УИД 03RS0003-01-2022-008208-72
№ 2-7891/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 24 ноября 2022 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л.,
при секретаре Кутлуяровой Э. Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-7891/2022 по иску Башкирского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Правительству РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о ликвидации скотомогильников, расположенных в водоохранной зоне объекта,
установил:
истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование, указывая, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о ветеринарии при эксплуатации скотомогильников на территории Республики Башкортостан.
Установлено, что на территории республики 5 скотомогильников расположены в водоохранной зоне рек:
Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>;
Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № указанные скотомогильники признаны собственностью Республики Башкортостан.
В силу пунктов 1.1. и 2.2. Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
Задачами Минземимущества РБ являются: приватизация, управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ <данные изъяты> являются поверхностными водными объектами.
В ходе обследования водоохранной зоны рек <данные изъяты> установлен факт расположения скотомогильников с кадастровыми номерами № в водоохранной зоне указанных водных объектов.
При этом река Уфа является источником питьевого водоснабжения, таким образом наличие в водоохранной зоне реки скотомогильника может отрицательно сказаться на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения республики.
Из иска следует, что в связи с установленным законодательством запретом на расположение скотомогильников в границах водоохранных зон необходимо ликвидировать вышеуказанные скотомогильники и провести рекультивацию земельных участков в водоохранной зоне рек.
Как указано в статьях 1, 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В результате несоблюдения ответчиками действующего законодательства об охране окружающей среды, направленного на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушается вышеуказанное право граждан, в связи с чем иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации как собственника водных объектов.
Уточнив исковые требования в процессе судебного разбирательства, истец Башкирский природоохранный межрайонный прокурор просил суд.
1. Обязать Правительство Республики Башкортостан и Управление ветеринарии Республики Башкортостан в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать:
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном частке с кадастровым номером № <данные изъяты>
2. Обязать Правительство Республики Башкортостан и Управление ветеринарии Республики Башкортостан в срок не позднее 6 месяцев после завершения мероприятий по ликвидации нижеприведенных скотомогильников обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета:
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
Обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан разработать в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами №
Установить в соответствии с пунктом 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, срок для разработки проекта рекультивации и начала рекультивации - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
Обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №
В судебном заседании помощник Башкирского природоохранного межрайонного прокурора – Михайлов В. А. поддержал уточненное исковое заявление, просил его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании помощник Башкирского природоохранного межрайонного прокурора – Михайлов В. А. доводы искового заявления поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан - Бахтияров И.Н. поддержал доводы письменных возражений, просил отказать в удовлетворении требований к Правительству Республики Башкортостан.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Богатыренко И.А. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Управления ветеринарии РБ Нигматуллин Р.Э. частично признал исковые требования, пояснил, что обязанность по ликвидации скотомогильников на основании законодательства возложена на Управление, скотомогильник в <адрес> ликвидирован, имеются проекты ликвидации других скотомогильников, подготовлен проект, который находится на утверждении.
Представитель третьего лица Министерства природопользования и экологии РБ Суфиянов А.А., полагал, что иск является обоснованным, поддержал доводы природоохранной прокуратуры, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97, государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, медико-биологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных, административно-организационных, военных, финансовых, коммуникационных, информационных и других мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, предотвращение химических и биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга химических и биологических рисков, а также на осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 30 пункта 13 вышеуказанных Основ государственной политики Российской Федерации одной из основных задач государственной политики в области химической и биологической безопасности в части, касающейся осуществления мониторинга химических и биологических рисков, является обследование объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, и разработка технико-экономических обоснований работ по ликвидации таких объектов, рекультивации территорий или снижению уровня химического и биологического риска.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о ветеринарии при эксплуатации скотомогильников на территории Республики Башкортостан.
Установлено, что на территории республики 5 скотомогильников расположены в водоохранной зоне рек:
1. Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
2. Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
3. Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
4. Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
5. Скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
Река Уфа является источником питьевого водоснабжения, таким образом наличие в водоохранной зоне реки скотомогильника может отрицательно сказаться на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения республики.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № указанные скотомогильники признаны собственностью Республики Башкортостан.
