Дело № 2-3192/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2019 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю., при секретаре Забелиной М.В., с участием представителя истца по доверенности ПЕМ, представителя ответчика по доверенности СЮЮ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова А.В. к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Морозов А.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности на жилой дом. В обоснование иска указал следующее.
На основании договора дарения от 25 сентября 2015 года истец стал собственником жилого дома, площадью 15,4 кв.м., находящегося в <адрес>. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 02 октября 2015 года.
В связи с улучшением жилищных условий истец своими силами и на собственные средства произвел реконструкцию жилого дома путем возведения пристроя А2, площадью 12,4 кв.м. и мансарды, площадью 24,2 кв.м.
В марте 2019 года истец обратился в ООО <данные изъяты> с заявлением о подготовке технического отчета на реконструированный жилой дом. Работником осуществлен выезд на объект недвижимости, изготовлен технический отчет на жилой дом с присвоением ему инвентарного номера №. По данным технического отчета общая площадь жилого дома изменилась и составила 56,7 кв.м., жилая площадь 34,7 кв.м. Для постановки на кадастровый учет кадастровым инженером ШЮВ подготовлен технический план здания.
Далее истец обратился в Комитет архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Бор Нижегородской области с заявлением о выдаче ему уведомления о реконструкции жилого дома, расположенного в <адрес>. Однако в утверждении уведомления ему отказано, так как при реконструкции жилого дома нарушены минимальные отступы от границ земельного участка.
Таким образом, истец лишен возможности зарегистрировать право собственности на указанный дом.
При указанных обстоятельствах истец обратился в суд и просил признать за Морозовым А.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 56,7 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
Истец Морозов А.В. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности ПЕМ исковые требования поддержала, суду пояснила, что права третьих лиц, в том числе, соседей реконструкцией дома не нарушены, дом сохранен в прежних границах.
Представитель ответчика по доверенности СЮЮ не возражала против удовлетворения заявленного иска.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, КВИ в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, конверт с судебным извещением, направленный по месту ее жительства, возвратился в суд по истечении срока хранения.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно части 2 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Учитывая принцип диспозитивности гражданского процесса, предоставляющий сторонам возможность самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться своими процессуальными правами, а также требование эффективной судебной защиты в разумные сроки (ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), суд приходит к выводу, что неявка третьего лица в судебное заседание - его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 ст. 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Частью 3 ст. 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что требование лица, осуществившего самовольную постройку, может быть удовлетворено только в случае, если суду будут представлены документы, подтверждающие наличие у лица права собственности на земельный участок, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором возведено строение.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозов А.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, назначение: жилой дом, площадь 15,4 кв.м., количество этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02 октября 2015 года (л.д. 9).
Истец своими силами и за счет собственных средств произвел реконструкцию указанного жилого дома.
Согласно Техническому отчету от 24 марта 2019 года на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, изготовленному ООО <данные изъяты>, указанный объект имеет жилое назначение, построен в 1996 году, фактически используется по назначению. Общая площадь по внутреннему контуру (согласно приказу Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года № 90) составляет 56,7 кв.м., общая площадь жилого дома составляет 53,1 кв.м., жилая площадь жилого дома составляет 34,7 кв.м., число этажей надземной части: 2 (л.д. 10-20).
В соответствии с техническим планом здания от 26 апреля 2019 года, составленным ИП ШЮВ, согласно приказу № 90 Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 марта 2016 года площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания. Площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. В площадь этажа включаются площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа. Поэтому площадь жилого здания составляет 56,7 кв.м.
Общая площадь нежилого здания изменилась с 15,4 кв.м. на 56,7 кв.м. относительно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № от 23 апреля 2019 года в результате реконструкции (возведения пристроя Лит. А2, мансарды Лит. А) и включения в общую площадь внутренних перегородок (согласно приказу № 90 Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 марта 2016 года).
Адрес жилого здания не совпадает с адресом земельного участка, в границах которого расположено здание. Жилое здание по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке (кадастровый номер №) по адресу: <адрес>.
В этажность включена мансарда.
Материал наружных стен здания – рубленные из бревен, рубленные из бруса, каркасные утепленные (л.д. 39-45).
07 мая 2019 года истец обратился в администрацию городского округа город Бор Нижегородской области с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 55-57).
Уведомлением от 17 мая 2019 года № администрация городского округа город Бор Нижегородской области сообщила истцу о несоответствии реконструированного жилого дома, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке №, адрес: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям:
Размер отступов от границ земельного участка с кадастровым номером № до объекта капитального строительства не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки городского округа город Бор Нижегородской области. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета Депутатов № 114 от 25 декабря 2012 года, минимальные отступы от границ земельного участка смежных с другими земельными участками до объекта индивидуального жилищного строительства – 3 метра; максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40% (л.д. 61).
Согласно техническому отчету по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленному ООО <данные изъяты>, в ходе обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено следующее:
1. Работы по строительству пристроя выполнены с соблюдением строительных норм и правил, пожарных и санитарных норм.
2. Строительные материалы, использованные при производстве работ в пристрое, соответствуют требованиям строительных норм и правил.
3. Дефектов в несущих строительных конструкциях пристроя и основного здания в результате осмотра не выявлено.
4. Выполненные работы по строительству пристроя не нарушили условий эксплуатации и не внесли значительных изменений в напряженное состояние несущих конструкций жилого дома.
Категория технического состояния строительных конструкций здания, принята как работоспособное в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования» (л.д. 21-38).
В соответствии с дополнительным техническим заключением ООО <данные изъяты>, жилой дом общей площадью 56,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по техническому состоянию пригоден к его безопасной эксплуатации без угрозы жизни и здоровью людей и соответствует нормативным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, принятым на территории РФ.
У суда не имеется оснований не доверять техническому заключению и дополнительному техническому заключению, выполненным ООО <данные изъяты>, поскольку они составлены в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кроме того, в материалах дела имеется выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 14 мая 2019 года №, согласно которой с 01 февраля 2018 года ООО <данные изъяты> имеет право выполнять подготовку проектной документации.
При таких данных, учитывая, что объект недвижимости – жилой дом в реконструированном состоянии правомерно используется истцом в настоящее время, доказательств наличия правопритязаний со стороны третьих лиц на спорный жилой дом материалы дела не содержат, спорный жилой дом по своей конструкции и примененным для его изготовления материалам отвечает предъявляемым к таким сооружениям требованиям, может эксплуатироваться по назначению, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм к жилым строениям, требованиям пожарных норм и электротехнической безопасности, не угрожает здоровью и жизни граждан, суд приходит к выводу о признании за Морозовым А.В. права собственности на жилой дом в реконструированном состоянии.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 56,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░