Решение по делу № 2-900/2023 ~ М-929/2023 от 26.10.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                                                                                                  <Дата обезличена> года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Шевчук Н.Н.,

при секретаре Крюковой Н.А.,

с участием прокурора Б.А.И., истца К.Ю.С., представителя ответчика Г.Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах несовершеннолетнего К.Я.Д. и К.Ю.С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова», министерству здравоохранения Амурской области о компенсации затрат на приобретение лекарственного препарата и морального вреда,

установил:

Несовершеннолетний К.Я.Д. наблюдается в ГБУЗ АО «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» у врача невролога, имеет право на обеспечение лекарственным препаратом Ботулинический токсин типа А-гемагглютинин комплекс (Диспорт) по рецепту врача бесплатно.

Законным представителем К.Я.Д. является К.Ю.С.

Лечащим врачом ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» К.Я.Д. по рецепту <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выписан указанный лекарственный препарат, обеспечение которым истца осуществляется за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета.

<Дата обезличена> указанный рецепт К.Ю.С. предъявлен в аптеку <Номер обезличен> ОАО «Амурфармация, в которой принят на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием лекарственного препарата в аптеке, до настоящего времени истец лекарственным препаратом не обеспечен.

<Дата обезличена> К.Ю.С. приобрела в ООО «Нейроклиника»                    г. Хабаровска по месту получения несовершеннолетним К.Я.Д. лечения лекарственный препарат Ботулинический токсин типа А гемагглютинин комплекс (Диспорт) за свой счет, понеся расходы в размере 19400 рублей.

Прокурор в интересах несовершеннолетнего К.Я.Д. и К.Ю.С. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения требований просит взыскать с министерства здравоохранения Амурской области в пользу К.Ю.С. затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата Ботулинический токсин типа А-гемагглютинин комплекс (Диспорт) по выданному на имя К.Я.Д. рецепту <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в размере 19400 рублей и компенсацию морального вреда, причиненного в результате необеспечения ребенка лекарственным препаратом, в размере 5000 рублей, и взыскать с ГБУЗ Амурской области «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» в пользу К.Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, причиненного в результате отказа в первом квартале 2023 года в выдаче рецепта на обеспечение ребенка указанным препаратом, в обоснование указав, что в результате указанных действий (бездействия) ответчиков К.Ю.С. причинены нравственные страдания, выразившиеся в душевных переживаниях за состояние здоровья, за моральное состояние ребенка, поскольку данный препарат применяется для снижения патологического тонуса (спастики) мышц ног, облегчения проведения реабилитационных мероприятий, профилактики контрактур, которые ограничивают нормальную подвижность суставов на фоне возрастающего напряжения мышц в отдельных участках тела, что приводит к появлению болевых ощущений, снижению двигательной активности ребенка.

    Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в лице территориального органа Росздравнадзор по Амурской области, ОАО «Амурфармация».

Прокурор Б.А.И. в судебных заседаниях на удовлетворении требований по доводам, изложенным в иске, настаивал.

Истец К.Ю.С. в судебных заседаниях на удовлетворении требований по доводам, изложенным в иске, настаивала, дополнила, что до октября 2022 года обеспечение сына препаратом Ботулинический токсин типа А-гемагглютинин комплекс (Диспорт) осуществлялось по федеральной льготе, она с ребенком приходила на прием, врач выписывал рецепт, который предоставляла в аптеку, где его выдавали; в октябре 2022 года в ООО «Нейроклиника» г. Хабаровска ребенку провели очередной курс ботулинотерапии, <Дата обезличена> у ребенка было переосвидетельствование на группу инвалидности, в установлении которой было отказано, поэтому федеральной льготы на указанный препарат ребенок лишился, в конце 2022 года – в начале 2023 года она с ребенком обратилась к врачу неврологу ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» Д.О.В. по вопросу обеспечения указанным препаратом, на что врач пояснила, что обеспечение этим препаратом по региональной льготе не предусмотрено, она должна приобретать его за свой счет, в медицинской карте сведений об этом обращении не имеется, так как она и Д.О.В. – коллеги, она обращалась к ней в устном порядке, вне врачебного приема, без медицинской карты, та также устно отказала в выдаче рецепта на препарат, доказательств, подтверждающих факт ее обращений к врачу, у нее не имеется; после курса ботулинотерапии в октябре 2022 года следующий курс нужно было проводить через 4 месяца - в феврале 2023 года, они приехали с ребенком в г. Хабаровск, приобрели в ООО «Нейроклиника» за свой счет препарат, но так как ребенок был болен, у него была температура, при которой ввод препарата нецелесообразен, его не вводили, смогли поехать только в апреле 2023 года, тогда ребенок прошел очередной курс ботулинотерапии в ООО «Нейроклиника», в клинике им пояснили, что этот препарат относится к жизненно-необходимым и выделяется по региональной льготе, после возвращения из г. Хабаровска она вновь обратилась за получением рецепта по региональной льготе, в июне 2023 года рецепт выписали; следующий курс также должен быть через 4 месяца – в августе 2023 года, препаратом по рецепту ребенка не обеспечили, поэтому его также приобрели за свой счет в ООО «Нейроклиника», где прошли курс терапии в августе 2023 года.

Представитель ответчика ГБУЗ АО «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» Г.Т.И. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в 2021-2022 годах ребенок был обеспечен Ботулиническим токсином по федеральной льготе, последний рецепт выписан в марте 2022 года, затем эта льгота была отменена, <Дата обезличена> истец предоставил рекомендации врача невролога о проведении ботулинотерапии, <Дата обезличена> врачебная комиссия приняла решение о необходимости обеспечения ребенка указанным препаратом, <Дата обезличена> истцу выдан рецепт; считает, что медицинским учреждением приняты все меры для обеспечения ребенка необходимым ему препаратом с учетом рекомендаций врача невролога, действий со стороны больницы, повлекших причинение морального вреда, не совершено, просит в удовлетворении иска к ГБУЗ АО «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» отказать.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлен, отзыв на иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в лице территориального органа Росздравнадзор по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлен.

Представитель третьего лица ОАО «Амурфармация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, из отзыва на иск следует, что по состоянию на <Дата обезличена> на отсроченном обеспечении по областной льготе находится два рецепта по отпуску К.Я.Д. ЛП комплекса ботулин токсин: <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в количестве 1 упаковки (поставлен на отсроченное обеспечение <Дата обезличена>2 года), <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в количестве 1 упаковки (поставлен на отсроченное обеспечение <Дата обезличена>), указанные рецепты не обеспечены по причине отсутствия ЛП комплекса ботулин токсин на остатках аптечного склада по областной льготе (по областной льготе никогда не поступал на аптечный склад), информация о рецептах, находящихся на отсроченном обеспечении, направляется ежедневно по рабочим дням, начиная с момента постановки на отсроченное обеспечение.

    В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

    Выслушав участника процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

    На основании ч. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органам и опеки и попечительства, прокурором и судом.

В судебном заседании установлено, что прокурор Зейского района на основании обращения К.Ю.С. обратился в суд в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов несовершеннолетнего К.Я.Д. и его законного представителя К.Ю.С. в сфере охраны здоровья.

При таких обстоятельствах обращение прокурора Зейского района в суд с данным иском является законным и обоснованным.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, несовершеннолетий К.Я.Д. наблюдается в ГБУЗ Амурской области «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» у врача невролога, имеет заболевание – детский церебральный паралич.

    К.Ю.С. приходится К.Я.Д. матерью.

В соответствии со ст. 39 и 41 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст.4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно данному Перечню при заболевании детским церебральным параличом бесплатно предоставляются лекарственные средства для лечения такой категории заболеваний.

    Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июня 2015 года № 349н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе для детей. В перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, предусмотренный данным Стандартом, включены другие миорелаксанты периферического действия - Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс с указанием средней суточной и курсовой доз – 500 ед.

    В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р, в данный Перечень включены другие миорелаксанты периферического действия – Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс – лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения, лиофилизат для приготовления раствора для инъекций, раствор для внутримышечного введения.