В процессе судебного разбирательства установлено, что скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты> ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Актом ликвидации неиспользуемого скотомогильника.
В связи с этим, заявленные истцом требования были уточнены.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ установлен прямой запрет на размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, в границах водоохранных зон.
Согласно пункту 33 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, установлен запрет на захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты, если иное не установлено правилами рыболовства.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу пунктов 1.1. и 2.2. Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
Задачами Минземимущества РБ являются: приватизация, управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ <данные изъяты> являются поверхностными водными объектами.
В ходе обследования водоохранной зоны рек <данные изъяты> установлен факт расположения скотомогильников с кадастровыми номерами № в водоохранной зоне указанных водных объектов.
Статьями 91, 92 Конституции Республики Башкортостан установлено, что Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, и возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-3 «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан вправе передавать осуществление части своих полномочий республиканским органам исполнительной власти, если это не противоречит федеральным законам, Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан.
Исходя из предоставленных федеральным законодательством полномочий, на территории Республики Башкортостан принятие мер по обустройству и содержанию скотомогильников осуществляется посредством их ликвидации с определением уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении ветеринарии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2013 года № 185 (далее соответственно - Управление ветеринарии; Положение об Управлении ветеринарии), Управление ветеринарии является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные и разрешительные функции в области ветеринарии, контрольные и надзорные функции - в области обращения с животными.
Управление ветеринарии осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по обустройству, содержанию, строительству и консервации скотомогильников (биотермических ям), за целевым использованием предоставленных субвенций и имущества органам местного самоуправления, а также рассмотрение представляемых органами местного самоуправления в соответствии с законодательством отчетов (пункт 2.1.8 Положения об Управления ветеринарии).
В рамках реализации указанных функций постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 июня 2013 года № 280 утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Республики Башкортостан (далее - Порядок от 26 июня 2013 года №280).
В силу пункта 2.1 Порядка от 26 июня 2013 года № 280, организация проведения на территории Республики Башкортостан мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников для целей, указанных в пункте 1.2 Порядка от 26 июня 2013 года № 280, государственной регистрации прекращения прав собственности на неиспользуемые скотомогильники и снятию их с кадастрового учета осуществляется Управлением ветеринарии и государственными учреждениями ветеринарии, подведомственными Управлению, за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Управление ветеринарии формирует сводный перечень неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации (пункт 4.3 Порядка от 26 июня 2013 года № 280).
Ветеринарно-санитарное освидетельствование посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования неиспользуемых скотомогильников в целях определения их ветеринарно- санитарной безопасности (опасности) также возложены на Управление ветеринарии.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 октября 2022 года № скотомогильники, являющиеся предметом иска, с кадастровыми номерами № включены в перечень неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 1 названного распоряжения Управлению ветеринарии необходимо организовать в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 июня 2013 года № 280 «Об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Республики Башкортостан» ликвидацию неиспользуемых скотомогильников по перечню согласно приложению к данному распоряжению.
Реализация мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий в части ликвидации неиспользуемых скотомогильников обеспечивается Управлением ветеринарии Республики Башкортостан.
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 20 июля 2004 года № 96-з «Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан» (далее - Закон РБ № 96-з) Республика Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей имущества.
В силу части 2 статьи 3 Закона РБ № 96-з правомочиями собственника могут наделяться:
республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления государственной собственностью;
иные республиканские органы исполнительной власти.
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ), утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года № 35 (далее соответственно - Минземимущество РБ, Положение о Минземимуществе РБ), Минземимущество РБ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
В силу пункта 3.123 Положения о Минземимуществе Республики Башкортостан осуществление в пределах своей компетенции организации разработки проекта рекультивации земель и рекультивации земель, разработки проекта консервации земель и консервации земель в случаях, установленных законодательством, относится к основным функциям Минземимущества Республики Башкортостан.
Исходя из анализа указанных норм, Минземимущество Республики Башкортостан, как государственный орган непосредственно исполняющий полномочия собственника государственного имущества Республики Башкортостан, обеспечивает организацию разработки проекта рекультивации земель и рекультивацию земель.
Ликвидация неиспользуемых скотомогильников и рекультивация земель, в том числе разработка проекта рекультивации земель, к полномочиям Правительства Республики Башкортостан не относится.
Учитывая, что организация мероприятий по ликвидации скотомогильников обеспечивается Управлением ветеринарии Республики Башкортостан, а Минземимущество РБ обеспечивает организацию разработки проекта рекультивации земель и рекультивацию земель, Правительство Республики Башкортостан не является участником спорных правоотношений, предъявление исковых требований к Правительству Республики Башкортостан является безосновательным.
В связи с этим, в удовлетворении требований прокурора к Правительству Республики Башкортостан следует отказать.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организация проведения на территории Республики Башкортостан мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников для целей, указанных в пункте 1.2 Порядка от 26 июня 2013 года № 280, государственной регистрации прекращения прав собственности на неиспользуемые скотомогильники и снятию их с кадастрового учета осуществляется Управлением ветеринарии и государственными учреждениями ветеринарии, подведомственными Управлению, за счет средств бюджета Республики Башкортостан
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что на Управление ветеринарии Республики Башкортостан в соответствии с республиканским законодательством возложены обязанности по ликвидации скотомогильников. Таким образом, разрешая по существу первый и второй пункт уточненных исковых требований, суд решил удовлетворить требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в части обязания Управления ветеринарии Республики Башкортостан в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать скотомогильники, указанные в иске, а также Обязать Управление ветеринарии Республики Башкортостан в срок не позднее 6 месяцев после завершения мероприятий по ликвидации нижеприведенных скотомогильников обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета скотомогильников.
Рассматривая 3 пункт уточненных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Из изложенного выше следует, что к полномочиям Правительства Республики Башкортостан не относится разработка проекта рекультивации земельных участков, так же как не относится к полномочиям Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Учитывая, что лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, то Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан надлежало обеспечить разработку проекта рекультивации, однако, данных требований истец не заявлял.
Поскольку истец просит: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан разработать в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, проект восстановительных работ (проект рекультивации), что не соответствует буквальному содержанию нормативного акта, а обеспечить разработку проекта рекультивации земель не тождественно разработке проекта, то пункт 3 уточненных исковых требований не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении данной части иска суд также исходит из того, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не является специализированной проектной организацией, наделенной компетенцией по разработке проектов рекультивации.
Рассматривая 4 пункт исковых требований, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, установить срок для разработки проекта рекультивации и начала рекультивации не представляется возможным, так как указанные условия в рассматриваемом деле отсутствуют.
В соответствии с п. 27 вышеуказанного нормативного акта лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта консервации земель и приступить к консервации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 26 настоящих Правил, если достижение соответствия свойств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, путем проведения рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.
Данные условия в иске не обоснованы, истцом не представлены доказательства даты: а) дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Таким образом, установить сроки «не позднее чем 7 месяцев» с данных обстоятельств не представляется возможным, решение в данной части будет неисполнимым.
В связи с чем в данной части требований следует отказать.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09.10.2013 № 1248-р скотомогильники, указанные в иске и земельные участки под скотомогильниками отнесены к собственности Республики Башкортостан.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Распоряжение земельными участками относится к исключительной компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и суд не вправе предрешать принятие уполномоченным органом решения о судьбе данных земельных участков.
Отказывая в части исковых требований, суд исходит из того, что истец не обосновал 5 пункт уточненных исковых требований: об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №
Истец не обосновал нормативно и не доказал необходимости прекращения права собственности и снятии с кадастрового учета земельных участков и влияние этого на обеспечение благоприятной окружающей среды.
С учетом изложенного, в данной части требований следует отказать.
При указанных обстоятельствах, иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить частично.
1. Обязать Управление ветеринарии Республики Башкортостан в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать:
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильник с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
2. Обязать Управление ветеринарии Республики Башкортостан в срок не позднее 6 месяцев после завершения мероприятий по ликвидации нижеприведенных скотомогильников обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета:
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
скотомогильника с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № <данные изъяты>
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.
Решение суда в окончательной форме принято 30.11.2022.