Дело № 2-1397/2024 копия
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кишерть Пермский край 20 мая 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Усть-Кишерть) в составе:
председательствующего судьи Степанова А.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя истца ФИО2 ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кишертского района Пермского края, действующего в интересах ФИО1, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кишертского района Пермского края, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а именно: креслом-коляской с ручным приводом комнатная – 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом прогулочная – 1 шт., взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование требований указал, что ФИО1 является инвалидом. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ., индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в ОСФР по <адрес> по обеспечению креслом-коляской с ручным приводом комнатной и креслом-коляской с ручным приводом прогулочной. До настоящего времени ФИО1 не обеспечена указанными средствами реабилитации. Отсутствие средств реабилитации длительное время создает для нее физические и нравственные трудности, по причине неполноценности жизнедеятельности, в силу состояния здоровья. ФИО1 долгое время испытывает моральные и нравственные страдания, ей приходится обращаться за помощью к родственникам и знакомым, осознавать свою беспомощность, не имея предусмотренных технических средств реабилитации.
В судебном заседании прокурор, действуя в интересах ФИО1, поддержал исковые требования.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Закона N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона N 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Закона N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее - Конвенция) государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, в том числе проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов.
Технические средства реабилитации (далее - ТСР) должны обеспечивать повышение возможностей инвалидов вести самостоятельный образ жизни, сохранять максимально возможный уровень мобильности и доступа к информации и образованию. Особое внимание уделяется в Конвенции повышению жизненного уровня и уровня социальной защищенности инвалидов, следовательно, технические средства реабилитации должны быть не только максимально доступны для инвалидов, но при этом их получение не должно вызывать существенных материальных и иных проблем. Таким образом, при обеспечении инвалидов ТСР предлагается руководствоваться следующими принципами: доступности ТСР для инвалидов; максимального удовлетворения индивидуальных потребностей инвалида при обеспечении ТСР; исключения необходимости привлечения личных средств инвалида для обеспечения ТСР.
В силу положений статьи 11.1 Закона N 181-ФЗ, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Пунктам HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=432347&dst=147" 4 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом второй группы в связи с общим заболеванием, группа инвалидности установлена бессрочно (л.д. 11-12, 13).
Для проведения реабилитационных мероприятий ФИО1 разработана индивидуальная программа (ИПРА) № к протоколу проведения медико – социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости ФИО1 техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей инвалидов) – 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) – 1 шт. (л.д. 14-29).
Прокуратурой Кишертского района на основании поступившего заявления ФИО1 проведена проверка в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю с целью установления фактов наличия/отсутствия нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
На основании требования прокуратуры Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю представлена информация о том, что в настоящее время Отделение приступило к размещению и проведению процедур закупок на поставку ТСР с целью обеспечения инвалидов в 2024 году (л.д. 33-34).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято заявление ФИО1 об обеспечении ТСР, в этот же день ФИО1 поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что сроки, установленные указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" ответчиком нарушены, на момент подачи иска ФИО1 оставалась необеспеченной ТСР в полном объеме, а именно, креслом-коляской с ручным приводом комнатным – 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом прогулочным – 1 шт., что свидетельствует о нарушении ответчиком прав и законных интересов истца по обеспечению ТСР в полном объеме.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате действий ответчика истец был лишен мер социальной защиты в виде обеспечения в полном объеме необходимым техническим средством реабилитации.
Проанализировав изложенные нормы права, доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что в связи с нарушением прав истца на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации в полном объеме, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, следует взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, так как данный размер компенсации отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной – 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом прогулочной – 1 шт.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в Усть-Кишерть) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ А.В. Степанов
Копия верна. Судья
Подлинное решение подшито в дело №.
Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Усть-Кишерть).