Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-114/2023 (2-4389/2022;) ~ М-3381/2022 от 15.06.2022

№ 2-114/2023

22RS0068-01-2022-004359-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2023 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего: Поповой Н.Н.,

при секретаре: Устименко Е.А.,

с участием прокурора Слинкиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства .... к ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 об изъятии жилого помещения, возложения обязанности, прекращении права, выселении,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском. Просят изъять у ФИО1 объект недвижимости, расположенный по адресу: ...., для муниципальных нужд. Обязать ФИО1 заключить с комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимости, расположенных по адресу: .... (общей площадью 64.2 кв.м.), определив размер возмещения за изымаемую недвижимость в сумме 4 141 000 рублей. Прекратить право собственности ФИО1 на объект недвижимости, расположенный по адресу: .... (общей площадью 64.2 кв.м.), после выплаты в полном объеме денежного возмещения. Признать право собственности городского округа - .... края на .... после выплаты в полном объеме денежного возмещения. Выселить ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 из жилого помещения по адресу: ...., без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование требований указано, что ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения. Расположенного по адресу ....4. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ дом по .... признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ -р собственнику помещения установлен срок выполнения работ по сносу указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неосуществлением сноса постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения в доме по ...., в том числе ...., принадлежащая на праве собственности ФИО1

В процессе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил изъять у ФИО1 объект недвижимости по адресу: ....4 для муниципальных нужд; обязать ФИО1 заключить с истцом соглашение об изъятии указанной недвижимости для муниципальных нужд, определив размер возмещения в сумму 5 096 076,60 руб.; прекратить право собственности ФИО1 на указанный объект недвижимости после выплаты возмещения; признать право собственности городского округа – .... на квартиру; выселить ответчиков без предоставления другого жилого помещения.

Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивали с учетом их уточнения.

В судебном заедании ответчики ФИО1, ФИО3 против удовлетворения требований истца не возражали, пояснили, что установленный экспертным заключением размер возмещении за изымаемое помещение их устраивает. Указали, что после выплаты возмещении выселятся в добровольном порядке.

Представитель третьего лица администрации г. Барнаула в судебном заседании поддержал доводы письменного отзыва на иск, а также позицию истца. Пояснил, что оснований для предоставления равнозначного помещения не имеется, подлежит установлению выкупная цена и ее выплата.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В процессе рассмотрения дела ответчики ФИО5, ФИО4, ФИО6 против удовлетворения первоначальных требований возражали, полагая, что изначально заявленный истцом размер выкупной цены занижен.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требования о выселении заявлены преждевременно, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....4, площадью 64,2 кв.м.

Право собственности ответчика на квартиру зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Ограничение прав и обременение объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН не зарегистрировано.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный .... признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: .... и жилые помещения, в том числе, , изъяты для муниципальных нужд.

В краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы, утвержденную Постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ, жилой ...., жилой дом включен, срок переселения – ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, в 2021 комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... в адрес ФИО1 направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в соглашении определена выкупная стоимость согласно заключению ООО «Бюро оценки» от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 141 000 руб. Сторонами соглашение не подписано, выкупная стоимость не согласована.

Согласно ст.66 Устава городского округа-.... края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ комитет жилищно-коммунального хозяйства .... ? орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством города, который организует содержание муниципального жилищного фонда.

Пунктами 3.8 Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения, которое заключается от имени .... комитетом ЖКХ.

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определен статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно п.п.1,2 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п.4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно п.6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Пунктом 8 ст. 32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, исходя из положений ст. 32 ЖК РФ, в случае, если собственник жилого помещения в аварийном доме в предоставленный срок не осуществил его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение, взамен изымаемого, в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В данном случае соглашения о предоставлении взамен аварийного другого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто. Орган местного самоуправления в качестве способа обеспечения жилищных прав ответчиков выбрал выплату возмещения стоимости жилого помещения.

