Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2021 года город Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Давыдовой Н.В.,
при секретаре Меркуловой Е.С.,
с участием
помощника прокурора Воловского района Тульской области Прохоровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Богородицкого районного суда Тульской области гражданское дело № 2-872/2021 по иску прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Воловский район Тульской области о возложении обязанности по обеспечению открытости и доступности информации,
у с т а н о в и л:
прокурор Воловского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Воловский район о возложении обязанности по обеспечению открытости и доступности информации, обосновав свои исковые требования следующим.
Прокуратурой Воловского района Тульской области проведена проверка соблюдения органами муниципального контроля требований законодательства «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Администрация МО Воловский район осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципальный лесной контроль.
В нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на официальном сайте МО Воловский район https://volovo.tularegion.ru/ отсутствует раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений.
Отсутствие на официальном сайте раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся объектами проверок в рамках каждого вида муниципального контроля на доступ к информации, а также не способствует профилактике обязательных требований. Бездействие администрации нарушает принцип прозрачности (открытости) для субъектов предпринимательской деятельности.
По указанным выше основаниям прокурор Воловского района Тульской области просил суд: обязать администрацию муниципального образования Воловский район разместить на официальном сайте муниципального образования Воловский район https://volovo.tularegion.ru/ (раздел - деятельность, муниципальный контроль), раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Воловского района Тульской области Прохорова Е.Г. поддержала исковые требования прокурора в полном объёме, просила удовлетворить иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО Воловский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В деле имеется ходатайство главы указанной администрации ФИО5 с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, иск признаёт в полном объёме.
Суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального лесного контроля; осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района. (пп 5,22,29,35).
Как следует из ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 утверждены Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно пп.2,3 Общих требований мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - мероприятия по профилактике нарушений), осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, уполномоченными на осуществление соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.
Программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года.
Разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с настоящим документом и актами об организации профилактической работы.
В соответствии с п. 13 Общих требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.
Согласно п. 14 Общих требований для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов.
В силу п. 15 Общих требований перечень нормативных правовых актов составляется уполномоченным органом по следующей структуре: а) международные договоры Российской Федерации ;б) акты органов Евразийского экономического союза; в) федеральные конституционные законы и федеральные законы; г) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации д) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; е) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; ж) муниципальные правовые акты; з) иные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Общих требований перечни нормативных правовых актов составляются в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации: а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа);б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами; в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечня объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 18 Общих требований перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).
В соответствии с п. 19 Общих требований размещение текстов нормативных правовых актов производится путем указания в перечне нормативных правовых актов ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), а в случае отсутствия на указанном портале текста нормативного правового акта, иного документа - путем указания ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенного на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности органов местного самоуправления, распространяется действие Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно ст.4 Федерального закона №8 - ФЗ от 09.02.2009 года, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В качестве одного из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления статья 6 Федерального закона № 8-ФЗ устанавливает размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Как следует из акта проверки от 30.06.2021 года, заместитель прокурора Воловского района Тульской области провел проверку соблюдения органами муниципального контроля требований законодательства «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ходе проверки установлено, что в нарушение норм законодательсва, на официальном сайте МО Воловский район в сети "Интернет" https://volovo.tularegion.ru/ (раздел - деятельность, муниципальный контроль) отсутствует раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений.
Факт отсутствием на официальном сайте МО Воловский район https://volovo.tularegion.ru/ (раздел - деятельность, муниципальный контроль) отсутствует раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, подтверждается распечаткой с указанного сайта.
Таким образом, бездействие администрации МО Воловский район нарушает принцип прозрачности (открытости) информации для субъектов предпринимательской деятельности. Отсутствие на официальном сайте раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся объектами проверок в рамках каждого вида муниципального контроля на доступ к информации.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Воловский район о возложении обязанности по обеспечению открытости и доступности информации, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ https://volovo.tularegion.ru/ (░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.07.2021 ░░░░.