Дело №12-170/2022 (12-1076/2021;)
25RS0002-01-2021-010193-06
РЕШЕНИЕ
03 февраля 2022 года г. Владивосток
ул. Адмирала Фокина, 23А
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Н.А. Буланова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора юридического лица - Муниципального унитарного предприятия Ольгинского городского поселения <адрес>» ФИО1 на постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края №ч.1ст.7.3 от дата по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края №ч.1ст.7.3 от дата юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие Ольгинского городского поселения «Жилищно-коммунального хозяйства Ольга» (далее – МУП ЖКХ «Ольга») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившееся в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор МУП ЖКХ «Ольга» Чернецкий В.Э. обратился в суд с жалобой, указав, что государственный инспектор не применил положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ввиду того, что нарушения закона выявлены в ходе одной проверки, и по существу представляют собой одно действие (бездействие), а рассмотрение подведомственно одному и тому же должностному лицу. Просил постановление отменить, вынести по делу новое решение.
В судебное заседание представитель МУП ЖКХ «Ольга» не явился, извещен надлежаще.
Государственный инспектор Приморского края в области охраны окружающей среды Предэ Д.П. в судебном заседании пояснил, что при вынесении постановления учтено финансовое положение юридического лица, штраф назначен менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 1.1 Положения о природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 N 641-па (далее - Положение) Министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере регулирования отношений недропользования.
В соответствии с п. 2.1.4. Положения, природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осуществляет распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Приморского края, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения.
Согласно пунктам 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 49 упомянутого Закона предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края рассмотрена информация Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю о налогоплательщиках, осуществляющих без лицензионный забор воды из водных объектов, самовольной добычи подземных вод. МУП Ольгинского ГО «ЖКХ Ольга», водозаборной скважиной №, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно сведений, МУП Ольгинского ГО «ЖКХ Ольга» министерством лицензия на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод водозаборной скважиной № не выдавалась.
В то же время, материалами административного расследования установлено, что МУП Ольгинского ГО «ЖКХ Ольга» с января 2020 года осуществляет добычу подземных вод водозаборной скважиной №. Таким образом, объем добытой МУП Ольгинского ГО «ЖКХ Ольга» воды в период с января 2020 года по март 2021 года составил 4 783 м?.
Исходя из вышеизложенного в виду отсутствия у МУП ЖКХ «Ольга» лицензии на право пользования недрами для добычи подземных пресных вод водозаборной скважиной № ЖКХ «Ольга» осуществило самовольное пользование недрами.
Вина юридического лица МУП ЖКХ «Ольга» подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении №/-2ч.1ст.7.3юл от дата; материалами административного расследования, выпиской из ЕГРН; иными материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с чем МУП ЖКХ «Ольга» обоснованно привлечено к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы наказание назначено должностным лицом с учетом положений ч.ч.3, 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что государственный инспектор не применил положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ввиду того, что нарушения закона выявлены в ходе одной проверки, и по существу представляют собой одно действие (бездействие), а рассмотрение подведомственно одному и тому же должностному лицу, не подлежат удовлетворению.
Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Указанной нормой установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Однако в рассматриваемом случае не имеется оснований ни для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, ни для вывода о том, что в отношении МУП ЖКХ «Ольга», допустившего нарушения правил пользования недр в отношении нескольких водных объектов (скважин), надлежало составить один протокол об административном правонарушении и вынести одно постановление о назначении наказания.
Кроме того, в том случае, если совершенные административные правонарушения предусмотрены одной частью статьи 7.3 КоАП РФ, при назначении административного наказания за их совершение положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом этого, оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края №ч.1ст.7.3 от дата, которым юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие Ольгинского городского поселения «Жилищно-коммунального хозяйства Ольга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, оставить без изменения, жалобу директора юридического лица - Муниципального унитарного предприятия Ольгинского городского поселения «Жилищно-коммунального хозяйства Ольга» Чернецкого Вадима Эрнстовича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение десяти дней с момента получения его копии.
Судья Н.А.Буланова