П Р И Г О В О Р Дело № 1-426/2023
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2023 года г. С м о л е н с к
Заднепровский районный суд города Смоленска Смоленской области РФ в составе: председательствующего судьи Дворянчикова Е.Н., при секретаре Мягченковой А.Н., а также при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паркаевой Н.В., с участием: государственных обвинителей - помощников прокурора Заднепровского района г. Смоленска Листошенковой Ю.С. и Панченко С.В., защитника - адвоката Захаренковой Е.В., подсудимого Марченкова А.А., потерпевшего ФИО, рассмотрев в открытом заседании материалы уголовного дела по обвинению
Марченкова, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <адрес>, зарегистрированного проживающим по адресу: <адрес>, судимости не имеющего,
в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ
у с т а н о в и л :
Марченков виновен в грабеже, - то есть открытом хищении чужого имущества, - совершённом с применением насилия, не опасного для здоровья. Преступление произошло при следующих обстоятельствах.
Марченков 15 мая 2023 года в период времени с 17 часов 00 минут до 19 часов 00 минут (точное время суток в ходе следствия не установлено) совместно с ФИО находились около магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. В том месте Марченков и ФИО распивали спиртные напитки. Во время распития спиртного Марченков решил открыто, с применением насилия, не опасного для здоровья, похитить денежные средства ФИО С этой целью пребывавший тогда в алкогольном опьянении Марченков в момент, когда ФИО пошел в сторону дома, проследовал за потерпевшим. Марченков догнал ФИО около <адрес> и внезапно для потерпевшего с целью грабежа последовательно нанес ФИО не менее двух ударов в область головы, от которых ФИО упал на землю. Затем Марченков открыто забрал находившиеся в правом кармане надетых на потерпевшего брюк наличные деньги в совокупном размере 3000 рублей, и скрылся потом с места преступления с открыто похищенными им теми деньгами, распорядившись впоследствии похищенным по своему усмотрению.
В результате совершения грабежа Марченковым потерпевшему ФИО были причинены не повлекшие вреда здоровью телесные повреждения: кровоподтеки лица, правой верхней конечности, туловища, левой верхней конечности, ссадина правой ягодицы, параорбитальные гематомы с двух сторон, кровоподтек левой подбородочной области.
Подсудимый Марченков в судебном заседании вину признал частично и от дачи показаний отказался, пояснив, что он в данное время раскаивается в содеянном. Подсудимый также пояснил, что он полностью признаёт предъявленный к нему потерпевшим гражданский иск о взыскании с Марченкова в возмещение морального вреда, причинённого преступлением, 30000 рублей, однако подсудимый просит рассрочить равными частями на три месяца взыскание с осуждённого тех сумм.
В связи с отказом подсудимого от дачи показаний в судебном заседании были оглашены показания, данные в присутствии адвоката в стадии предварительного следствия Марченковым в статусе подозреваемого (л.д. 65-68) и (соответственно) обвиняемого (л.д. 194-196).
Из оглашённых показаний Марченкова следует, что 15 мая 2023 года около 17 часов 30 минут Марченков, ФИО и мужчина по прозвищу «Ф» распивали спиртное около магазина «<данные изъяты>». От самого ФИО Марченкову стало известно о том, что ФИО в этот день получил пенсию. Когда спиртное и продукты заканчивались, они несколько раз по очереди ходили еще за спиртным и закуской, деньги на все это давал ФИО. После того, как мужчина по прозвищу «Ф» ушел, Марченков. и ФИО продолжили распивать спиртное. В ходе распития спиртного примерно около 19 часов между Марченковым и ФИО произошла ссора, в ходе той ссоры Марченков двумя руками толкнул в плечи стоявшего тогда лицом к подсудимому ФИО. От того толчка ФИО упал на землю, как кажется подсудимому - на спину - и некоторое время лежал, может, около минуты, может, меньше, после чего встал и продолжил выражаться в адрес Марченкова грубой нецензурной бранью. Тогда Марченков нанес ФИО еще один удар правой рукой в область лица потерпевшего, и удар левой рукой также в область лица потерпевшего, от последнего удара ФИО снова упал и потерял сознание. Тогда Марченков подошел к лежащему без сознания ФИО, чтобы проверить, живой тот или нет. В это время ФИО А.А. заметил, что из кармана брюк ФИО торчат тысячные купюры денежных средств, и Марченков решил украсть те денежные средства потерпевшего, который в тот момент находился в бессознательном состоянии. С этой целью Марченков достал из кармана брюк потерпевшего те деньги и с похищенным ушел домой. Дома пересчитал похищенные им деньги, оказалось 3000 рублей, Марченков затем потратил их на свои нужды.
Марченков настаивал на том, что именно открыто он не похищал те деньги потерпевшего, так как потерпевший находился во время завладения Марченковым деньгами уже в бессознательном состоянии, и потому потерпевший не мог видеть тех действий Марченкова, а посторонних лиц рядом тогда не было. Телесные повреждения потерпевшему Марченков причинил на почве словестного конфликта, который произошел ранее между ними, а не с целью завладения деньгами потерпевшего. Умысел на хищение денег потерпевшего возник у Марченкова уже после конфликта, когда Марченков увидел, что деньги торчат из кармана брюк потерпевшего. В части тайного хищения денежных средств потерпевшего Марченков в полном объеме признал свою вину.
Подсудимый Марченков, заслушав собственные оглашённые показаний, подтвердил их правильность.
Потерпевший ФИО дал показания о том, что 15 мая 2023 года в районе 17 часов ФИО, и наглядно знакомые ему подсудимый Марченков и мужчина по прозвищу «Ф» распивали спиртное около магазина «<данные изъяты>», расположенного в районе <адрес>. Денежные средства на спиртное несколько раз давал ФИО, так как в этот день он получил пенсию, деньги у него находились в кармане брюк, и Марченков каждый раз видел, как ФИО их доставал. Когда спиртное заканчивалось, то вновь в магазин за ним ходил Марченков. Затем мужчина по прозвищу «Ф» ушел. Марченков и ФИО допили спиртное, и ФИО решил пойти домой. Из суммы пенсии у потерпевшего оставалось примено 7000 или 8000 рублей. Когда ФИО проходил около <адрес>, то он обернувшись, увидел шедшего за ним следом Марченкова. Тогда ФИО спросил у подсудимого, - не идёт ли тот к потерпевшему? Однако Марченков ничего не ответил. ФИО пошел дальше и внезапно со спины почувствовал сильный удар в область головы. От того удара потерпевший упал на землю и потерял сознание, а потому не запомнил дальнейших событий, и очнулся только тогда, когда знакомый ему ФИО1 начал его поднимать. В итоге по месту проживания потерпевшего привели тогда вместе ФИО1 и сожительница потерпевшего - ФИО2.
После того, как ФИО тогда пришёл в себя, он оказался весь избитым - со множественными гематомами по телу. Однако как именно и кем наносились ему те телесные повреждения, потерпевший не видел, но предполагает, что все те повреждения были причинены ему подсудимым.
ФИО настаивает на том, что между ним и подсудимым - вплоть до момента, пока потерпевший не получил удар в голову и упал на землю, потеряв сознание, - никакого конфликта не происходило.
Потерпевшим в судебном заседании к подсудимому был предъявлен гражданский иск только лишь о взыскании 30000 рублей в возмещение морального вреда, причинённого преступлением.
Свидетель ФИО2 дала показания о том, что 15 мая 2023 года вечером домой к ФИО2 пришел ФИО1 и сообщил, что недалеко от дома на земле лежит сожитель ФИО2 - потерпевший ФИО. Тогда ФИО2 и ФИО1 помогли ФИО дойти до своего дома. Из рассказа ФИО ФИО2 тогда поняла, что ФИО выпивал с ранее знакомыми ему мужчинами, а потом один из тех мужчин избил ФИО, и при этом у ФИО пропали имевшиеся тогда у потерпевшего деньги.
Согласно выводов судебно-медицинской экспертизы (л.д.54-55), ФИО были причинены не повлекшие вреда здоровью телесные повреждения: кровоподтеки лица, правой верхней конечности, туловища, левой верхней конечности; ссадины правой ягодицы. Повреждения образовались от действия твердых тупых предметов, свыше 3-х суток назад к моменту осмотра потерпевшего экспертом (производившегося с 10 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ). Возможно причинение тех повреждений 15 мая 2023 года. Повреждения образовались не менее чем от 8-9 травматических воздействий. Кровоподтеки правого локтя, угла лопатки слева, ссадина правой ягодицы могли образоваться при падении потерпевшего с высоты собственного роста на широкую твердую поверхность. Образование прочих повреждений при падении ФИО с высоты собственного роста на широкую твердую поверхность маловероятно. Все повреждения не причинили вреда здоровью человека.