То обстоятельство, что аварийный дом включен в краевую адресную программу, которой запланирован срок окончания переселения до 31.12.2023, суд во внимание не принимает в силу следующего.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Согласно п. 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 указанного закона предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на: приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

предоставление субсидий и пр.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", во исполнение федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" Постановлением Правительства Алтайского края №106 от 01.04.2019 утверждена краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы (далее – программа).

Целью программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Согласно ч.4 программы, реализация мероприятий проводится по следующим направлениям:

приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в таких домах - по договорам мены;

строительство многоквартирных жилых домов;

выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, выплачиваемого гражданину, являющемуся собственником такого помещения, определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (п.5.1 программы).

Согласно п. 5.2 программы, в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Частью 7 программы предусмотрены способы переселения граждан из жилых помещений: предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договоров мены; предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемое жилое помещение, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. В этом случае, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и не могут ограничивать право собственников на выплату выкупной стоимости, до истечения установленного программой срока, при отсутствии намерения получить другое помещение взамен аварийного.

Иное предполагало бы, что сам факт включения аварийного дома в программу является отсрочкой по всем обязательствам перед собственниками, что не отвечаем целям реализации адресной программы.

Кроме того, из положений ст. 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.

Закон связывает возникновение данного обязательства исключительно с фактом признания дома аварийным и подлежащим сносу и принятием органом местного самоуправления решения об изъятии имущества для муниципальных нужд.

При принятии решения суд учитывает, что жилой ...., признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, а включен в адресную программу по переселению только по прошествии более 5 лет - ДД.ММ.ГГГГ. При этом, срок переселения запланирован до ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 9 лет с момента признания дома аварийным.

Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности и справедливости и свидетельствует о длительном бездействии компетентных органов по защите жилищных прав ответчика.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года (раздел II), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В связи с удовлетворением ходатайства ответчика о назначении судебной экспертизы судом ГУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» поручено проведение судебной экспертизы.

Согласно заключению судебной экспертизы ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость жилого помещения - .... по адресу: ...., с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество и долей в праве собственности на земельный участок, на дату проведения исследования, в учетом аварийности составляет 3 509 043,60 руб.

Техническое состояние конструктивных элементов по состоянию на 1993 год с износом 48% оценивается как неудовлетворительное, то есть эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. На дату проведения исследования с учетом признании дома аварийным на основании технического заключения по обследованию здания жилого дома, экспертом СОП «СтройПроект», техническое состояние дом оценивается как аварийное. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, эксплуатация возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Следовательно, невыполнение капитального ремонта в 1993 году повлияло на снижение уровня надежности здания, повлекшего признание дома аварийным.

Стоимость капитального ремонта здания по состоянию на 1993 год в ценах на дату проведения исследования составляет 1 537 208 руб. Среднерыночная стоимость риэлторских услуг агентства по подбору и приобретению жилого помещения по состоянию на дату составления заключения составляет 37 225 руб., стоимость услуг по переезду в пределах .... составляет 12 600 руб.

Эксперт также установил опасность для пребывания людей в жилом доме, учитывая категорию технического состояния строительных конструкций дома (недопустимое), характеризующуюся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик .... помещения общего пользования дома по .... в ..... Указано на то, что эксплуатация возможна лишь при проведении охранных мероприятий.

Заключение эксперта отвечают принципам относимости, допустимости, достоверности, основания сомневаться в правильности выводов эксперта отсутствуют. Оценивая указанные заключения эксперта ФБУ АЛСЭ Минюста РФ, суд находит их объективными, полными и обоснованными. Оснований сомневаться в выводах эксперта, данных о наличии какой- либо заинтересованного с его стороны у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

При указанных обстоятельствах, при разрешении спора по настоящему делу заключение судебной экспертизы подлежит принятию в качестве надлежащего доказательства.

Определяя размер возмещения за изымаемое жилое помещения, суд учитывает следующее.

Статья 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Исходя из вышеизложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения вопроса о необходимости включения сумм компенсации за не произведенный капитальный ремонт в выкупную цену жилого помещения, является установление судом того обстоятельства, что снижение уровня надежности здания многоквартирного дома произошло в результате невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома.

Как следует из материалов дела жилой .... в .... построен в 1945 году.

