Дело № 5 – 624 / 2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Пермь 25 сентября 2023 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., изучив в порядке подготовки дело в отношении Паршакова В. А., о совершении правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором по ИАЗ полка ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Перми гр. Б в отношении Паршакова В.А. составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч.ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили в Индустриальный районный суд г. Перми.
Указанный протокол об административном правонарушении не может быть принят к производству судьи по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Паршаков В.А. ДД.ММ.ГГГГ в 08:45 на <адрес> управляя автомобилем <данные изъяты> в нарушение пункта 14.1 Правил дорожного движения при повороте налево допустил наезд на пешеходов гр. О, гр. Т, в результате чего последним был причинен вред здоровью.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.)
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Объективную сторону ч.ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП РФ образует нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Событие правонарушения включает в себя, в том числе и факт нарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, конкретного положения пункта Правил дорожного движения, повлекшем за собой причинение вреда здоровью потерпевшего, что должно быть в обязательном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, отражено в протоколе об административном правонарушении.
Отсутствие таких данных в протоколе об административном правонарушении, согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5, является его существенным недостатком, что влечет за собой возврат протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу для устранения недостатков.
Вместе с тем, описание события вмененного Паршакову В.А. административного правонарушения указывает на нарушение последним не пункта 14.1 Правил дорожного движения, как об этом указано в протоколе об административном правонарушении, а пункта 13.1 Правил, согласно которому при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
При этом, в протоколе об административном правонарушении отсутствует суждение о том, что Паршаков В.А. в нарушение Правил дорожного движения не уступил дорогу пешеходам гр. О и гр. Т
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, суд
определил:
протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела в отношении Паршакова В.А. возвратить для устранения недостатков должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Судья О.А. Мокрушин