Дело (номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2021г. (адрес обезличен)
Кстовский городской суд (адрес обезличен), в составе председательствующего судьи Кондратьева И.Ю., с участием ст. помощника Кстовского городского прокурора ФИО6, истца ФИО1 представителя администрации Кстовского муниципального района ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора, действующей в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Городской прокуратурой проведена проверка обращения ФИО1 о нарушении жилищных прав ее семьи.
В ходе проверки установлено следующее.
В соответствии с актом обследования помещения межведомственной комиссии от (дата обезличена) (номер обезличен) многоквартирного жилого (адрес обезличен) установлено, что дом введен в эксплуатацию в 1954 году, 4-х квартирный, 32-х комнатный, 2 этажный шлакоблочный, общей площадью 963,6 кв.метров, фундамент - ленточный бутобетонный, наружные стены шлакоблочные, перегородки деревянные оштукатуренные, перекрытия деревянные утепленные оштукатуренные, крыша стропильная деревянная, по деревянной обрешетке шифер, полы дощатые, двери деревянные простые, окрашенные, окна деревянные, окрашенные, износ - 71%.
В фундаменте обнаружены выпучивания и заметные искривления линии цоколя, отпадения штукатурки, прогрессирующие трещины на всю высоту цоколя, мокрые пятна на цоколе. В стенах имеются повреждения и дефекты: искривления и выпучивание отдельных участков стен, вертикальные трещины в простенках, разрушение и расслоение кладки, местами нарушение связи отдельных участков. В перекрытии и кровле обнаружены повреждения и дефекты: заметный прогиб, диагональные, продольные и поперечные трещины на потолке, следы протечек кровли, обнажение древесины у стен и в пролете, поражение жучком и гнилью, временные подпорки и крепления. На крыше обнаружены протечки и просветы, задувание воды и снега, расстройство крепления отдельных листов к обрешетке. Полы рассохлись, сильно просели до 1/50 пролета, стерлись, обнаружено множество сколов и трещин, присутствует гниль и поражение жучком.
Состояние жилого дома оценивается как аварийное. Несущие элементы достигли износа, при котором их прочностные и деформационные характеристики, определенные визуальным методом, хуже предельно допустимых для действующих нагрузок в условиях эксплуатации. Дом находится в аварийном состоянии, подлежит сносу. Проведение восстановительных работ технически невозможно, экономически нецелесообразно.
Заключением межведомственной комиссии по результатам обследования помещения от (дата обезличена) (номер обезличен) установлен износ - 71%, дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Выявленные в (адрес обезличен) нарушения свидетельствуют о несоответствии помещений указанного дома, в которых проживают граждане, понятию жилых помещений, что делает дальнейшее проживание в доме небезопасным и угрожает жизни и здоровью людей, как проживающих в квартирах данного дома, так и оказавшихся в силу обстоятельств около него или внутри дома.
Кроме того, согласно ч. 10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - постановление) оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, органом местного самоуправления. Согласно п.49 постановления на основании полученного заключения об обследовании жилого помещения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием сроков отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Семья ФИО1 состоит в очереди на улучшение жилищных условий с (дата обезличена), однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение ФИО1 и членам ее семьи не предоставлено.
Прокурор обращается с исковым заявлением в интересах ФИО1 на основании поступившего в городскую прокуратуру обращения о защите жилищных прав граждан РФ, в связи с тем, что ФИО1 является жителем аварийного многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просит возложить обязанность на администрацию тКстовского муниципального района (адрес обезличен) предоставить ФИО1, 06.06.1957г.р.; ФИО2, 21.05.1985г.р.; ФИО3, 22.11.2007г.р., зарегистрированным по адресу: (адрес обезличен), ком. 13 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, незамедлительно.
В судебном заседании ст. помощник Кстовского городского прокурора ФИО6, истец ФИО1, действующая в том числе в интересах своего опекаемого ФИО3, поддержали вышеуказанные требования.
Соистец ФИО2 в судебное заседание не явился без уважительных причин, надлежащим образом уведомленный о дне слушания дела.
Представитель ответчика администрации Кстовского муниципального района с иском не согласился, просит отказать истцам в иске.
Представитель Министерства социальной политики (адрес обезличен) в суд не явился, представил в суд письменный отзыв, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представить отдела опеки и попечительства администрации Кстовского муниципального района в судебное заседание не явился без уважительных причин, надлежащим образом уведомленный о дне слушания дела.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 (истцу по делу) принадлежит доля в размере 11/100 в собственности на объект права - коммунальная квартира, общей площадью 242,8 кв.м., основная 175,0 кв.м., по адресу: (адрес обезличен), на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от 16.02.2005г. и наследства оставшегося после смети мужа ФИО7
Из справки МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кстовского муниципального района» от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что по адресу: (адрес обезличен) постоянно зарегистрированы: ФИО1, ФИО2, а ФИО3 зарегистрирована временно с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Согласно Постановлению администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) ФИО1 назначена опекуном на безвозмездной основе над несовершеннолетней ФИО3, (дата обезличена) г.р. ФИО3, зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), Кстовский р-он, (адрес обезличен).
Заключением межведомственной комиссии по результатам обследования помещения по адресу: (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) установлен износ - 71%.
Администрация (адрес обезличен) муниципального района издала распоряжение от (дата обезличена) (номер обезличен)-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» (далее - распоряжение (номер обезличен)-р) в части жилого дома, находящегося по адресу: (адрес обезличен).
Согласно п.2 указанного распоряжения собственникам помещений регламентировано осуществить снос жилого дома в срок до (дата обезличена).
Из п.п.3.1 п.3 распоряжения (номер обезличен)-р следует, что отделу учета аварийного фонда, перепланировки и перевода помещений организовать отселение нанимателей и собственников жилых помещений сносимого дома в 2018 году, после расселения 15 аварийных жилых домов в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории (адрес обезличен) с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».
В связи с упразднением администрации (адрес обезличен) администрация Кстовского муниципального района на основании решения городской Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) является правопреемником администрации (адрес обезличен), в том числе, по обязательствам имущественного и неимущественного характера.
Реализуя свои полномочия в данной сфере, администрация Кстовского муниципального района издала распоряжение администрации Кстовского муниципального района от 0503.2018 (номер обезличен)-р «О внесении изменений в распоряжение администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен)-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», которым срок расселения установлен до 2021 года.
Распоряжением администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен)-р внесены изменения в распоряжение администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен)-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», согласно которому расселение граждан, проживающих в (адрес обезличен) по адресу: (адрес обезличен), произвести в срок до (дата обезличена) (опубликовано в газете «Маяк» (номер обезличен) от (дата обезличена) и размещено на сайте администрации Кстовского муниципального района).
Постановлением администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) (далее - постановление (номер обезличен)) утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кстовского муниципального района (адрес обезличен)» на 2019-2024 годы (далее - Муниципальная программа).
Постановлением администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) внесены изменения в постановление (номер обезличен) и муниципальная адресная программа изложена в новой редакции (далее - постановление (номер обезличен)).
Расселение спорного дома включено в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории (адрес обезличен) на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен),(далее Постановление НО (номер обезличен), Региональная программа) которая реализуется в рамках Федерального закона от (дата обезличена) № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ).
Из Постановления НО (номер обезличен) с учетом изменений следует, что спорный дом был включен в областную программу в третий этап Программы (срок реализации 2021-2022 годы, планируемый ориентировочный срок расселения - до (дата обезличена)).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 статьи 52 данного Кодекса).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев. Так, согласно пункту 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Категорией граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в силу федерального закона, а именно на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления, а также признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, т.е. имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, что процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата, между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений не имеется, а также, что собственник жилого помещения не признан в установленном законом порядке малоимущим, оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении семье ФИО1 жилого помещения по договору социального найма, не имеется, а поэтому в иске необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кстовского городского прокурора, (адрес обезличен), действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незамедлительно, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кстовский городской суд.
Председательствующий судья: И.Ю.Кондратьев