Дело №12-19/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 июля 2023 года п. Чернышевск
Судья Чернышевского районного суда Забайкальского края Силяева И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ерохина В.А. на постановление заместителя министра финансов Забайкальского края № 11-1-8 от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении врио главы городского поселения «Чернышевское» Ерохина В.А.,
установил:
19 мая 2023 года постановлением заместителя министра финансов Забайкальского края № 11-1-8 Голышевой А.А. врио главы городского поселения «Чернышевское» Ерохин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Ерохин В.А. обратился в Чернышевский районный суд Забайкальского края с жалобой, в которой просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения (действие лица в состоянии крайней необходимости).
В обоснование жалобы Ерохин В.А. указал на следующее. 22 июня 2022 года между администрацией городского поселения «Чернышевское» и ИП ИАГ был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по демонтажу аварийного жилья, пострадавшего в результате наводнения, и уборке строительного мусора по адресу <адрес>. В результате паводковых явлений 2021 года дом по указанному адресу был подтоплен, в результате чего признан аварийным. Граждане, получив выплаты на приобретение жилья взамен утраченного в результате ЧС, были расселены из аварийного дома, жильцы, которым выплаты не были определены, остались проживать в доме. Квартиры подвергались мародерству, демонтировались окна и двери, разбирались кирпичные печи, в связи с чем пребывание в таком доме стало опасным. С целью предотвращения чрезвычайных происшествий, 30 мая 2022 года заместителем Губернатора Забайкальского края Костенко А.И. дано поручение в срок до 10.06.2022 года обеспечить снос домов, признанных аварийными. 01 июня 2022 года исполняя поручение Костенко А.И. проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Чернышевский район». Согласно протоколу заседания № 8 принято решение о расселении граждан проживающих в аварийном жилье, а также о проведении работ по сносу аварийных домов. В принятии данного решения комиссия руководствовалась наличием опасности, непосредственно угрожающей детям и другим жителям п. Чернышевск. При наличии обстоятельств, вызванных чрезвычайной ситуацией, с целью немедленного устранения опасности, администрацией городского поселения «Чернышевское» был заключен муниципальный контракт на проведение работ по сносу аварийного дома. Поскольку проведение работ по сносу аварийного дома являлось обстоятельством нетерпящим отлагательств, работы были проведены без письменного заключения контракта, который был сформирован после фактической приемки работ. Действуя в интересах граждан, с целью максимального снижения размеров ущерба и потерь, комиссией было принято решение об организации работ, связанных со сносом аварийного жилья. Отмечает, что в работе указанной комиссии также принимал участие заместитель прокурора Шведко А.В., который знал о том, что контракт на выполнение работ будет заключаться без выделенных на то лимитов бюджетных обязательств. Данный факт подтверждается вторым пунктом решения комиссии КЧС о понуждении администрации муниципального района «Чернышевский район» провести работы по привлечению бюджетных ассигнований из средств бюджета Забайкальского края, при этом каких-либо нарушений законодательства в указанных действиях он не видел, возражений и замечаний не оглашал. Учитывая срочный характер, муниципальный контракт № от 22.06.2022 года на выполнение работ по демонтажу аварийного жилья был заключен без утвержденных на то лимитов бюджетных обязательств. Полагает, что изыскание лимитов бюджетных обязательств и источников их финансирования для заключения контракта, а также внесение изменений в соответствующий бюджет, привело бы к преступному бездействию, поскольку потребовало бы затрат времени. Указывает, что согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя одного из обстоятельств, в том числе действие лица в состоянии крайней необходимости. По результатам прокурорской проверки установлено, что муниципальный контракт № 2-ЧС от 22.06.2022 года с ИП ИАГ заключен с нарушением п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, однако при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа, обстоятельства выполнения работ и заключения контракта в режиме чрезвычайной ситуации не были приняты во внимание. Полагает, что действия должностных лиц, направленных на устранение опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, или других лиц, а также охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращаемый вред не является административным правонарушением. Таким образом полагает, что с учетом норм действующего законодательства, заключение муниципального контракта на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций без выделенных на то лимитов бюджетных обязательств, является обстоятельством, исключающим состав административного правонарушения. Указывает, что на рассмотрении постановления заместителя прокурора Чернышевского района Забайкальского края Шведко А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.03.2003 года в Министерстве финансов Забайкальского края присутствовал лично. Им также были представлены письменные объяснения, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, однако указанные объяснения не были приобщены к материалам дела, что является существенным нарушением прав и законных интересов. В постановлении о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении № от 19.05.2023 года, заместитель министра финансов Забайкальского края Голышева А.А. указала, что на рассмотрении дела об административном правонарушении не присутствовал, ходатайств и пояснений не представлял.
Ерохин В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что созвать Совет городского поселения «Чернышевское» для перераспределения денежных средств бюджета он не успел, поскольку в июле не было бы кворума ввиду нахождения в отпусках, в августе 2022 года он сам ушел в отпуск, а в последующем выборы на должность главы проиграл. Если бы он и далее исполнял обязанности главы городского поселения, то до конца года решил бы вопрос с задолженностью перед индивидуальным предпринимателем. Безотлагательный снос аварийного жилья был наименее затратным решением, поскольку принятие иных мер к обеспечению безопасности, в том числе, установка ограждений, выставление охраны, обошлось бы администрации гораздо дороже, и денежных средств для этих целей также не было предусмотрено.
Заместитель министра финансов Забайкальского края Чикичева С.Ю. в представленных в суд возражениях, полагает жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, поскольку доводы жалобы о возникновении по делу состояния крайней необходимости относятся к сложившейся в п.Чернышевск чрезвычайной ситуации, связанной со сносом аварийного дома, и не освобождают виновное лицо от административной ответственности. Доказательств тому, что указанные работы не могли быть выполнены без нарушения установленных требований бюджетного законодательства, необходимость в проведении указанных работ не могла быть устранена иными средствами кроме как заключение контракта в отсутствие на то лимитов бюджетных обязательств, не представлено. Работы по контракту не были оплачены в полном объеме в течение длительного периода времени. Объяснения Ерохина В.А. от 19 мая 2023 года было приобщено к материалам дела и рассмотрено. Данное объяснение не повлияло на выводы о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района от 01 июня 2022 года № 8 носит рекомендательный характер, в протоколе отсутствуют адреса аварийных домов, по которым рекомендовано провести работы по сносу, документы о признании аварийным дома, расположенного по адресу: п.Чернышевск, ул.Чернышевская, д.12 к объяснениям и жалобе не представлены. Министерством вынесено определение от 06 июня 2023 года об исправлении описки в постановлении о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении от 19 мая 2023 года №11-1-8, согласно которому в установочной части допущена описка о том, что Ерохин В.А. на рассмотрении дела не присутствовал.
Прокурор Шведко А.В. в удовлетворении жалобы должностного лица просил отказать, полагая постановление о привлечении к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ законным и обоснованным. Крайней необходимости в действиях должностного лица не было, иных мер для решения возникших вопросов в том числе по обеспечению безопасности ввиду аварийности жилых домов им не предпринималось, доказательств попыток иным способом решить возникшие проблемы Ерохиным В.А. не представлено. Прокурор присутствовал на заседании комиссии КЧС, при этом конкретных требований по сносу жилых домов, признанных аварийными, без доведения на эти цели лимитов бюджетных ассигнований перед главой городского поселения не ставилось.
Изучив материалы административного производства, жалобу и возражения на неё, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
В силу п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений п.11 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления (муниципальные органы) распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные указанной статьей названного Кодекса, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
В соответствии с п.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу п.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Из материалов дела следует, что согласно решению Совета городского поселения «Чернышевское» от 2021 года потребность и проект бюджета по расходам на 2022 год на цели, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций на 2022 год, выделено 125 000 руб., на проведение восстановительных работ финансирование не предусмотрено. 10 июня 2022 года врио главы городского поселения «Чернышевское» Ерохин В.А. принял бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов, заключив муниципальный контракт № № с ИП ИАГ на сумму 1 788 897,60 руб. для выполнения работ по демонтажу аварийного жилья пострадавшего в результате наводнения и уборке строительного мусора по адресу: п.Чернышевск, ул.Чернышевская д.12.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ерохина В.А. к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценив по правилам ст.26.11 КоАП РФ судья находит относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Соблюдение норм бюджетного законодательства органом местного самоуправления муниципального образования входит в полномочия его главы, обязанности которого временно исполнял Ерохин В.А.
Доводы Ерохина В.А. о его действиях во исполнение решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района от 01 июня 2022 года, согласно которому рекомендовано провести работу по сносу аварийных домов, пострадавших в результате паводков в 2021 году, не свидетельствуют о наличии крайней необходимости.
Крайней необходимостью признается причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, действия признаются совершенными в состоянии крайней необходимости при одновременном наличии следующих обстоятельств: - причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности; - опасность должна непосредственно угрожать личности, правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества или государства; - опасность не могла быть устранена иными средствами;- причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Указанные обстоятельства, составляющие необходимую совокупность для крайней необходимости, по делу не установлены.
Доводы жалобы о возникновении по делу состояния крайней необходимости в основном относятся к наличию в городском поселении «Чернышевское» сложившейся чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением жилых домов вследствие обильных осадков в виде дождя и выхода грунтовых вод на поверхность. При этом доказательств тому, что работы по сносу аварийных домов, пострадавших в результате паводков в 2021 году при возложении на администрацию муниципального района «Чернышевский район» обязанностей провести работу по привлечению бюджетных ассигнований из средств бюджета Забайкальского края для реализации работ по сносу аварийных домов, носили безотлагательный характер, и не могли быть выполнены без нарушения установленных требований бюджетного законодательства, о невозможности изыскания денежных средств для своевременной оплаты выполненных работ по заключенному контракту, не представлено.
Следует также отметить, контракт был заключен уже после выполнения работ, работы по контракту не были оплачены в полном объеме в течение длительного периода времени, задолженность взыскана на основании судебных решений. Необходимые изменения в бюджет района не внесены ни к моменту возникновения у муниципального заказчика обязанности оплатить выполненные работы, ни в последующем.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, нельзя сделать вывод о том, что возникшая вследствие чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования необходимость в сносе аварийных жилых домов не могла быть устранена иными средствами, чем сверхлимитное принятие бюджетных обязательств, без причинения существенного вреда интересам исполнителя муниципального контракта.
Доводы лица, привлеченного к административной ответственности о непринятии во внимание и не приобщении к материалам дела его письменных объяснений, суд находит несостоятельными, поскольку данные объяснения имеются в материалах дела и учтены должностным лицом (в том числе с учетом определения от 06.06.2023 об исправлении описки) при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, не могут являться основанием для освобождения Ерохина В.А. от административной ответственности, его доводы о том, что он планировал рассчитаться по заключенным им контрактам до конца года при одержании победы на выборах, и не урегулировании вновь назначенным главой городского поселения «Чернышевское» указанных вопросов.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены верно.
Порядок и срок давности привлечения Ерохина В.А. к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции ст.15.15.10 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.4-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 19 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №11-1-8, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 15.15.10 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░