Дело №
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес>,
ул. <адрес>, 4 ДД.ММ.ГГГГ
Судья Автозаводского районного суда <адрес> Телина Е.Г.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Багаева В.Н., и его представителя ФИО4,
ведущего инспектора № Счетной палаты <адрес> ФИО6,
консультанта отдела правового обеспечения Счетной палаты <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении Багаева Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, который в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся директором государственного казенного учреждения <адрес> «Центр Занятости населения городского округа Тольятти» ( далее, ГБУЗ СО «ЦЗН г.о. Тольятти), зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт №, выдан ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ведущим инспектором Счетной палаты <адрес> ФИО6 в отношении Багаева В.Н., являющегося в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором ГБУЗ СО «ЦЗН г.о. Тольятти был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ, согласно которого, в рамках проведения Счетной палатой <адрес> (далее - Счетная палата) в 2023 на основании пункта 1.43 плана работы Счетной палаты на 2023, пункта 1.5 плана работы Счетной палаты на 2024 контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2022 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда <адрес>, и организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, в рамках региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников» проведена проверка организации предоставления ЦЗН г.о. Тольятти АО «<данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>» субсидий на реализацию региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятия, находящихся под риском увольнения, в соответствии с заключенными соглашениями между центром занятости и работодателем, в ходе которой выявлено:
- в нарушение п. 3.3 Порядка предоставления субсидии на обучение и п. 3.1.2 соглашений о предоставлении субсидии некоторыми работодателями, а именно: ООО «<данные изъяты>» (в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №), АО «<данные изъяты>» (в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №), АО «<данные изъяты>» (в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №), в отдельные договоры, заключаемые с учебными заведениями, не включено положение о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля <адрес> в отношении них проверок, а именно:
1. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 240 000,0 рублей, заключенный между АО «<данные изъяты>» и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Центр «<данные изъяты>».
2. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 96 000,0 рублей, заключенный между АО «<данные изъяты>» и Частным учреждением дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>».
3. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 476 000,0 рублей, заключенный между АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».
4. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 88 000,0 рублей, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>».
5. В договоры от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 32 900,0 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 11 800,0 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 506 000,0 рублей между АО «<данные изъяты>» и ООО «Школа Мастеров».
При этом в нарушение п. 3.3 Порядка предоставления субсидии на обучение и п. 3.1.2 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ЦЗН г.о. Тольятти предоставлена субсидия на организацию профессионального обучения:
- ООО «<данные изъяты>» в размере 80 000 рублей (субсидия перечислена платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №);
- АО «<данные изъяты>» в размере 550 700 рублей (субсидия перечислена платежными поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №);
- АО «<данные изъяты>» в размере 812 000 рублей (субсидия перечислена платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п. 1.12 Устава ЦЗН г.о. Тольятти, утвержденным приказами министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п и министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, непосредственное руководство деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения.
Согласно разделу 4 Устава ЦЗН г.о. Тольятти: директор Учреждения осуществляет свою деятельность на основании заключенного с Министерством трудового договора; директор Учреждения несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Учреждение; директор является распорядителем бюджетных средств, обладает правом подписи финансовых документов, правом заключения государственных контрактов, договоров и соглашений в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 7 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Министерством и директором ЦЗН г.о., директор самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Уставом Учреждения, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.
Отсутствие надлежащего контроля со стороны директора ЦЗН г.о. ФИО3, в проверяемом периоде привело к неправомерному предоставлению средств областного бюджета в общей сумме 1 442 700,0 рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в размере 1 428 273,0 рублей, равном 99,0% общего объема предоставленной субсидии;
за счет средств областного бюджета, за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в размере 14 427,0 рублей, равном 1,0% общего объема предоставленной субсидии.
Срок исковой давности в отношении платежа в размере 812 000 рублей, произведенного платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № истек.
Таким образом, сумма неправомерного предоставления средств областного бюджета уменьшилась и составила 1 322 700,0 рублей.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Багаев В.Н. вину в совершенном правонарушении признал, с протоколом об административном правонарушении согласился, при этом пояснил, что не включение в договор пункта о проведении проверок носит формальный характер и не привело к каким-либо значимым правовым последствия. Он и весь его коллектив за данное нарушение привлечены к дисциплинарной ответственности в виде лишения премии. Он в настоящее время уволился.
Представитель Багаева В.Н. – ФИО4 также просил правонарушение признать малозначительным, поскольку оно носит формальный характер. Две из трех организаций добровольно возместили денежные средства в бюджет, а третья – предоставила дополнительные соглашения, заключенные с третьими лицами от 2022, с внесением необходимого пункта в договор. Кроме того, отсутствие данного пункта в договоре не лишает возможности контролирующие органы проведения соответствующих проверок использования денежных средств, это предусмотрено бюджетным кодексом и не может быть ограничено договором.
Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении - ведущий инспектор № Счетной палаты <адрес> ФИО6 просила привлечь Багаева В.Н., как должностное лицо, к административной ответственности за нарушение порядка и условий предоставления субсидий.
Представитель Счетной палаты <адрес> ФИО5 в судебном заседании пояснила, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным, от АО «<данные изъяты>» на момент проверки не были представлены дополнительные соглашения, о которых ведет ресь представитель Багаева В.Н..
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
Объективная сторона административного право нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда» (далее - Постановление №) утверждены правила предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения.
Согласно п. 6 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании средств областного бюджета, зарезервированных в составе утвержденных <адрес> «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные <адрес> и (или) <адрес>, и об установлении отдельных расходных обязательств <адрес> в 2022 году» (далее - Постановление №) Министерство определено в качестве уполномоченного органа по взаимодействию с Федеральной службой по труду и занятости, включая представление отчетов о расходах бюджета <адрес>, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда <адрес>, и организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, в рамках региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
В целях реализации положений Постановления № и в соответствии с Постановлением № приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-н разработана и утверждена региональная программа по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, в <адрес> в 2022 году (далее - Программа). Согласно условиям Программы мероприятием является организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения (далее - Мероприятие).
Согласно п. 6.1.1. Соглашения с Рострудом от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении иного межбюджетного трансферта (далее - ИМТ), имеющего целевое назначение, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, на который возлагаются функции по исполнению Соглашения в части реализации региональной Программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, за счет средств резервного фонда Правительства РФ.
Согласно условиям раздела 9 Программы уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, ответственным за реализацию Мероприятия Программы, определено министерство, которое осуществляет общий контроль за ходом реализации Программы и организацию выполнения Мероприятия Программы.
В соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и ведомственной структурой согласно приложению 3 к <адрес> от 01.12.2021№-ГД «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», министерство является главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
В соответствии с Постановлением № к расходным обязательствам <адрес> в 2022 году относится предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях реализации региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, которая включает в себя мероприятие по финансовому обеспечению затрат на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников. Финансовое обеспечение расходных обязательств <адрес>, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением №, при предоставлении иных межбюджетных трансфертов казенные учреждения, являющиеся государственными учреждениями службы занятости населения субъекта РФ, которым как получателям бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, вправе осуществлять заключение договоров (соглашений) о предоставлении таких субсидий в 2022 году в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях финансового обеспечения затрат на выполнение Мероприятия министерством разработан и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок предоставления в 2022 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях финансового обеспечения затрат на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников (далее - Порядок предоставления субсидии на обучение), в соответствии с которым организацию реализации Мероприятия Программы осуществляют подведомственные министерству государственные казенные учреждения <адрес> центры занятости населения городских округов и муниципальных районов <адрес> (далее - центры занятости): проведение отбора получателей субсидии, заключение соглашений на предоставление субсидии, предоставление субсидии в рамках заключенных соглашений, осуществление контроля (мониторинга) за соблюдением условий, порядка предоставления субсидии и условий соглашения.
В соответствии с п. 1.3 Порядка субсидии предоставляются подведомственными министерству распорядителями средств областного бюджета - центрами занятости в пределах доведенных до них министерством лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий.
Таким образом, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ центры занятости являются получателями бюджетных средств, а именно находящимися в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенными учреждениями, имеющими право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Общие требования к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, регламентированы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим представление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» (далее - Постановление №).
Требованиями подпункта «в» п. 3 Постановления № установлено, что в нормативных правовых актах указывается наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или организации, осуществляющих функции главного распорядителя бюджетных средств, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств).
Таким образом, центры занятости в соответствии с требованиями Постановления № являются главными распорядителями как получателями бюджетных средств на предоставление субсидий.
Принимая во внимание положения ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 Правил предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъекта РФ, п. 1.3 Порядка предоставления субсидий, п. 3 Постановления №, центры занятости, действующие от имени публично-правового образования <адрес>, осуществляют функции главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с п. 1.12 Устава ЦЗН г.о. Тольятти, утвержденным приказами министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п и министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав ЦЗН г.о. Тольятти), непосредственное руководство деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения.
Согласно разделу 4 Устава ЦЗН г.о. Тольятти: директор Учреждения осуществляет свою деятельность на основании заключенного с Министерством трудового договора; директор Учреждения несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Учреждение; директор является распорядителем бюджетных средств, обладает правом подписи финансовых документов, правом заключения государственных контрактов, договоров и соглашений в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 7 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Министерством и директором ЦЗН г.о. Тольятти (далее - трудовой договор), директор самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Уставом Учреждения, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.
При этом, согласно п. 9 трудового договора директор обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес>, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, трудового договора, обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств Учреждения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором ЦЗН г.о. Тольятти являлся Багаев В.Н..
Согласно п. 1.4 Порядка предоставления субсидии на обучение субсидии предоставляются в целях реализации региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения в 2022 году.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления субсидии на обучение и п. 3.1.2 соглашений о предоставлении субсидии условием предоставления субсидии является включение в договоры (соглашения), заключаемые работодателем в целях исполнения обязательств по соглашению (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично- правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), положения о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля <адрес> в отношении них проверок.
В соответствии с требованиями пп. 3.4, 3.5 Порядка предоставления субсидии на обучение субсидии предоставляются в следующем порядке:
- авансовый платеж в объеме 50% от размера планируемых затрат на основании представленных документов;
- окончательный расчет не позднее 15 рабочих дней после завершения работниками профессионального обучения и (или) дополнительного профессионального образования, но не позднее 25 декабря текущего финансового года.
Из материалов дела следует, что в рамках контрольного мероприятия проведена проверка организации предоставления Центром занятости населения г.о. Тольятти (далее - ЦЗН г.о. Тольятти, Учреждение) АО «<данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>» субсидий на реализацию региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятия, находящихся под риском увольнения, в соответствии с заключенными соглашениями между центром занятости и работодателем.
В нарушение п. 3.3 Порядка предоставления субсидии на обучение и п. 3.1.2 соглашений о предоставлении субсидии некоторыми работодателями, а именно ООО «<данные изъяты>» (в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №), АО «<данные изъяты>» (в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №), АО «<данные изъяты>» (в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №), в отдельные договоры, заключаемые с учебными заведениями, не включено положение о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля <адрес> в отношении них проверок, а именно:
1. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 240 000,0 рублей, заключенный между АО «<данные изъяты>» и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Центр «<данные изъяты>».
2. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 96 000,0 рублей, заключенный между АО «<данные изъяты>» и Частным учреждением дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>».
3. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 476 000,0 рублей, заключенный между АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».
4. В договор от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 88 000,0 рублей, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>».
5. В договоры от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 32 900,0 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ № КО-№ на сумму 11 800,0 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ № № на сумму 506 000,0 рублей между АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».
При этом в нарушение п. 3.3 Порядка предоставления субсидии на обучение и п. 3.1.2 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ЦЗН г.о. Тольятти предоставлена субсидия на организацию профессионального обучения:
- ООО «<данные изъяты>» в размере 80 000,0 рублей (субсидия перечислена платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №);
- АО «<данные изъяты>» в размере 550 700,0 рублей (субсидия перечислена платежными поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №);
- АО «<данные изъяты>» в размере 812 000,0 рублей (субсидия перечислена платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №), № от ДД.ММ.ГГГГ (приказ ЦЗН г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, отсутствие надлежащего контроля со стороны директора ЦЗН г.о. ФИО3, в проверяемом периоде привело к неправомерному предоставлению средств областного бюджета в общей сумме 1 442 700,0 рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в размере 1 428 273.0 рублей, равном 99,0% общего объема предоставленной субсидии;
за счет средств областного бюджета, за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в размере 14 427,0 рублей, равном 1,0% общего объема предоставленной субсидии.
Срок исковой давности в отношении платежа в размере 812 000 тыс. рублей произведенного платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № истек.
Таким образом, по результатам проверки установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Сумма неправомерного предоставления средств областного бюджета составила 1 322 700 рублей.
Учитывая, что по результатам проверки установлены нарушения главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, ДД.ММ.ГГГГ ведущим инспектором Счетной палаты <адрес> ФИО6 в отношении Багаева В.Н., который в проверяемый период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) являлся директором ЦЗН г.о. Тольятти, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Вина Багаева В.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП, подтверждается собранными по делу доказательствами:
протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ; распоряжение о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ №; выпиской из отчета Счетной палаты <адрес> о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования областного бюджета, выделенных ы 2022 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда <адрес>, и организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников в рамках региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введения режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников» (утвержден решением коллегии Счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; копией Устава ГКУ СО «ЦЗН г.о. Тольятти», утверждённым приказом министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; копией договора № Р-042/22G на оказание платных образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ЧУ ДПО «<данные изъяты>», копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в 2022 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам( за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям- производителям товаров, работ и услуг в целях финансового обеспечения затрат на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников» (далее – копия приказа), копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения №; копией договора № на оказание образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>, копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора № об образовательных услугах от ДД.ММ.ГГГГ ЧОУ ДПО Центр «<данные изъяты>»; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора № об оказании платных образовательных услуг на обучение персонала от ДД.ММ.ГГГГ ЧОУ ДПО <данные изъяты>»; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора № № об оказании образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Школа мастеров»; копией договора № КО -220627/2 об оказании образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Школа мастеров»; копией договора № №; об оказании образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Школа мастеров»; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией соглашения о предоставление иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету <адрес> в целях со финансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при реализации региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; копией соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения) и индивидуальному предпринимателю- производителю товаров, работ и услуг в целях финансового обеспечения затрат на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников» от ДД.ММ.ГГГГ №; заявлением Багаева В.Н. об извещении о дате и месте составления протокола с ходатайством составить и подписать протокол без его участия; письменными пояснениями Багаева В.Н..
Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными сотрудниками, в своей совокупности являются достаточными для объективного вывода о виновности Багаева В.Н. в совершении административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для разрешения дела, в протоколе отражены.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, в том числе руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Исследовав все обстоятельства совершенного административного правонарушения, судья считает вину должностного лица Багаева В.Н. установленной и доказанной, и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Указанный вывод судьи основывается на исследованных доказательствах, которые у судьи сомнений не вызывают, так как никаких нарушений при их получении, судом не установлено.
При назначении наказания судья, в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение виновного, наличие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также исключающих производство по делу, судьей не установлено.
Санкция ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Принимая во внимание изложенное, с учётом характера и тяжести совершённого административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о возможности назначения Багаеву В.Н. наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, что, по мнению суда, будет являться справедливым наказанием и послужит необходимой и достаточной мерой для предупреждения совершения им вновь подобных административных правонарушений.
Оснований для назначения должностному лицу максимально строгого наказания, с учетом вышеизложенного, суд не усматривает.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба, административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, вне зависимости от наступления вредных последствий либо причинения вреда.
В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не усматриваю. Характер совершенного правонарушения, которое посягает на целевое использование бюджетных средств, допущенное неправомерное расходование средств бюджета не позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного Багаевым В.Н. административного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к публично-правовым обязанностям, которые возложены на него законодательством, повлекшем неправомерное расходование средств бюджета ввиду несоблюдения условий предоставления субсидий.
Также не имеется оснований для применения положений ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, поскольку минимальный размер административного штрафа для должностных лиц, установленный санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ менее пятидесяти тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – директора ГБУЗ СО «ЦЗН г.о. Тольятти Багаева Владимира Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Назначение платежа: Административные штрафы, установленные главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Автозаводский районный суд <адрес>.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> в течение 10 суток с момента получения (вручения) копии постановления.
Судья Е.<адрес>