Дело №2 – 313/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дмитриевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» к БГГ о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» просило суд взыскать с ответчика к БГГ неосновательное обогащение, которое состоит из суммы незаконно полученной ответчиком как меры социальной поддержки населения в размере <данные изъяты> руб. Требования мотивированы тем, что БГГ обратилась ДД.ММ.ГГГГ в отдел социальной защиты населения с заявлением о назначении мер социальной поддержки по льготной категории Ветеран труда, указывая о проживании по адресу: <адрес>. Указанная льгота предоставляется в соответствии с законодательством Республики Бурятия в виде ежемесячной денежной выплаты и оплаты в размер 50 процентов занимаемой площади жилых помещений в пределах социальной нормы, оплаты 50 процентов коммунальных услуг. В рамках взаимодействия между организациями с отдел соцзащиты поступила информация о том, что БГГ была снята с учета по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Об указанных обстоятельствах Б должна была сообщить в течение 15 дней со дня снятия с учета, что с ее стороны сделано не было. Указанные социальные льготы Б имела право получить по месту регистрации и проживания. Тем самым, ответчик незаконно получила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере <данные изъяты> руб., из которых ежемесячная денежная выплата <данные изъяты> руб., меры социальной поддержки в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФТВ иск поддержала, суду показал, что БГГ, как лицо, имеющее звание «Ветеран труда» имеет право в соответствии с законодательством о ветеранах и законодательством Республики Бурятия на выплату ежемесячной денежной выплаты и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Данная льгота предоставляется по месту регистрации и проживания данной категории населения. В случае изменения места жительства льгота пересматривается, и выплата зависит от места проживания, площади жилого помещения. Расчет выплаты производится на основании сведений, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями. БГГ льготой пользовалась с ДД.ММ.ГГГГ г., проживая по адресу: <адрес>. В случае изменения места жительства БГГ должна была сообщить об этом в центр социальной поддержки. Однако после снятия с регистрационного учета, БГГ с заявлением о предоставлении по иному адресу мер социальной поддержки не обращалась, ввела в заблуждение относительно места проживания и соответственно, льгота ей выплачивалась незаконно. Никакие документы по новому месту жительства БГГ не предоставила, хотя ей разъяснялась возможность и необходимость предоставления соответствующих документов. В настоящее время БГГ также имеет право на получение социальной льготы, однако с таким заявлением Б не обращалась.
Ответчик БГГ в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялась надлежаще по последнему известному суду месту жительства, а также телефонограммой. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в заочном порядке.
Суд, изучив материалы дела, считает требования Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах"),
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
В силу пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Пункт 46 того же Пленума предусматривает Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.12.2004 N 280 (ред. от 26.12.2022) "О порядке установления, предоставления и индексации ежемесячной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета" (вместе с "Положением о порядке установления, предоставления и индексации ежемесячной денежной выплаты ветеранам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, за счет средств республиканского бюджета") ( далее Положение №280) определяет порядок предоставления и индексации ежемесячной денежной выплаты, установленной законодательством Республики Бурятия, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, лицам, имеющим звание "Ветеран труда", и гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - ежемесячная денежная выплата), за счет средств республиканского бюджета.
Пунктом 2 Положения №280 предусмотрено, что право на ежемесячную денежную выплату имеют постоянно проживающие на территории Республики Бурятия лица, имеющие звание "Ветеран труда".
Для получения ежемесячной денежной выплаты гражданин или его представитель обращается в подразделение республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" (далее - подразделение РГУ) по месту жительства или по месту пребывания и представляет документы, такие как: заявление о предоставлении ежемесячной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Положению; документ, подтверждающий отнесение гражданина к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящего Положения; паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие проживание (пребывание) гражданина на территории Республики Бурятия (паспорт, справка жилищно-эксплуатационного управления, товарищества собственников жилья, информационного расчетного центра или решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение).
Достоверность сведений, указанных в заявлении, а также информированность заявителя об ответственности за достоверность представленных сведений подтверждаются подписью заявителя.
Сумма ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченная гражданину вследствие его злоупотребления, счетной ошибки, возмещается этим гражданином в республиканский бюджет, а в случае его несогласия - взыскивается в судебном порядке ( п.6).
Согласно пункту 7 Положения №280, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается подразделением РГУ по месту жительства (пребывания) граждан.
Пункт 15 Положения №280 предусматривает, что предоставление ежемесячной денежной выплаты по решению подразделения РГУ прекращается в случае при переезде гражданина, получавшего ежемесячную денежную выплату, на новое место жительства (пребывания) в пределах Республики Бурятия ежемесячная денежная выплата прекращается по прежнему месту жительства (пребывания) с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
При обращении гражданина, получавшего ежемесячную денежную выплату на территории Республики Бурятия, за назначением ежемесячной денежной выплаты по новому месту жительства (пребывания) ежемесячная денежная выплата назначается с месяца, следующего за месяцем, за который была произведена выплата ежемесячной денежной выплаты.
Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Бурятия, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению топлива в форме, утвержденном Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.11.2006 N 359 (далее Положение №359), определен порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по приобретению топлива в форме денежных выплат (далее - меры социальной поддержки или денежные выплаты) Ветеранам труда. При этом, для получения мер социальной поддержки граждане должны обратиться в подразделение республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства (пребывания) (далее - подразделение РГУ) с письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме согласно приложению к настоящему Положению. С 01.01.2019 г. к такому заявлению заявитель должен предоставить решение суда об установлении факта проживания заявителя на территории Республики Бурятия - в случае если у гражданина отсутствует регистрация по месту жительства или регистрации по месту временного пребывания (при наличии).
Согласно пункту 3.3 Положения №359, для назначения мер социальной поддержки подразделение РГУ получает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, если документы не были представлены заявителем самостоятельно, документы, в том числе 1) расчетная ведомость по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий месяцу поступления заявления с документами, указанными в пункте 3 настоящего Положения; 2) сведения Министерства внутренних дел Российской Федерации о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства гражданина).
Пунктом 4 Положение №359 предусмотрено, что меры социальной поддержки перечисляются республиканским государственным учреждением "Центр социальной поддержки населения" на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданами кредитных организациях счета либо через организации федеральной почтовой связи по выбору заявителя.
Как следует из приведенных норм в их системном единстве и взаимосвязи, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует материалам дела, БГГ имеет право на получение мер социальной поддержки по льготной категории как лицо, имеющее звание «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ БГГ на основании ее письменного заявления были назначены меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата по адресу: <адрес>.
Судом также установлено, что заочным решением Северобайкальского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ЧЕВ к БГГ и БНС, Б была выселена из жилого помещения по адресу: <адрес>.
БГГ была снята с регистрационного учета по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении БГГ были прекращены выплаты мер социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата в связи с изменением места жительства с ДД.ММ.ГГГГ Комиссией о возмещении излишне выплаченной суммы Северного филиала Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о взыскании излишне выплаченной БГГ суммы как получателя ежемесячной денежной выплаты на сумму <данные изъяты> руб. и мер социальной поддержки на сумму <данные изъяты> руб.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Как указывалось ранее БГГ имела и имеет право на получение мер социальной поддержки и ежемесячной денежной выплаты как лицо, имеющее звание «Ветеран труда».
Данное право БГГ никем не отменялось.
С учетом положений законодательства Республики Бурятия, в частности Положения №280 и Положения №359, органы социальной защиты населения имели возможность в рамках межведомственного взаимодействия своевременно выявить адрес регистрации получателя социальной льготы, что ими в установленном порядке своевременно сделано не было.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности в Определениях от 14 января 2016 г. N 1-П, от 22 июня 2017 г. N 16-П, суд считает, что не предполагается взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного рассмотрения дела, являются обстоятельства того, явилось ли получение БГГ сумм ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячной денежной выплаты за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ следствием недобросовестности именно со стороны ответчика, доказывание которого, по общему правилу лежит на истце, поскольку добросовестность гражданина в данном случае презюмируется.
Указанный подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в Определении от 13 июля 2020 г. N 78-КГ20-21-КЗ.
При этом, обстоятельств недобросовестности ответчика либо злоупотребления им своими правами в данном случае судом не установлено.
Судом установлено, что БГГ после того как она была выселена из жилого помещения по адресу: <адрес> была вынуждена проживать на основании заключенных договоров аренды жилого помещения. Судом исследованы сведения о заключении следующих договоров аренды: Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между БСД и БГГ, согласно которому БГГ имела право проживания по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ; Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между БСД и БГГ, согласно которому БГГ имела право проживания по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ; Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между БСД и БГГ, согласно которому БГГ имела право проживания по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ; Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между БСД и БГГ, согласно которому БГГ имела право проживания по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанным договорам, БГГ была обязана самостоятельно нести расходы по содержанию жилья, в том числе в виде оплаты коммунальных платежей. Судом также исследованы сведения о том, что Б вносила плату по жилищно-коммунальным платежам по указанному адресу. Кроме того, плата на найм жилого помещения составила 6000 руб. ежемесячно.
Таким образом, РГУ «Центр социальной поддержки населения» в рамках межведомственного взаимодействия имел возможность своевременно установить сведения о снятии БГГ с регистрационного учета, не допустив переплату по предоставлению мер социальной поддержки.
В силу чего оснований для взыскания неосновательного обогащения не имеется.
Между тем, как следует расчетам, предоставленным истцом, меры социальной поддержки, которые могли бы быть предоставлены БГГ в связи с проживанием по адресу: <адрес>, значительно ниже, по сравнению с теми размерами, которые были предоставлены БГГ
В связи с чем, суд считает, что взысканию подлежит разница между теми суммами, которые были предоставлены ответчику, если бы она проживала по адресу: <адрес>, и теми суммами, которые бы ответчик могла получить, проживая по адресу: <адрес>
Расчет произведен истцом на основании предоставленных ведомостей организациями – поставщиками услуг, согласно которым БГГ могла бы получить ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб., меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг <данные изъяты> руб.
Тем самым, с ответчика подлежит взысканию ежемесячная денежная выплата <данные изъяты> руб., меры социальной поддержки <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
Учитывая, что ответчик относится к категории лиц, имеющих звание «Ветеран труда», суд считает возможным освободить ее в силу ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» к БГГ о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с БГГ в пользу Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» неосновательное обогащение в размере <данные изъяты> руб.
Освободить БГГ от уплаты государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Окончательная форма решения принята ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: Е.Н. Казакова
УИД: №