Какие-либо данные о проведении капитального ремонта дома в установленные техническими регламентами сроки истцом не представлены, так же как и сведения, подтверждающие, что по наступлении срока проведения капитального ремонта состояние жилого дома было таковым, что фактически не требовалось проведения работ, относящихся к капитальному ремонту, и техническое состояние конструктивных элементов дома соответствовало предъявляемым к ним техническими регламентами требованиям.

Заключением эксперта установлено, что по состоянию на 1993 год дом уже нуждался в проведении капитального ремонта, ненадлежащее техническое облуживание и несвоевременное проведение требуемого в 1993 году (дата приватизации первого помещения в доме) капитального ремонта привело в дальнейшем к развитию существующих повреждений и снижению надежности конструктивных элементов данного жилого дома и возникновению его аварийного состояния в целом.

В связи с невыполнением наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, повлекшее в последующем ухудшение технического состояния дома, признание дома аварийным и подлежащим сносу.

С учетом изложенного сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 1 537 208 руб. подлежит включению в размер возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу положений части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации о праве лица, жилое помещение которого признано аварийным и подлежит изъятию, на полное возмещение убытков, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, необходимо отнести расходы на переезд и оплату услуг риэлторов.

В связи с чем, суд находит обоснованными требования истца о включении в размер возмещения расходы по оплате риэлтерских услуг, услуг по переезду как согласующихся с разъяснениями, содержащими в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, и являющихся необходимыми для ответчика.

Таким образом, общий размер возмещения за изымаемое жилое помещение составит 5 096 076,60 руб. (3 509 043,60 руб. + 1 537 208 руб. +37 225 руб. + 12 600 руб.)

В связи с чем суд обязывает КЖКХ г. Барнаула выплатить ФИО1 возмещение в размере 5 096 076,60 руб.

Согласно подпункту «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку требования истца направлены на изъятие имущества, то с момента выплаты возмещения за жилое помещение в полном объеме право собственности ответчика на жилое помещение, расположенное по адресу: ....4, подлежит прекращению с признанием права муниципальной собственности муниципального образования городской округ .... на жилое помещение, поскольку аварийное жилое помещение подлежит изъятию у собственника для муниципальных нужд, соответственно при прекращении права собственности истца на данное жилое помещение права на него подлежат переходу к муниципальному образованию в целях реализации прав и обязанностей органов местного самоуправления в указанной части.

В соответствии с положениями ст.ст. 204,206 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Суд полагает возможным установить срок на исполнение решения суда в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок разумным, с учетом отсутствия возражений от сторон.

Требование истца о выселении ответчиков из жилого помещения суд считает не подлежащим удовлетворению, преждевременным до выплаты истцом выкупной цены. В настоящее время право истца не нарушено, только после выплаты ФИО1 возмещения и прекращения ее права на жилое помещение, истец вправе поставить вопрос о выселении зарегистрированных в жилом помещении лиц.

Требование о возложении обязанности ответчика заключить с истцом соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимости, расположенных по адресу: .... определив размер возмещения за изымаемую недвижимость в сумме 5 096 076,60 руб., заявлено излишне, не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается (свобода договора).

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в части.

Изъять путем выкупа принадлежащую на праве собственности у ФИО1 квартиру по адресу ....

Определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 5 096 076,60 руб.

Обязать комитет жилищно - коммунального хозяйства г. Барнаула выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт возмещение в размере 5 096 076,60 руб. в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт на жилое помещение по адресу .... после выплаты возмещения в полном объеме, с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Барнаула со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Попова

2-114/2023 (2-4389/2022;) ~ М-3381/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Центрального района г. Барнаула
КЖКХ г. Барнаула
Ответчики
Собинов Дмитрий Андреевич
Дергилева Светлана Владимировна
Первунинский Евгений Викторович
Кузнецова Татьяна Владимировна
Первунинская Мария Андреевна
Первунинская Анна Владимировна
Другие
Администрация г.Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Попова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2022Предварительное судебное заседание
11.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
25.01.2023Производство по делу возобновлено
25.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Дело оформлено
02.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее