ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 мая 2023 года г. Иркутск
Иркутский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе:
председательствующего – Прошутинского С.В.,
при секретаре судебного заседания – Нестеровой Е.П.,
с участием:
государственного обвинителя – заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Бондарука Б.В.,
законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего – ФИО6 Н.В.,
защитника – адвоката Шипицыной Н.В., представившей удостоверение № 1008 от 19 ноября 2003 года и ордер адвокатского кабинета от 31 мая 2023 года № 89,
и обвиняемого – Касьянова И.С.,
рассмотрев уголовное дело в отношении бывшего военнослужащего войсковой части №
Касьянова Ивана Сергеевича, родившегося <...>, гражданина РФ, со средним (полным) общим образованием, не судимого, состоящего в браке, имеющего на иждивении двух детей **/**/**** годов рождения, проходившего военную службу по контракту с 20 апреля 2005 года по 7 марта 2023 года, проживающего по адресу: <адрес> –
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ,
установил:
Согласно обвинительному заключению, вечером 24 декабря 2023 года, Касьянов И.С., управляя технически исправным автомобилем «<...>» с государственным регистрационным знаком № и двигаясь по автодороге, пролегающей по территории промплощадки в г. Байкальске Слюдянского Иркутской области, в нарушение требований пунктов 1.3, 1.5, и 22.8 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года), перевозил вне салона транспортного средства несовершеннолетних детей, которые размещались на надувном резиновом баллоне (тюбе), привязанном к указанному транспортному средству.
Около 21 часа 50 минут указанных суток, находясь на участке автодороги вблизи общежития СМУ-10, расположенного на вышеозначенной промплощадке, в районе с названием Центр, Касьянов И.С. в нарушение указанных выше норм, обязывающих участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, а также запрещающих перевозить людей вне кабины автомобиля, по небрежности, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий, которые при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть, при разъезде с встречным транспортным средством, притормаживая, допустил выезд на встречную полосу движения буксируемого им тюба с ехавшими в нём детьми, из-за чего произошло его столкновение с автомобилем «<...>» государственный регистрационный знак №.
В результате данного дорожно-транспортного происшествия, находящегося в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Касьянова И.С., находившемуся в тюбе несовершеннолетнему Касьянову М.И., была причинена закрытая тупая сочетанная травма головы, груди, правых верхней и нижней конечностей, расценивающаяся как тяжкий вред здоровью – по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности более чем на одну треть.
Эти действия Касьянова И.С. органом предварительного следствия были квалифицированы как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ.
Изучение материалов уголовного дела позволяет сделать вывод, что выдвинутое в отношении Касьянова И.С. обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, обосновано и подтверждается доказательствами, собранными по данному делу.
В судебном заседании Касьянова Н.В., законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего ФИО2., обратилась к суду с ходатайством о прекращении уголовного дела в связи с примирением с подсудимым Касьяновым И.С., указав, что тот приобретал расходные материалы, использовавшиеся в процессе лечения ребёнка, принёс им свои извинения, оказал моральную поддержку сыну, тем самым полностью возместил причинённый в результате преступления моральный и материальный вред. С подсудимым они примирились и простили его, претензий к нему не имеют.
Подсудимый Касьянов И.С., поддержал вышеуказанное ходатайство о прекращении уголовного дела, пояснив, что с потерпевшим ФИО3., а также с его матерью ФИО7 Н.В он примирился, возместив причинённый им вред, и сообщил суду, что осознаёт последствия прекращения уголовного дела по указанному основанию.
Защитник подсудимого адвокат Шипицына также ходатайствовала о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, указав при этом, что преступление, в совершении которого обвиняется Касьянов И.С., Уголовным кодексом РФ отнесено к преступлениям небольшой тяжести. К уголовной ответственности её подзащитный привлекается впервые, с потерпевшим и его законным представителем он примирился и загладил причинённый им вред, поэтому имеются все основания для освобождения Касьянова И.С. от уголовной ответственности, предусмотренные ст. 76 УК РФ, и для прекращения уголовного дела в отношении него на основании ст. 25 УПК РФ.
Государственный обвинитель Бондарук против удовлетворения ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим не возражал, указав на то, что для принятия такого решения имеются все законные основания.
В соответствии со ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причинённый ему вред.
В соответствии со ст. 25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьёй 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причинённый ему вред.
Судом установлено, что преступление, в совершении которого обвиняется Касьянов И.С., в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а сам он к уголовной ответственности привлекается впервые.
Как следует из материалов уголовного дела и установлено в ходе судебного заседания, Касьянов впервые совершил преступление небольшой тяжести, вину в содеянном признал, причинённый преступлением вред потерпевшим возместил. Законный представитель потерпевшего простил подсудимого, примирился с ним и не желает привлекать его к уголовной ответственности.
Таким образом, все условия, необходимые для освобождения от уголовной ответственности по указанным в ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ основаниям, имеются.
Убедившись, что заявление о прекращении данного уголовного дела законным представителем потерпевшего подано добровольно, без всякого принуждения, а подсудимый осознаёт последствия его прекращения по указанному основанию, принимая также во внимание, что подсудимый с потерпевшим и его законным представителем являются близкими родственниками, суд, учитывая наличие соответствующих условий, приходит к выводу, что уголовное дело подлежит прекращению – в связи с примирением сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение уголовного дела по указанному основанию влечёт за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
Разрешая вопрос о судьбе вещественных доказательств, суд, основываясь на положениях п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, находит, что:
- автомобиль марки «<...>», государственный регистрационный знак №, принадлежащий ФИО4, надлежит передать законному владельцу;
- автомобиль марки «<...>» государственный регистрационный знак №, буксировочный трос и надувной баллон в чехле из полимерного материала, принадлежащие ФИО8 Наталии Владимировне надлежит передать законному владельцу.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 УПК РФ связанные с производством по делу расходы являются процессуальными издержками, подлежащими возмещению за счёт средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
По настоящему делу имеются процессуальные издержки, состоящие из сумм, выплаченных адвокату, осуществлявшему защиту подсудимого по назначению органов предварительного следствия и суда в размере 8028 рублей. Решая вопрос об их возмещении, суд, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 132 УПК РФ, с учётом, того, что уголовное дело в отношении Касьянова И.С. подлежит прекращению по основанию, не дающему права на реабилитацию, и принимая во внимание его материальное положение, находит, что эти издержки подлежат взысканию с подсудимого в полном объёме.
Избранную подсудимому Касьянову И.С. меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке до вступления постановления в законную силу оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 и 256 УПК РФ, военный суд
постановил:
░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 264 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 25 ░░░ ░░, ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 76 ░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «<...>», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «<...>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 8028 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░