УИД 74RS0045-01-2024-000011-33
Дело № 2-141/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года г. Южноуральск
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,
с участием прокурора Головановой А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Дворянчиковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Южноуральска Челябинской области в интересах Михеева А. А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница <адрес>», Министерству здравоохранения Челябинской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Южноуральск Челябинской области в интересах Михеева А.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница г. Южноуральск» (далее - ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск»), Министерству здравоохранения Челябинской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного средства «Трипторелин» 3,75 мг в сумме 5 514 рублей.
В обоснование требований указал, что ответчиками не выполнена установленная законом обязанность по обеспечению Михеева А.А., страдающего онкологическим заболеванием и являющегося федеральным льготником, указанным лекарственным средством, выписанным ему по рецепту врача, вследствие чего Михеев А.А. был вынужден приобрести лекарственный препарат за счет собственных средств с целью продолжения лечения.
Иск предъявлен прокурором в защиту социальных прав Михеева А.А.
В судебном заседании прокурор Голованова А.А., истец Михеев А.А. доводы и требования иска поддержали.
Представитель ответчика - ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск» ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что больница несвоевременно направила заявку на лекарственный препарат, выписанный истцу врачом, что привело к тому, что пациент в ноябре 2023 года не был своевременно обеспечен лекарственным препаратом.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области участия в судебном заседании не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, указав, что истеец был обеспечен лекарственным препаратом МНН «Трипторелин» лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного и подкожного введения с пролонгированным высвобождением, 11,25 мг, в количестве 1 упаковки на основании заявки ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск». Доказательств того, что истец понес убытки в результате неправомерных действий Министерства, не представлено. (л.д. 67-68)
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2, 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статья 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 5.1 данного федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, что следует из части 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
В статье 29 данного Федерального закона указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 1 и часть 2 статьи 43 названного закона).Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, онкологические заболевания.
Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Михеев А.А. включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В связи с чем он имеет право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению медицинским изделиями по федеральной льготе.
Михеев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете врача-онколога с диагнозом <данные изъяты>», является инвалидом 3 группы. Рецептом врача-онколога ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск» Михееву А.А. назначен лекарственный препарат <данные изъяты> (л.д.9).
Стандарт медицинской помощи взрослым при раке предстательной железы (диагностика и лечение), утв. Приказом Минздрава России от 08 февраля 2022 года № 63н, включает в перечень медицинских препаратов, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей препарат Трипторелин.
Таким образом, Михеев А.А. должен был быть обеспечен указанным препаратом бесплатно.
Из материалов дела, объяснений представителя ответчика следует, что в связи с несвоевременным направлением ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск» персонифицированной заявки на предоставление препарата в Министерство здравоохранения Челябинской области, лекарственный препарат был выдан истцу только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в период с 23 ноября по ДД.ММ.ГГГГ Михеев А.А. не был обеспечен препаратом и в целях продолжения лечения пробрел его за вой счет, понеся расходы в сумме 5 514 рублей, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 данной статьи).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 данной статьи).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
По смыслу данного положения закона для возложения гражданско-правовой ответственности установлению и оценки подлежит противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Учитывая, что убытки в размере 5 514 рублей причинены Михееву А.А. в результате противоправных виновных действий ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск», не подавшей своевременно персонифицированную заявку в Министерство здравоохранения Челябинской области, обязанность по возмещению расходов истца на приобретение лекарственного средства должна быть возложена на ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск». В иске к Министерству здравоохранения Челябинской области прокурору, действующему в интересах Михеева А.А., следует отказать, поскольку министерство прав Михеева А.А. не нарушало, не совершало не допускало действий или бездействия, находящихся в причинно-следственной связи с возникновением у Михеева А.А. убытков.
На основании статьи 103 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск» в доход местного бюджета Южноуральского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Южноуральска Челябинской области в интересах Михеева А. А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница г. Южноуральск» удовлетворить.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Южноуральск» (ИНН 7424000159) в пользу Михеева А. А. (паспорт №) расходы на приобретение лекарственного средства в размере 5 514 рублей.
В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Челябинской области прокурору г. Южноуральска Челябинской области в интересах Михеева А. А. отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Южноуральск» (ИНН 7424000159) в доход бюджета Южноуральского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Южноуральский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Черепанова
Мотивированное решение составлено 03 апреля 2024 года
Судья О.Ю. Черепанова