Судья: Саморенков Р.С. адм. дело № 33а-8624/2023
УИД: 63RS0024-01-2023-000169-66
Дело № 2а-168/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Пудовкиной Е.С. и Роменской В.Н.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области на решение Приволжского районного суда Самарской области от 7 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения представителя административного истца Ануфриевой М.В. по доверенности Мельчакова Н.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ануфриева М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области о признании незаконным постановления администрации сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области № № от 17 июня 2022 г. «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, объектов недвижимости, находящихся по адресу: <адрес>», на основании распоряжения администрации муниципального района Хворостянский Самарской области от 16 марта 2016 г. № № «Об утверждении акта Межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для проживания по адресу: <адрес>» в целях исполнения государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2025 г.», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. № №.
B обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании постановления № № от 17 июня 2022 г. подлежит изъятию для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, и объект недвижимого имущества, расположенный на указанном земельном участке. Ануфриева М.В. является собственником квартиры <адрес>, а также ей принадлежат <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на изымаемый земельный участок. В соответствии с соглашением № № от 16 декабря 2022 г. о предоставлении жилого помещения, взамен изъятого земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, административному истцу предоставлено жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Административный истец считает постановление № № от 17 июня 2022 г. незаконным, поскольку ей не предоставлено денежное возмещение за изымаемый земельный участок.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области № № от 17 июня 2022 г., признать незаконным и отменить постановление.
Решением Приволжского районного суда Самарской области от 7 апреля 2023 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области № № от 17 июня 2022 г. «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, объектов недвижимости, находящихся по адресу: <адрес>» в части изъятия у Ануфриевой М.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, без возмещения. Администрация сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области обязана принять меры к выплате Ануфриевой М.В. возмещения за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, изъятый для муниципальных нужд (л.д. 72-76).
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (л.д. 81-84).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежат <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности (эквивалентно площади <данные изъяты> кв. м) на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, а также жилое помещение с кадастровым номером № - квартира № № площадью <данные изъяты> кв. м в двухквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 9, 16-18).
17 июня 2022 г. администрацией сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области на основании распоряжения администрации муниципального района Хворостянский Самарской области от 16 марта 2016 г. № № «Об утверждении акта Межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для проживания по адресу: <адрес>» в целях исполнения государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2025 г.», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. № №, принято постановление № № «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, объектов недвижимости, находящихся по адресам: <адрес>» (л.д. 7).
Во исполнение постановления № № от 17 июня 2022 г. на основании соглашения № № от 16 декабря 2022 г., заключенного между администрацией сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский и Ануфриевой М.В., действующей в лице представителя по нотариально удостоверенной доверенности от 30 ноября 2022 г. Татаренковой Н.Е., в связи с изъятием земельного участка администрация с согласия Ануфриевой М.В. изымает принадлежащее ей жилое помещение с кадастровым номером № - квартиру № № площадью <данные изъяты> кв. м в двухквартирном доме по адресу: <адрес>. Взамен изымаемого жилого помещения администрация предоставляет Ануфриевой М.В., а последняя принимает в собственность жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № в жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 12, 53-56).
Разрешая исковые требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), статей 279, 281 ГК РФ, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), исходил из того, что обжалуемое постановление не предусматривает положения о выплате Ануфриевой М.В. возмещения за изымаемый земельный участок. В связи с чем, районный суд пришел к выводу, что обжалуемое постановление противоречит закону и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия с данными выводами районного суда не соглашается, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу положений статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2 статьи 281 ГК РФ).
При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (пункт 3 статьи 281 ГК РФ).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4 статьи 281 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
На основании части 7 и части 8 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 20 (подпункт «и») Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 г., указано, что согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену. Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В данном случае, жилой двухквартирный дом <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, в котором расположено принадлежащее на праве собственности Ануфриевой М.В. жилое помещение - квартира № № площадью <данные изъяты> кв. м, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования жилого дома от 16 марта 2016 г. № №, составленным межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Хворостянского района Самарской области от 16 марта 2016 г. № №.
Указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г. согласно приложению № № к адресной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2024 г.», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. № №. Планируемая дата переселения - 31 декабря 2024 г.
17 июня 2022 г. администрацией сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский Самарской области на основании распоряжения администрации муниципального района Хворостянский Самарской области от 16 марта 2016 г. № № «Об утверждении акта Межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для проживания по адресу: <адрес>» в целях исполнения государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» до 2025 г.», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. № №, принято постановление № № «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, объектов недвижимости, находящихся по адресам: <адрес>» (л.д. 7). В пункте 2.1 постановления указано на необходимость направления его копии собственникам изымаемых жилых помещений, проектов соглашений об изъятии. В пункте 3 постановления указано на предоставление собственникам с их согласия взамен изымаемого жилого помещении другого жилого помещения на основании соглашения, заключенного с собственниками, об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Во исполнение постановления № № от 17 июня 2022 г. на основании соглашения № № от 16 декабря 2022 г., заключенного между администрацией сельского поселения Соловьево муниципального района Хворостянский и Ануфриевой М.В., действующей в лице представителя по нотариально удостоверенной доверенности от 30 ноября 2022 г. Татаренковой Н.Е., в связи с изъятием земельного участка Ануфриевой М.В. с ее согласия взамен изымаемого жилого помещения предоставлено в собственность жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № в жилом доме по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, принадлежащее на праве собственности администрации на основании муниципального контракта на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 9 июня 2022 г. (л.д. 12, 53-56). Стороны пришли к соглашению о том, что размер возмещения за изымаемое у Ануфриевой М.В. жилое помещение с учетом требований пункта 8 статьи 32 ЖК РФ и статьи 56.8 ЗК РФ равноценен стоимости предоставляемого ей в собственность объекта. Ануфриевой М.В. известно, что она имеет право в соответствии с частями 7, 8 статьи 32 ЖК РФ, статьей 56.8 ЗК РФ на получение возмещения за жилое помещение, в которое включается рыночная стоимость жилого помещении, а также все убытки, причиненные собственникам жилого помещения его изъятием. При этом Ануфриева М.В. отказывается от возмещения за изымаемое жилое помещение и согласна на получение взамен изымаемого жилого помещения другого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Обмен производится без доплаты. Стороны подтверждают, что все обязательства ими выполнены полностью, какие-либо претензии друг к другу отсутствуют. Стороны заявили и заверяют, что они не лишены дееспособности, не страдают заболеваниями, препятствующими понимать существо подписываемого ими соглашения, а также об отсутствии обязательств, вынуждающих их совершить данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях, на момент подписания соглашения действуют добровольно, понимают значение своз действий и руководят ими, соглашение не является для них кабальной сделкой. Соглашение в соответствии со статьей 556 ГК РФ имеет силу акта приема-передачи жилых помещений. Право собственности у Ануфриевой М.В. на предоставляемое жилое помещение возникнет с момента государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Росреестра по Самарской области.
В связи с чем, доводы административного истца о том, что указанное соглашение не предусматривает условий о возмещении за изымаемый земельный участок, судебной коллегией признаются несостоятельными. Так, Ануфриева М.В. выразила свое согласие на предоставление ей другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, отказавшись от возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение (включающее стоимость земельного участка). При этом действующее законодательство не предусматривает одновременно предоставление другого помещения за изымаемое жилое помещение и возмещения стоимости земельного участка, на котором оно расположено.
Доводы административного истца о том, что изымаемый земельный участок в существенном размере превышает площадь многоквартирного дома и не ставился на государственный кадастровый учет как земельный участок под многоквартирным домом, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по указанным основаниям.
Доводы административного истца о том, что Татаренкова Н.Е. подписала указанное соглашение в отсутствие полномочий, опровергаются представленной в материалы дела нотариально удостоверенной доверенностью от 30 ноября 2022 г., выданной Ануфриевой М.В. на имя Татаренковой Н.Е. по вопросу государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 12).
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что вышеназванные доверенность и соглашение от 16 декабря 2022 г. административным истцом в порядке гражданского судопроизводства не оспорены, недействительными не признаны. С заявлением о расторжении соглашения в администрацию Ануфриева М.В. не обращалась. При этом от предоставленного ей жилого помещения Ануфриева М.В. не отказывалась, однако право собственности на него в установленном законом порядке не зарегистрировала.
Вместе с тем, судом первой инстанции обстоятельства соразмерности стоимости изымаемого у административного истца жилого помещения стоимости нового жилого помещения с учетом стоимости доли общего земельного участка, на котором расположен жилой дом, не установил.
По предложению судебной коллегии в ходе рассмотрения апелляционной жалобы в материалы дела административным ответчиком предоставлен отчет об оценке рыночной стоимости имущества № №, из которого следует, что размер возмещения за земельный участок для малоэтажной многоквартирной жилой застройки, площадью <данные изъяты> кв. м, и жилое помещение - квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>, для целей изъятия по состоянию на 10 мая 2023 г. составляет - <данные изъяты> рублей.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что кадастровая стоимость изымаемых земельного участка (площадью <данные изъяты> кв. м, доля Ануфриевой М.В. – <данные изъяты>) и жилого помещения составляет, соответственно, <данные изъяты> копеек и <данные изъяты> копеек.
Стоимость вновь предоставляемого Ануфриевой М.В. жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно постановлению администрации № № от 2 декабря 2022 г. и акта приема-передачи муниципального имущества от 2 декабря 2022 г. составляет <данные изъяты> рублей Кадастровая стоимость указанного жилого помещения согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости составляет <данные изъяты> копеек.
Оценив вышеназванные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что как рыночная, так и кадастровая стоимость предоставленного администрацией Ануфриевой М.В. жилого помещения выше стоимости ранее занимаемого ею помещения в аварийном доме, с учетом стоимости доли в праве на соответствующий земельный участок.
В связи с чем, основания для возложения на администрацию обязанности принять меры к выплате Ануфриевой М.В. возмещения за земельный участок, изъятый для муниципальных нужд, отсутствует.
При таких обстоятельствах, решение Приволжского районного суда Самарской области от 7 апреля 2023 г. принято с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела, в связи с чем, оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда Самарской области от 7 апреля 2023 г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Ануфриевой М.В. - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 5 сентября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: