с п. 6 приложения ### приказа Роспотребнадзора от **.**.**** ### «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
Из ч. 24 ст. 106 ЗК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от **.**.**** № 8-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 25 Правил, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. Основанием для внесения сведений о границах СЗЗ в ЕГРН является решение Роспотребнадзора (его территориального органа) об установлении СЗЗ, копия которого направляется указанным органом в орган государственного кадастрового учета (п. 23 Постановления ###).
Учитывая цели установления зон с особыми условиями использования территорий, к которым относится санитарно-защитная зона, последствием соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации г **.**.**** ###, требований СанПиН 2.2.1./2.**.**.****-03 является нарушение предусмотренных ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.
Судом установлено, из материалов дела следует, что **.**.**** в адрес руководства ООО «Энергоресурс» внесено представление об устранении нарушений закона, из которого следует, что в ходе проведенной проверки установлено,что ООО «Энергоресурс», является организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению населению Прокопьевского муниципального округа, осуществляет негативное воздействие на окружающую среду вследствие эксплуатации угольных котельных, переданных на основании концессионного соглашения от **.**.****, заключенного с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального округа. Деятельность Общества связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от эксплуатируемых им стационарных источников выбросов, расположенных на территории Прокопьевского муниципального округа котельных, работающих на твердом топливе. ООО «Энергоресурс» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду вследствие наличия источников загрязнения атмосферы, таких как выбросы котельной. В отношении эксплуатируемых ООО «Энергоресурс» отдельно стоящих котельных, в том числе, котельных, находящихся по адресу: ..., котельная ###; ..., котельная ###. Согласно информации ООО «Энергоресурс» данные котельные имеют II категорию ОНВОС. В пределах 8 метров от котельной ### и в пределах 41 метра от котельной ### имеются жилые застройки, которые могут подвергаться негативному воздействию от источников загрязнения атмосферного воздуха. Ответчику указано на необходимость безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений (л.д. 11-16).
**.**.**** ООО «Энергоресурс» дан ответ на представление, из которого следует, что ответчиком заключен договор ### от **.**.**** с ООО «ЭКОИНЖЕНЕРПРОЕКТ» на выполнение проектных работ по разработке проекта обоснований санитарно-защитной зоны для 16 котельных и сопровождение проекта в контрольно-надзорных органах (л.д. 17).
Согласно ответа ООО «Энергоресурс» от **.**.**** на требования прокурора по котельным ### и ### администрацией Прокопьевского района не определены границы земельных участков, информации о том, что ответчиком организованы проектные работы по разработке проекта обоснований санитарно-защитной зоны в отношении указанных котельных ответ ООО «Энергоресурс» не содержит (л.д. 18).
Согласно ответу Администрации Прокопьевского района от **.**.**** земельные участки под спорными котельными ### и ### предоставлены ООО «Энергоресурс» на основании договора аренды ###.594 от **.**.****, кадастровые работы в отношении указанных земельных участков проведены, границы установлены (л.д. 19).
Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Энергоресурс» по эксплуатации указанных котельных ### и ### на территории Прокопьевского муниципального округа осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, предусмотренная законом обязанность по установлению санитарно-защитной зоны не исполнена до настоящего времен. До настоящего времени, обязанность по обращению в органы государственной власти с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от **.**.**** ### «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и пользования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон» не исполнена, проект санитарно-защитных зон не разработан.
Отсутствие у ответчика документации по согласованию в установленном порядке санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны, а также не осуществление производственного контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в зоне воздействия нарушает права неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
В силу принципов диспозитивности, состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве (статьи 1, 12, 35, 56, 57 ГПК РФ), сторона реализует процессуальные права в соответствии со своей волей, приводя доводы по существу спора и представляя в их обоснование доказательства и заявляя ходатайства об оказании судом содействия в их представлении в том объеме, в котором полагает необходимым для защиты оспариваемого права или законного интереса, и несет соответствующие последствия процессуального поведения, в том числе негативные. Суд же, осуществляя руководство процессом, разъясняя лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждая о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, только оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, не подменяя при этом лиц, участвующих в деле, в части определения способов и тактики защиты своих прав и законных интересов в установленных законом порядке и пределах.
Судом созданы достаточные условия для реализации всеми участвующими в деле лицами процессуальных прав и установления фактических обстоятельств. Ответчик не был неосновательно ограничен в реализации судебного права на защиту, которое бы повлияло, в том числе, на исход дела, однако, своим правом не воспользовался, возражений относительно заявленных требований не представил.
Поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду ответчиком не представлены доказательства исполнения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха по разработке проекта санитарно-защитной зоны, получению экспертного заключения по результатам экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, обращению в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарным нормам и правилам, суд приходит к вывод, что требования прокурора подлежат удовлетворению, на ООО «Энергоресурс» подлежит возложению обязанность осуществить действия в целях установления санитарно-защитной зоны от эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, находящихся по адресу: ..., котельная ###, ... а, котельная ###.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения требований законодательства: до **.**.**** разработать проект санитарно-защитной зоны, до **.**.**** получить экспертное заключение по результатам экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, до **.**.**** обратиться в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарным нормам и правилам, будет отвечать требованиям исполнимости решения суда, будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений, определяя данный срок исполнения решения суда, суд учитывает действия, которые необходимо совершить ответчику для устранения допущенных нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Прокопьевского района - удовлетворить.
Обязать ООО «Энергоресурс» осуществить следующие действия в целях установления санитарно-защитной зоны от эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, находящихся по адресу: ..., котельная ###, ..., котельная ###:
- в срок до **.**.**** разработать проект санитарно-защитной зоны,
- в срок до **.**.**** получить экспертное заключение по результатам экспертизы проекта санитарно-защитной зоны,
- в срок до **.**.**** обратиться в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарным нормам и правилам.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме с 21.08.2024 года путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Тараненко Ю.Д.