Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-74/2023 от 20.07.2023

Дело № 12-74/2021

УИД 76RS0021-01-2021-000761-24

Р Е Ш Е Н И Е

27 октября 2021 года г. Тутаев Ярославской области

Судья Тутаевского городского суда Ярославской области Погодина Н.М., при секретаре Матвеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Романенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Романенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И.Менделеева», привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Из постановления следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И.Менделеева», при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте негативного воздействия на окружающую среду с кодом (категория риска – чрезвычайно высокий риск, категория объекта – I), расположенном по адресу: <адрес>, действия по отнесению отходов: спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами; тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (металлические бочки); обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более), отходы, соответствующие IV классу опасности, отобранные в рамках проверки в цехе нефтепереработки – к конкретному классу опасности не отнесены, паспорта на указанные виды отходов на предприятии отсутствуют. Нарушены требования статьи 14 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89 –ФЗ « Об отходах производства и потребления». ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И.Менделеева», своим действием (бездействием) на объекте НВОС с кодом допустило несоблюдение требований природоохранного законодательства РФ, в части неисполнения обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности, что является административным правонарушением, состав которого определяется ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.

С указанным постановлением ОАО «ЯНПЗ им. Менделеева» не согласно, подало в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, считает его незаконным. В случае признания вины юридического лица – установить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального. В жалобе приведены доводы о том, что ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» признано решением Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельным и открыто конкурсное производство. По результатам проведения собрания кредиторов решено продолжить ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с учетом положения Закона о банкротстве, поскольку это единственный возможный источник для покрытия расходов по содержанию штата, сохранности оборудования, недопущения экологической катастрофы. Общество находится в тяжелом финансовом положении, по данным бухгалтерского учета на ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность Общества составляла <данные изъяты>, в реестр требований кредиторов Общества включены требования на общую сумму <данные изъяты>. Выполнение мероприятий, способствующих устранение выявленных нарушений, повлечет возникновение у Общества значительных финансовых и организационных затрат. С учетом того, что Общество находится в процедуре банкротства, стоимость указанных мероприятий для Общества является значительной. Помимо этого, учитывая, что подобные расходы Законом о банкротстве отнесены к текущим платежам 5-й очереди, их оплата может быть произведена только после полной оплаты всех ранее включенных в Реестр платежей. Таким образом, неплатежеспособность Общества является основной причиной невозможности провести в настоящее время и в полном объеме указанные мероприятия.

Тем самым заявитель полагает, что в нарушении, указанном в постановлении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Романенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют признаки вины и противоправности деяния ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева».

В судебном заседании представитель ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» не явился. О дне и времени его проведения был извещен своевременно и надлежащим образом. Причин неявки суду не сообщил.

Представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился. Согласно письменного отзыва, просил отказать в удовлетворении жалобы и рассмотреть ее в отсутствие представителя.

Проверив доводы жалобы, законность и обоснованность вынесенного постановления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте с кодом (категория риска – чрезвычайно высокий риск, категория объекта – I), расположенном по адресу: <адрес>, в результате которой образуются отходы производства и потребления.

Согласно Акта проверки Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр территорий подразделений ОАО « ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева».

В ходе осмотра цеха нефтепереработки (установка ЭЛОУ-АВТ) на площадке металлолома, установлен факт накопления на площадке металлических бочек, загрязненных нефтепродуктами. В состав Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , входят отходы: тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) или тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) – III и IV классов опасности соответственно. Паспорт у предприятия на данный отход отсутствует. При проведении осмотра данной площадки ДД.ММ.ГГГГ, рядом с металлоломом зафиксировано присутствие навала отхода, происхождение которого выяснить в ходе осмотра не представилось возможным, в виду присутствия большого объема снежной массы. Специалистами Ярославского филиала «ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО» отобрана проба данного отхода, для определения класса опасности и содержания нефтепродуктов.

При осмотре территории товарно-сырьевого цеха ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено присутствие отхода – по паспорту предприятия – обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и менее) в металлических бочках. ДД.ММ.ГГГГ специалистом Ярославского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобрана проба данного отхода для определения класса опасности и морфологического состава.

В операторной насосной железнодорожного участка установлено накопление отходов ТКО в полиэтиленовом мешке, в котором зафиксировано присутствие детали спецодежды в виде перчатки, загрязненной нефтепродуктами. В состав Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , входят отходы: спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) – IV и III классов опасности соответственно Паспорт на данный вид у предприятия отсутствует.

Согласно заключению Ярославского филиала «ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам проведения лабораторных исследований И-15/ГЗ от ДД.ММ.ГГГГ, отобранный в рамках проверки отход – обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами, содержит нефтепродукты в количестве 43,8 %. Водная вытяжка отхода обладает острой токсичностью. Безвредная кратность разбавления в 1000 раз, что соответствует отходу 3 класса опасности. Паспорт на данный вид отхода у предприятия отсутствует.

Согласно заключению Ярославского филиала «ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО», отобранный в рамках проверки отход неизвестно происхождения (отход нефтепереработки), содержит нефтепродукты в количестве 20,2 %. Водная вытяжка отхода обладает острой токсичностью. Безвредная кратность разбавления в 100 раз, что соответствуют 4 классу опасности отхода. Паспорт на данный вид отхода у предприятия отсутствует.

Согласно заключению Ярославского филиала «ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО», отобранный в рамках проверки отход неизвестно происхождения (отход нефтепереработки), содержит нефтепродукты в количестве 18,6 %. Водная вытяжка отхода обладает острой токсичностью. Безвредная кратность разбавления в 100 раз, что соответствуют 4 классу опасности отхода. Паспорт на данный вид отхода у предприятия отсутствует.

ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» указанные в постановлении факты, факт нахождения на предприятии указанных видов отходов и отсутствия на них паспортов не оспаривается..

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к обращению с отходами производства и потребления. В соответствии со ст. 14 данного закона, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов к I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации ст. 14 Закона № 89-ФЗ Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности. Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно данному порядку, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I-IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I-IV классов, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ . При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Таким образом, административным органом подтверждены факты неисполнения ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности.

Обстоятельства совершения ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фото-, видеоматериалами, другими материалами дела.

Нарушений закона при получении доказательств не допущено, оснований не доверять им не имеется. Указанные доказательства при вынесении постановления получили оценку на предмет недопустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях (бездействии) ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ АОА «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство, с ДД.ММ.ГГГГ Общество находится в стадии ликвидации. Определением Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ срок конкурсного производства продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе охрана окружающей среды, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ч.1 ст. 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Следовательно, возбуждение в отношении юридического лица, совершившего административное правонарушение, дела о его несостоятельности (банкротстве) и открытие в отношении такого должника конкурсного производства не влияют на привлечение такого юридического лица к административной ответственности. Открытие в отношении должника конкурсного производства и предусмотренный Законом о банкротстве порядок удовлетворения требований кредиторов не освобождают Общество от исполнения обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности при ведении хозяйственной деятельности и не свидетельствуют об отсутствии вины Общества в совершенном правонарушении. Кроме того, очередность погашения юридическим лицом задолженности по обязательным и текущим платежам в предмет административного производства по делу не входит, что не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и не свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения, вмененного ОАО «ЯНПЗ им. Менделеева».

В связи с изложенным, доводы жалобы, о невыполнении обязанностей по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности, для подтверждения такого отнесения, или составлению паспортов отходов I-V классов опасности, в связи с неплатежеспособностью Общества, являются несостоятельными.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, судом не установлено.

Вместе с тем, имеются основания для изменения оспариваемого постановления административного органа, в части назначенного наказания.

В силу ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафов для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, назначенное предприятию административное наказание в виде штрафа в сумме 200000 рублей, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, в связи с его несостоятельностью (банкротством), может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению путем снижения назначенного ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Романенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, изменить: размер назначенного ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» административного штрафа снизить с 200000 рублей до 100000 рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения его копии в Ярославский областной суд, путем подачи жалобы через Тутаевский городской суд.

Судья / Н.М. Погодина/

12-74/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МУП ТМР "ТутаевТеплоЭнерго"
Суд
Тутаевский городской суд Ярославской области
Судья
Погодина Надежда Михайловна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
tutaevsky--jrs.sudrf.ru
20.07.2023Материалы переданы в производство судье
24.07.2023Истребованы материалы
02.08.2023Поступили истребованные материалы
31.08.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.01.2024Вступило в законную силу
24.01.2024Дело оформлено
25.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее