Дело № 12-180/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воркута |
04 июля 2023 года |
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Чекате О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе начальника ИФНС России по г. Воркуте Кучиной И.Н. на постановление мирового судьи Воргашорского судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 29 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Воргашорского судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 29 мая 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Воркутинский городской суд Республики Коми, начальник ИФНС России по г. Воркуте Кучина И.Н. просит отменить указанный судебный акт, и дело об административном правонарушении возвратить мировому судье на новое рассмотрение, поскольку квалификация административного правонарушения в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. по ст. 19.7 КоАП РФ, по мнению руководителя налогового органа, является верной.
Лицо, подавшее жалобу - начальник ИФНС России по г. Воркуте Кучина И.Н. надлежащим образом извещена судебной повесткой, в судебное заседание не явилась, с заявлением о рассмотрении дела в её присутствии или отложении рассмотрения дела в Воркутинский городской суд Республики Коми не обращалась. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии лица, обратившегося с жалобой.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, заместителем начальника отдела камеральных проверок № 3 ИФНС России по г. Воркуте Чазовой А.А. 02 мая 2023 года в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении, которым последний обвинялся в непредставлении, в нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в налоговый орган в срок до 31 марта 2023 года бухгалтерской (финансовой) отчетности за 12 месяцев 2022 года.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о том, что действия по непредставлению должностным лицом в установленный законодательством о налогах и сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 19.7 КоАП РФ.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 и ст. 19.7 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, что исключает возможность переквалификации вмененного директору общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. деяния, мировой судья производство по делу прекратил в связи с отсутствием в деянии директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
С постановлением мирового судьи согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете).
Пунктом 2 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете установлено, что государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, в силу прямого указания закона осуществляет также деятельность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).
Как следует из части 4 статьи 18 названного Закона от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО освобождаются организации бюджетной сферы; Центральный банк Российской Федерации; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации; организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организации в случаях, определенных Постановлением Правительства РФ от 22 января 2020 года N 35 (утратил силу с 1 января 2023 года).
Следовательно, ООО «Центр жилищных расчетов» является организацией, которая обязана размещать свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ГИРБО, а потому положение части 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающее представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность только те организации, у которых отсутствует обязанность представлять такую отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, на данную организацию не распространяется.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, в данном случае налогового органа по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
В то время, как объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, составляют действия, по непредставлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Следовательно, выводы мирового судьи основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Воргашорского судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 29 мая 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, подлежат отмене.
Между тем, в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ лицо за правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ, может быть привлечено к административной ответственности в течение трех месяцев с момента совершения такого правонарушения.
В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела видно, что правонарушение совершено 01.04.2023.
Таким образом, срок давности привлечения директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. к административной ответственности истек 01.07.2023.
На момент рассмотрения в Воркутинском городском суде Республики Коми жалобы начальника ИФНС России по г. Воркуте Кучиной И.Н. срок давности привлечения директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек, в связи с чем производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К.М.Ю., Р.В.К. и Ф.М,В.", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу начальника ИФНС России по г. Воркуте Кучиной И.Н. удовлетворить.
Постановление мирового судьи Воргашорского судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 29 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр жилищных расчетов» Х.Н.Н., отменить.
Производство по данному делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: О.Д. Чекате.