Согласно выводов судебной дополнительной медицинской экспертизы (л.д.178-179), ФИО были причинены ещё телесные повреждения: параорбитальные гематомы с двух сторон, и кровоподтек левой подбородочной области. Те повреждения не причинили вреда здоровью человека, и образовались от действия твердых тупых предметов, не менее чем от двух травматических воздействий.
Согласно заключению судебной психиатрической экспертизы (л.д.173-175), Марченков хроническим либо временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, какие лишали бы его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действия и руководить ими, как в момент совершения инкриминируемого ему деяния, так и в настоящее время, не страдал и не страдает в настоящее время, а находился в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии простого алкогольного опьянения. У Марченкова выявляются <данные изъяты>. Однако, степень указанных изменений психики не такова, чтобы Марченков не мог бы осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время по своему психическому состоянию Марченков может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания, участвовать в судебных заседаниях. В применении принудительных мер медицинского характера Марченков не нуждается. Признаков зависимости от алкоголя или токсических веществ у Марченкова не выявлено. Поскольку у Марченкова обнаруживаются признаки зависимости <данные изъяты>, он нуждается в медико-реабилитационных мероприятиях у врача-нарколога, противопоказаний к которым не выявлено.
Заключения судебных экспертиз подробны и мотивированы, потому суд соглашается с содержащимися в них выводами.
Органом предварительного следствия действия обвиняемого квалифицированы по п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ, как грабеж, совершенный с применением насилия, не опасного для здоровья. Государственный обвинитель в суде поддержала обвинение подсудимого по указанной квалификации.
Суд квалифицирует действия подсудимого п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ, по следующим основаниям. Причастность подсудимого к совершению преступления - при вышеуказанных обстоятельствах, - подтверждается показаниями потерпевшего ФИО и показаниями свидетеля ФИО2.
Так, из исследованных в судебном заседании показаний потерпевшего следует, что в ходе распития спиртного между ФИО и Марченковым не возникало никакого конфликта, а после совместного распития потерпевшим и подсудимым спиртного, ФИО пошёл домой. Однако, Марченков догнал ФИО со спины потерпевшего, никак не ответив при том на вопрос потерпевшего - не направлялся ли подсудимый в тот момент к потерпевшему? Затем после того, как ФИО повернулся к подсудимому спиной, то потерпевший внезапно получил сильный удар в голову, от которого упал и потерял сознание. Очнувшись же позже, ФИО обнаружил пропажу имевшихся тогда при нём наличных денег, а также обнаружил у себя на теле множественные следы побоев. Кто именно причинил ему те побои, ФИО не видел, но предположил, что все те телесные повреждения были причинены ему подсудимым.
Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что она 15 мая 2023 года от избитого кем-то потерпевшего узнала как о самом факте избиения ФИО, так и узнала о том, что в итоге у потерпевшего пропали имевшиеся тогда при ФИО наличные деньги.
Вышеуказанные показания потерпевшего, а также свидетеля ФИО2, согласуются как друг с другом, так и с выводами судебно-медицинских экспертиз о механизме образования и степени тяжести причинённых потерпевшему телесных повреждений, и частично согласуются с показаниями самого Марченкова.
Так, выводы судебно-медицинских экспертиз о том, что выявленные у потерпевшего телесные повреждения, не причинившие вреда его здоровью, были результатом нескольких ударно-травматических воздействий твёрдыми тупыми предметами, согласуются с показаниями самого Марченкова о том, что подсудимый нанёс последовательно руками не менее двух ударов в область головы ФИО, отчего тот упал на землю, потеряв сознание.
Факт изъятия кем-то у потерпевшего имевшихся 15 мая 2023 года у ФИО наличных денег - в момент, пока потерпевший пребывал в бессознательном состоянии, - подтверждается последовательными показаниями самого потерпевшего.
Суд учёл, что сам по себе факт противоправного завладения именно подсудимым принадлежащими ФИО наличными 3000 рублей подтверждается признательными (в данной части) показаниями Марченкова.
Доводы же подсудимого о том, что умысел на завладение им деньгами ФИО якобы возник у Марченкова уже после того, как подсудимый будто бы лишь из цели личной неприязни избил потерпевшего, опровергаются показаниями ФИО о бесконфликтном ходе предыдущего совместного распития спиртного потерпевшим и подсудимым, и о внезапном и беспричинном - с точки зрения потерпевшего, - применении потом подсудимым к ФИО насилия.
Суд учёл, что до 15 мая 2023 года Марченков - с одной стороны, - и потерпевший ФИО и свидетель ФИО2, - с другой стороны, - между собой были знакомы лишь наглядно, и не представлено оснований для возможного оговора бы подсудимого со стороны потерпевшего и той свидетельницы. Потому к показаниям Марченкова - в той части, в которой они противоречат вышеуказанным доказательствам, - суд относится критически, расценивая эту позицию подсудимого как попытку смягчить для себе уголовную ответственность.
Так как подсудимый распорядился открыто похищенными деньгами в размере 3000 рублей, - то преступление является оконченным грабежом.
Суд, толкуя возникшие сомнения в пользу подсудимого, уменьшает объём обвинения Марченкова - в части признанных доказанными фактических действий подсудимого при применении Марченковым насилия к потерпевшему. Основанием для данного вывода является то обстоятельство, что из исследованных в судебном заседании показаний Марченкова и показаний ФИО - в их совокупности, - бесспорно доказанным является нанесение подсудимым лишь тех ударов потерпевшему, которые отражены выше в описательной части настоящего приговора.
При назначении наказания суд принимает во внимание данные о личности подсудимого: не имеющего судимости; характеризуемого в целом отрицательно, - как лицо, привлекавшееся в том числе и к административной ответственности; страдающего <данные изъяты>. Смягчающими наказание Марченкова обстоятельствами суд учитывает: частичное признание подсудимым вины и его раскаяние в содеянном, активное способствование Марченковым органу дознания в раскрытии и расследования преступления, явку Марченкова с повинной; состояние здоровья проживающей совместно с подсудимым бабушки Марченкова (наличие у неё общего заболевания, обусловившего инвалидность второй группы).
Так как Марченков в момент грабежа находился в алкогольном опьянении, - что следует из показаний подсудимого и потерпевшего, - и именно алкогольное опьянение подсудимого способствовало возникновению и формированию умысла у Марченкова на грабеж, то алкогольное опьянение подсудимого в момент совершения преступления суд в силу норм ч. 1.1 ст. 63 УК РФ признаёт отягчающим наказание Марченкова. обстоятельством.
С учетом изложенного наказанием суд избирает условное лишение свободы, без дополнительных наказаний, не усматривая оснований для изменения в силу ч. 6 ст. 15 УК РФ на менее тяжкую категории совершенного преступления, и не усматривая оснований для применения норм ст. 64 и ч. 1 ст. 62 УК РФ при назначении наказания.
В силу ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, заявленный потерпевшим гражданский иск о взыскании с подсудимого 30000 рублей в возмещение морального вреда, причинённого преступлением, подлежит удовлетворению в полном объёме, - руководствуясь принципами разумности и соразмерности, принимая во внимание характер и степень тяжести физических и нравственных страданий, понесённых ФИО в процессе грабежа, и учитывая также материальное положение подсудимого.
Руководствуясь ст. ст. 296-304, 307-310 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Марченкова признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ, и назначить наказание в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы.
В силу ст. 73 УК РФ наказание Марченкова считать условным, с испытательным сроком 3 (три) года.
В течение испытательного срока обязать Марченкова:
трудоустроиться;
являться на регистрацию в орган уголовно-исполнительной инспекции с регулярностью, определяемой данной инспекцией;
не менять своих постоянных мест работы и жительства без уведомления об этом органа уголовно-исполнительной инспекции;
пройти у врача-нарколога полный курс медико-реабилитационных мероприятий по поводу наркозависимости.
Меру пресечения Марченкову - подписку о невыезде и надлежащем поведении, - до вступления приговора в законную силу не изменять.
Взыскать с Марченкова в пользу ФИО в возмещение морального вреда, причинённого преступлением, 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Приговор может быть обжалован в Смоленский областной суд в апелляционном порядке в течение 15 суток, осуждённым в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с подачей жалоб через Заднепровский районный суд г. Смоленска. В случае подачи им апелляционной жалобы осуждённый будет вправе ходатайствовать о своём личном участии в апелляционном разбирательстве Смоленского областного суда. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Заднепровский районный суд г.Смоленска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора, при условии, что данный приговор был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, а для осужденного, содержащегося под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, вступившего в законную силу. В случае пропуска срока кассационного обжалования или отказа в его восстановлении, а также если приговор не был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба на приговор подается непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий Е.Н. Дворянчиков