    В соответствии с пунктом 2 Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 871, перечень важнейших лекарственных препаратов формируется по международным непатентованным наименованиям этих лекарственных препаратов (при отсутствии таких наименований - по группировочным или химическим наименованиям), в том числе с учетом стандартов медицинской помощи, результатов клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и клинических рекомендаций по вопросам оказания медицинской помощи, из лекарственных препаратов для медицинского применения, отвечающих следующим критериям: лекарственный препарат: зарегистрирован в установленном порядке в Российской Федерации; применяется с целью диагностики, профилактики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в случае заболеваний и состояний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих; имеет преимущество по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении определенного заболевания или состояния.

    Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 февраля 2016 года № 80н утвержден Порядок ведения Государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, согласно которому Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов для медицинского применения, и фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации (п.2). Реестровая запись лекарственного препарата для медицинского применения содержит, в частности информацию в отношении наименования лекарственного препарата (международное непатентованное или группировочное, или химическое и торговое наименования); даты государственной регистрации лекарственного препарата и его регистрационный номер; наличия лекарственного препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (п. 5).

    Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств в него включено лекарственное средство, имеющее международное непатентованное наименование Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс, при этом единственным лекарственным препаратом, имеющим данное международное непатентованное наименование и форму выпуска 500 ед, является препарат, имеющий торговое наименование Диспорт. Ответчиком льготным категориям граждан препарат Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс также предоставляется с торговым наименованием Диспорт, что подтверждается как данными рецепта на этот препарат, так и сведениями о нахождении на отсроченном обеспечении рецептов по отпуску данного препарата ОАО «Амурфармация».

В соответствии с закрепленным статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» правом на выбор медицинской организации К.Я.Д. проходит лечение и реабилитацию в ООО «Нейроклиника» г. Хабаровска.

    Согласно информации, предоставленной ООО «Нейроклиника», несовершеннолетний К.Я.Д. с <Дата обезличена> находится на амбулаторном наблюдении и лечении с диагнозом детский церебральный паралич, ребенок находится под регулярным наблюдением невролога и травматолога-ортопеда, получает регулярные курсы противоспастической терапии препаратами ботулинического токсина типа А (диспорт), с целью снижения фокальной спастичности рекомендовано регулярное применением курсов локальных инъекций препаратов Ботулинического токсина типа A-гемагглютинин комплекса (Диспорт) в рекомендованной терапевтической дозе на обе конечности, повторение курса рекомендовано 1 раз в 4 месяца – 3 курса в год, назначение и выбор дозы препарата проведено согласно Инструкции по применению лекарственного препарата Диспорт, согласованной Министерством здравоохранения РФ <Дата обезличена>; в 2023 году введение препарата осуществлено 19 апреля и <Дата обезличена>.

    Как следует из персонифицированной заявки ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» от <Дата обезличена> в министерство здравоохранения Амурской области сделана заявка на обеспечение К.Я.Д. лекарственным препаратом Ботулинический токсин, 500 ед, 1 раз в 3 месяца, 4 ампулы на год. Факт формирования и поступления в министерство здравоохранения Амурской области указанной заявки в отношении К.Я.Д. ответчиком не оспаривается.

    <Дата обезличена> лечащим врачом ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» К.Я.Д. выписан рецепт <Номер обезличен> <Номер обезличен> на лекарственный препарат Ботулинический токсин - Диспорт 500 ед в количестве одной упаковки.

Как следует из отметки на указанном рецепте и сведениям, представленным ОАО «Амурфармация», рецепт был предъявлен в аптечное учреждение <Дата обезличена>, ввиду отсутствия препарата на складе поставлен на отсроченное обеспечение, сведения об этом ежедневно по рабочим дням, начиная с момента постановки рецепта на отсроченное обслуживание, направляются в Министерство здравоохранения Амурской области.

Согласно данным амбулаторной карты К.Я.Д., информации, представленной ООО «Нейроклиника», <Дата обезличена> К.Я.Д. в условиях ООО «Нейроклиника» введен препарат Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекса (Диспорт).

Стоимость препарата Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекса (Диспорт) составляет 19400 рублей, факт ее оплаты К.Ю.С. подтверждается актом выполненных работ, кассовым чеком от <Дата обезличена>, информацией, представленной ООО «Нейроклиника».

До настоящего времени указанным препаратом К.Я.Д. не обеспечен.

