Судья: Гильманов Р.Р. адм. дело N 33А-10108/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б. и Неугодникова В.Н.,
при секретаре Середкиной О.А.,
с участием прокурора Семдяновой Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3831/2020 по апелляционной жалобе Брюхова С.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 г., которым отказано в удовлетворении административного иска Брюхова С.А. о признании незаконным и подлежащим отмене решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 5 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 10 августа 2020 г. N 46/06 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Брюхова Станислава Андреевича, выдвинутого избирательным объединением Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по одномандатному округу N 5.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Брюхова С.А. – Белавина А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 - Терентьева С.А., относительно удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора Самарской областной прокуратуры Семдяновой Я.Ю., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
установила:
решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 23 июня 2020 г. N 197 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Согласно итоговому протоколу проверки представленных Брюховым С.А. подписных листов от 09 августа 2020 г. 11 подписей избирателей признаны недействительными, поскольку они получены с нарушениями требований подпунктов «а», «в», «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва (далее – ТИК N 5) от 10 августа 2020 г. N 46/06 отказано в регистрации кандидата в депутаты Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 5 Брюхову С.А., выдвинутого избирательным объединением Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Брюхов С.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 10 августа 2020 г. N 46/06 об отказе в регистрации его кандидатом.
Заявленные требования мотивировал тем, что законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты не имелось, поскольку все подписи в поддержку его выдвижения вносились в соответствии с данными паспортов избирателей.
Ссылаясь на то, что отказ в регистрации нарушает его права, Брюхов С.А. просил административное исковое заявление удовлетворить.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 г. исковые требования Брюхова С.А. о признании незаконным и подлежащим отмене решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 5 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 10 августа 2020 г. N 46/06 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Брюхова Станислава Андреевича, выдвинутого избирательным объединением Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по одномандатному округу N 5 – оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Брюхов С.А. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым требования Брюхова С.А. удовлетворить.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 1 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда приведенным требованиям отвечает.
Частью 2 статьи 239 КАС РФ предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лицах, политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей, иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Согласно пункту 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.
В силу подпунктов «а», «в», «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются:
подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исследовав представленные доказательства, проанализировав избирательное законодательство, пришел к правильному выводу о том, что у ТИК N 5 имелись основания установленные в пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД для вынесения 10 августа 2020 г. решения N 46/06 об отказе в регистрации кандидатом Брюхова С.А.
Как следует из материалов административного дела, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 5 Брюхов С.А., выдвинутый избирательным объединением Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», 02 августа 2020 г. представил в ТИК N 5 подписные листы с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, всего было представлено 24 подписи на 5 листах в 1 папке.
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области № 20/08 от 27 июня 2020 «О количестве подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатным избирательным округам с 1 – 25» для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 5 необходимо 18 подписей, максимальное количество подписей избирателей, которое можно представить для регистрации – 22.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом, от 09 августа 2020 г., 11 подписей, содержащихся в подписных листах 1, 2, 3, 4, 5 были признаны недействительными, по подп. «а», «в», «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы административного ответчика в отношении недействительности вышеуказанных подписей подтверждаются материалами дела, в том числе заключением эксперта 4 отделения (Октябрьский район) ЭКО Управления МВД России по г. Самара по проверке подписных листов № 4/77 от 06 августа 2020 г. и, административным истцом не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что достоверными являются только 13 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Самарской области от 21.12.2019 № 142 – ГД является недостаточным для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 5 от 10 августа 2020 г. № 46/06 об отказе в регистрации кандидата Брюхова С.А. незаконным.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у коллегии не имеется, поскольку ответственность за представление документов, необходимых для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие представляемых документов требованиям избирательного законодательства возлагается на кандидата, избирательное объединение, при принятии оспариваемого решения ТИК N 5 нарушений законодательства о выборах и референдумах не допущено, соответственно для принятия указанного в части 1 статьи 244 КАС РФ решения не имеется.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Брюхова С.А. – без удовлетворения
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 02 сентября 2020 г.
Председательствующий –
Судьи -