    В силу п. 45 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в числе прочих решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.16).

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (п.1 ч. 3 ст. 80).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п.5 ч.2 ст. 81).

Постановлением Правительства Амурской области от 3 февраля 2023 года №119 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, приложение № 6 которой содержит территориальный перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входит Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс – лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения, лиофилизат для приготовления раствора для инъекций, раствор для внутримышечного введения.

Той же Территориальной программой установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 3 августа 2007 № 458, министерство здравоохранения Амурской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере здравоохранения области, а также координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений здравоохранения.

Согласно разделу 3 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в частности следующие полномочия: в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области осуществляет функции государственного заказчика областных целевых программ и проектов в сфере деятельности министерства, в том числе обеспечивает граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в порядке, установленном действующим законодательством (п.3.1.18).

Таким образом, бесплатное предоставление при амбулаторном лечении по рецептам врача детям, страдающим заболеванием детский церебральный паралич, лекарственного средства Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс (Диспорт) является государственной гарантией субъекта Российской Федерации - Амурской области.

    Министерство здравоохранения Амурской области в пределах возложенных на него полномочий за счет средств областного бюджета осуществляет обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц в соответствии с указанным перечнем, в том числе страдающих детским церебральным параличом.

    Суд учитывает, что обеспечение граждан лекарственными препаратами как за счет средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций бюджету субъекта, так и за счет средств бюджета субъекта осуществляется при соблюдении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Вместе с тем, согласно ст. 12 данного закона, государственные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как установлено в судебном заседании, заявка на обеспечение К.Я.Д. указанным препаратом в количестве 1 упаковки была заблаговременно, <Дата обезличена>, сформирована ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова», и ответчик был заблаговременно информирован о нуждаемости ребенка в препарате, о его количестве.

Согласно предоставленным ОАО «Амурфармация» сведениям рецепт <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> поставлен на отсроченное обеспечение в связи с отсутствием препарата на остатках аптечного склада по областной льготе.

Отсутствие лекарственного препарата Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекса (Диспорт) 500 ед в аптеке как на <Дата обезличена>, так и на <Дата обезличена>, а также по состоянию на <Дата обезличена> свидетельствует о том, что ответчиком не выполнены надлежащим образом возложенные функции по обеспечению лекарственными препаратами нуждающегося в нем лица.

Доказательств невозможности исполнения министерством здравоохранения Амурской области возложенных на него обязанностей по обеспечению К.Я.Д. указанным препаратом, а также принятия им исчерпывающих мер для исполнения таких обстоятельств при установленных обстоятельствах не имеется.

Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения К.Я.Д. необходимым ему лекарственным препаратом, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим детским церебральным параличом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В результате неправомерного бездействия министерства здравоохранения Амурской области несовершеннолетний К.Я.Д. был лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями, вследствие чего его законный представитель К.Ю.С. была вынуждена приобрести этот лекарственный препарат за счет собственных средств.

В соответствии с ст. 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12, ст. 15, ст. 16 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статьей 16 ГК РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права.

Приведенными нормами закона не установлено каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат понесенных лицом, чье право по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, нарушено.

В соответствие со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенному учреждения предоставить физическому лицу средства из соответствующего бюджета.

Как установлено ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Таким образом, учитывая, что обязанность государственных органов по бесплатному предоставлению медицинской помощи обусловлена федеральным законом и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченных органов, ненадлежащее обеспечение лиц имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств, не является основанием для прекращения исполнения обязательств, а влечет последствия, предусмотренные ст. 15 ГК РФ.

Согласно п. 3.1.41 Положения о министерстве здравоохранения Амурской области, ответчик осуществляет бюджетные полномочия, возложенные бюджетным законодательством на главного распорядителя бюджетных средств, получателя средств областного бюджета, администратора доходов бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом Амурской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, в пределах возложенных на министерство полномочий.

Расходы К.Ю.С. при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ. Возникновение обязательства по возмещению убытков гражданское законодательство связывает непосредственно с фактом их причинения.

Как указано выше, ввиду ненадлежащего исполнения министерством здравоохранения Амурской области обязанности по обеспечению ребенка К.Я.Д. лекарственным препаратом его законный представитель К.Ю.С. была вынуждена приобрести препарат за счет собственных средств, ее убытки составили 19400 рублей, их размер и несение истцом подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем подлежат возмещению.

Поскольку Министерство здравоохранения Амурской области осуществляет свою деятельность непосредственно, является самостоятельным юридическим лицом, получателем и распределителем средств областного бюджета на обеспечение лиц, входящих в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то именно с ответчика за счет средств областного бюджета подлежат взысканию причиненные К.Ю.С. убытки.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

По смыслу закона под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье).

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.

При этом потерпевший – истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По смыслу закона моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежном эквиваленте и полного возмещения, предусмотренная законом компенсации должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Из искового заявления следует, что в результате бездействия министерства здравоохранения Амурской области К.Ю.С. причинены нравственные страдания, выразившиеся в душевных переживаниях за состояние здоровья, за моральное состояние ее ребенка, поскольку данный препарат применяется для снижения патологического тонуса (спастики) мышц ног, облегчения проведения реабилитационных мероприятий, профилактики контрактур, которые ограничивают нормальную подвижность суставов на фоне возрастающего напряжения мышц в отдельных участках тела, что приводит к появлению болевых ощущений, снижению двигательной активности ребенка.

Доводы об указанном влиянии лекарственного препарата на состояние здоровья ребенка подтверждены информацией, представленной ООО «Нейроклиника», согласно которой при перерывах между курсами противоспастического лечения препаратом Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекса (Диспорт) более 4 месяцев нарастает патологический мышечный тонус, ограничение движения в конечностях, болевой синдром, при перерывах более 6 месяцев формируются стойкие контрактуры конечностей, что в дальнейшем приводит к отсутствию эффекта при консервативном лечении (ботулинотерапии) и способствует более раннему хирургическому лечению.

Таким образом, судом установлена совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у К.Я.Д. права на бесплатное обеспечение лекарственным средством, неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим у его законного представителя К.Ю.С. нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу здоровья сына, его морального состояния, вину и неправомерное бездействие министерства здравоохранения Амурской области, выразившиеся в неисполнении возложенной на этот орган власти законом обязанности по своевременному обеспечению К.Я.Д. в установленном порядке лекарственным препаратом, и наступившие в связи с этим бездействием последствия - приобретение К.Ю.С. необходимого ее сыну лекарственного препарата за счет собственных средств, нравственные страдания К.Ю.С., обусловленные переживаниями по поводу здоровья сына, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного применения лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого К.Я.Д. по жизненным показаниям (моральный вред), что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с министерства здравоохранения Амурской области в ее пользу компенсации морального вреда.

При определении суммы компенсации морального вреда суд учитывает характер причиненных К.Ю.С. нравственных страданий, выразившихся в душевных переживаниях за состояние здоровья, за моральное состояние ее ребенка, имеющего заболевание, вследствие которого он по жизненным показаниям нуждается в обеспечении необходимыми ему лекарственным препаратом на бесплатной основе, сам факт несвоевременного обеспечения которым ставит под угрозу здоровье ребенка, что, безусловно, причиняет ей нравственные страдания, связанные с переживаниями относительно указанных нематериальных благ.

Кроме того, суд принимает во внимание индивидуальные особенности потерпевших (в частности возраст ребенка), фактические обстоятельства причинения вреда – отсутствие вины потерпевшей и наличие вины ответчика в причинении ей морального вреда, степень такой вины.

Доказательства, свидетельствующие о том, что вред причинен вследствие непреодолимой силы, действий третьих лиц, умысла или грубой неосторожности потерпевшего, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем оснований для применения положений ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, равно как и для применения положений ч. 3 ст. 1083 ГК РФ не имеется.

При определении суммы компенсации морального вреда суд также учитывает требования разумности и справедливости, статус ответчика как действующего юридического лица.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу К.Ю.С. компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, считая указанную сумму справедливой и разумной.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ данная сумма будет соответствовать задачам компенсационного иска, направленного на заглаживание негативных последствий, пережитых истцом, в наибольшей степени будет способствовать восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к ответчику.

Разрешая требования о компенсации морального вреда в пользу К.Ю.С. с ГБУЗ Амурской области «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова», причиненного в результате отказа в выдаче в первом квартале 2023 года рецепта на обеспечение ребенка указанным лекарственным препаратом, суд учитывает следующие обстоятельства.

По смыслу Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 № 1094н, назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется лечащим врачом; при обращении гражданина в соответствующее амбулаторно-поликлиническое учреждение врач по результатам осмотра назначает лекарственные препараты, в том числе гражданам, имеющим право на бесплатное их получение, оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке; сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносит в медицинскую документацию пациента; при оформлении рецепта на рецептурном бланке на бумажном носителе оформляет два экземпляра, один из которых остается в аптечной организации, второй – в медицинской документации пациента.

    Как следует из пояснений К.Ю.С. в конце 2022 года – в начале 2023 года, после отказа в установлении инвалидности сыну К.Я.Д. и отмены федеральной льготы на обеспечение лекарственным препаратом Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекса (Диспорт), она с ребенком обратилась к врачу неврологу ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» Д.О.В. по вопросу обеспечения указанным препаратом, на что врач пояснила, что обеспечение этим препаратом по региональной льготе не предусмотрено, она должна приобретать его за свой счет, в медицинской карте сведений об этом обращении не имеется, так как она и Д.О.В. – коллеги, она обращалась к ней в устном порядке, вне врачебного приема, без медицинской карты, врач также устно отказала в выдаче рецепта на препарат, доказательств, подтверждающих факт ее обращения к врачу, у нее не имеется.

    Из показаний свидетеля врача невролога ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» Д.О.В. в судебном заседании следует, что она является лечащим врачом К.Я.Д., в конце 2022 года – в начале 2023 года К.Ю.С. по вопросу выдачи ее сыну К.Я.Д. рецепта на препарат Ботулинический токсин (Диспорт) по региональной льготе к ней на прием с ребенком не обращалась, до выдачи рецепта на препарат сначала в обязательном порядке проводится осмотр пациента, определяется, нуждается ли ребенок в назначении лекарственного препарата, оформляется заявка на обеспечение им, затем выдается рецепт; все обращения фиксируются в амбулаторной карте пациента, без явки на прием и осмотра ребенка врач не имеет права выписать рецепт на лекарственный препарат, если в амбулаторной карте ребенка запись о явке на прием отсутствует, значит, обращения не было.

    Как следует из амбулаторной карты К.Я.Д., данные об обращении К.Я.Д. и его законного представителя на прием к врачу неврологу в период с <Дата обезличена> (направление на МСЭ) до <Дата обезличена> (профилактический осмотр), а затем до <Дата обезличена> (выдача рецепта) в ней отсутствуют, данные обстоятельства истцом подтверждены.

При таких данных, принимая во внимание установленный порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, оформления рецептов, оснований полагать, что ГБУЗ АО «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» совершены неправомерные действия в отношении несовершеннолетнего К.Я.Д. и К.Ю.С., выразившиеся в отказе в выдаче в первом квартале 2023 года рецепта на обеспечение ребенка лекарственным препаратом, не имеется, то есть необходимая совокупность условий, при которой на причинителя вреда судом может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, отсутствует.

При таких данных оснований для применения указанной меры гражданско-правовой ответственности к ГБУЗ АО «Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова» не имеется, в связи с чем данная часть требований удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования прокурора Зейского района в интересах несовершеннолетнего К.Я.Д. и К.Ю.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Амурской области (ИНН <Номер обезличен>) в пользу К.Ю.С. (паспорт гражданина Российской Федерации <Номер обезличен>) 24400 рублей, в том числе: затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс (Диспорт) 500 ед по выданному на имя К.Я.Д. рецепту серии 28023 <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в размере 19400 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                               Н.Н. Шевчук

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>

Судья                                                                                Н.Н. Шевчук

1версия для печати

2-900/2023 ~ М-929/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кулагина Юлия Сергеевна
Прокурор Зейского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Амурской области
ГБУЗ АО "Зейская межрайонная больница им. Б.Е. Смирнова"
Другие
ОАО "Амурфармация"
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в лице территориального органа Росздравнадзор по Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Шевчук Надежда Николаевна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее