Дело №
УИД 92RS0№-72
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 марта 2323 года Ленинский районный суд <адрес> в составе суда:
председательствующего судьи Кукурекина К.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Департаменту образования и науки <адрес>, ГБДОУ "Детский сад №", третье лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> об обязании выделить денежные средства государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению для выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий, обязании обеспечить выполнение необходимых работ,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился с исковым заявлением в суд к Департаменту образования и науки <адрес>, ГБДОУ "Детский сад №", об обязании выделить денежные средства государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению для выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий, обязании обеспечить выполнение необходимых работ.
Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охраны здоровья воспитанников в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> «Детский сад №».
Установлено, что в безвозмездное пользование государственномубюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № - «Центр охраны здоровья матери и ребенка» учреждением переданы медицинские кабинеты по адресам: <адрес> пр. <адрес>.
Детским са<адрес> не были получены санитарно- эпидемиологические заключения на медицинские кабинеты, прокуратурой района з адрес заведующего детского сада № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам его рассмотрения детским садом получено санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинский кабинет по адресу: <адрес>. В отношении медицинского кабинета по адресу: <адрес>, пр. <адрес>, специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» пришли к выводу о его несоответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» от ДД.ММ.ГГГГ №
- площадь помещений медицинского кабинета не соответствует предъявляемым требованиям (приложение № СП 2.1.№
к раковинам не подведена горячая вода (и. 4.4.5, 4.4.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
внутренняя отделка помещений не соответствует предъявляемым требованием (стены оклеены обоями, на полу линолеум, отделка стен плиткой в районе раковин не предусмотрена) (п. 4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокуратуры района об обязании детского сада № получить лицензия на образовательную деятельность по адресу: <адрес>, пр. <адрес>.
По результатам проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии з <адрес> и городе федерального значения Севастополе» обследования специалисты пришли к выводу о несоответствии здания санитарно- эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным СП № «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены z эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» от № от ДД.ММ.ГГГГ:
фасад здания требует ремонта;
асфальтовое покрытие вокруг здания с нарушением целостности (ямы, выбоины) (п. 2.2.4 СП №);
веранды на детских игровых площадках требуют ремонта (п. 3.1.2 СП
№);
контейнерная площадка для сбора отходов не оборудована (п. 2.2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
площади помещений в детском саду не соответствуют количеству детей з группах (проектная мощность здания рассчитана на 270 человек, фактически з детском саду 380 воспитанников) (п. 3.1.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20);
санузлы в старших и подготовительных группах разделены кабинками без дверей (п. ДД.ММ.ГГГГ, 3.1.7 СП №);
- стены помещений детского сада имеют отделку, не допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию (бумажные обои, нарушена целостность штукатурки на стенах, потолки со следами намокания, пол в пищеблоке требует ремонта, линолеум не закреплен плинтусами) (п. 2.5 СП №);
отопительная система требует ремонта (п. 2.7.1 СП 2№);
полы в помещениях пищеблока, прачечной, санузлов не оборудованы сливными трапами с уклонами к отверстиям трапов (п. 2.6.1 СП №);
пищеблок не оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием (п. 2.4.6.2 СП №);
в пищеблоке отсутствует необходимый набор помещений (в составе помещений только горячий и овощной цеха) (п. 2.4.6.1 СП №).
В результате вышеуказанных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства детский сад № не может получить санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинский кабинет и лицензию на осуществление образовательной деятельность по адресу: <адрес>.
ГБДОУ «Детский сад №» является государственным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании устава.
Согласно п. 6.8 Устава Учреждения, утвержденного приказом Департамента образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета <адрес>, иные источники, не запрещенные федеральным законом.
Вышеуказанное здание находится в собственности <адрес> и передано школе в оперативное управление.
В судебном заседании помощник прокурора требования иска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ГБДОУ «Детский сад №» требования иска признала, не возражала против удовлетворения требований.
Представители Департамента образования и науки <адрес>, Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснение помощника прокурора, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охраны здоровья воспитанников в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> «Детский сад №».
Установлено, что в безвозмездное пользование государственномубюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Городская больница № - «Центр охраны здоровья матери и ребенка» учреждением переданы медицинские кабинеты по адресам: <адрес> пр. <адрес>.
Согласно ст. 11, 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети имеютприоритетные права при оказании медицинской помощи, в том числена прохождение медицинских осмотров, прохождение диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В силу положений п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация должна создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья учащихся, и несет ответственность за их жизнь и здоровье.
Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся з образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
На образовательную организацию ч. 4 ст. 41 Федерального закона №- ФЗ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (возложена обязанность по соблюдению государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Требования к набору помещений медицинского блока, его санитарному состоянию и оснащению мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями определены в п. 8, 9, 11, приложении № Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания о образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, разделом IV Санитарных правил СП № «Санитарно-эпидемиологические требования г эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
По смыслу ст. 1 Федеральный закон № 52-ФЗ соответствие медицинского кабинета санитарно-эпидемиологическим требованиям удостоверяется санитарно-эпидемиологическим заключением.
В силу положений ст. 40 Федеральный закон № 52-ФЗ, пп. «в» п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №, предоставление санитарно-эпидемиологического заключения на медицинский кабинет является осязательным условием для выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Поскольку детским са<адрес> не были получены санитарно- эпидемиологические заключения на медицинские кабинеты, прокуратурой района з адрес заведующего детского сада № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам его рассмотрения детским садом получено санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинский кабинет по адресу: <адрес>. В отношении медицинского кабинета по адресу: <адрес>, пр. <адрес>, специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» пришли к выводу о его несоответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным СП №.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» от ДД.ММ.ГГГГ №
- площадь помещений медицинского кабинета не соответствует предъявляемым требованиям (приложение № СП №);
к раковинам не подведена горячая вода (и. 4.4.5, 4.4.2 СП №
внутренняя отделка помещений не соответствует предъявляемым требованием (стены оклеены обоями, на полу линолеум, отделка стен плиткой в районе раковин не предусмотрена) (п. 4.3 СП №).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. У 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта Здравоохранение», в который вошли федеральные проекты «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Развитие системы оказания первичной медико- санитарной помощи».
Согласно п. 1.22 раздела 4.4 паспорта национального проекта Здравоохранение» предусмотрено увеличение охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 15-17 лет.
При этом, п. 10 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденного приказом Минздрава РоссииДД.ММ.ГГГГ №н, установлено, что профилактические осмотры обучающихся I образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. Для прохождения профилактических осмотров обучающихся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Несоответствие медицинского кабинета образовательного учреждения, передаваемого медицинской организации, предъявляемым требованиям может повлечь недостижение целевых показателей, установленных федеральными проектами, реализуемыми в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокуратуры района об обязании детского сада № получить лицензия на образовательную деятельность по адресу: <адрес>, пр. <адрес>.
По результатам проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» обследования специалисты пришли к выводу о несоответствии здания санитарно- эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, установленным СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены z эпидемиологии в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» от № от ДД.ММ.ГГГГ:
фасад здания требует ремонта;
асфальтовое покрытие вокруг здания с нарушением целостности (ямы, выбоины) (п. 2.2.4 СП №);
веранды на детских игровых площадках требуют ремонта (п. 3.1.2 СП
№);
контейнерная площадка для сбора отходов не оборудована (п. 2.2.3 СП №
площади помещений в детском саду не соответствуют количеству детей з группах (проектная мощность здания рассчитана на 270 человек, фактически з детском саду 380 воспитанников) (п. 3.1.1 СП №);
санузлы в старших и подготовительных группах разделены кабинками без дверей (п. ДД.ММ.ГГГГ, 3.1.7 СП №);
- стены помещений детского сада имеют отделку, не допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию (бумажные обои, нарушена целостность штукатурки на стенах, потолки со следами намокания, пол в пищеблоке требует ремонта, линолеум не закреплен плинтусами) (п. 2.5 СП №);
отопительная система требует ремонта (п. 2.7.1 СП №
полы в помещениях пищеблока, прачечной, санузлов не оборудованы сливными трапами с уклонами к отверстиям трапов (п. 2.6.1 СП №
пищеблок не оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием (п. 2.4.6.2 СП №
в пищеблоке отсутствует необходимый набор помещений (в составе помещений только горячий и овощной цеха) (п. 2.4.6.1 СП №).
В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ в компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности спросится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным к лицензированию.
В результате вышеуказанных нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства детский сад № не может получить санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинский кабинет и лицензию на осуществление образовательной деятельность по адресу: <адрес>.
ГБДОУ «Детский сад №» является государственным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании устава.
Согласно п. 6.8 Устава Учреждения, утвержденного приказом Департамента образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета <адрес>, иные источники, не запрещенные федеральным законом.
Вышеуказанное здание находится в собственности <адрес> и передано школе в оперативное управление.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное $е предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 15.1 ст. 5 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС к полномочиям Правительства <адрес> относится обеспечение содержания зданий и сооружений государственных образовательных организаций <адрес>, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 10.6, пп. 1, 3, 5 п. 10.10 Положения о Департаменте образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП) Департамент образования и науки <адрес> выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий <адрес> в соответствии с законами <адрес> и иными правовыми актами Губернатора <адрес> и Правительства Севастополя, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания; осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора доходов бюджета <адрес>; полномочия собственника в порядке в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством <адрес>, в отношении имущества <адрес>, необходимого для обеспечения реализации возложенных на Департамент функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям <адрес>; контроль над целевым использованием бюджетных средств подведомственными организациями и учреждениями, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Как установлено проверкой, обязанности по финансированию в достаточном объеме подведомственной образовательной организации Департаментом образования и науки <адрес> не выполнены.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников образовательной организации и других участников образовательного процесса, круг которых определить невозможно, поскольку он изменяется в ходе учебного года.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит обоснованными заявленные исковые требования прокурора <адрес>, и такими, что подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд-
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора <адрес> к Департаменту образования и науки <адрес>, ГБДОУ "Детский сад №", третье лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> об обязании выделить денежные средства государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению для выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий, обязании обеспечить выполнение необходимых работ – удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки <адрес> еще лить необходимые денежные средства государственному бюджетному «школьному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад №», для выполнения следующих санитарно-эпидемиологических мероприятий по адресу: <адрес>:
обеспечение соответствия площади помещений медицинского кабинета предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям;
подведение к раковинам медицинского кабинета горячей воды;
ремонт помещений медицинского блока для обеспечения соответствия их внутренней отделки предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованием;
проведение ремонта фасад здания;
асфальтирование территории вокруг здания детского сада;
проведение ремонта веранд на детских игровых площадках;
оборудование контейнерной площадки для сбора отходов;
приведение в соответствие площади помещений в детском саду количеству детей в группах;
оборудование дверями кабинок в санузлах старших и подготовительных групп;
проведение ремонта помещений для обеспечения возможности их уборки влажным способом и дезинфекции;
проведение ремонта отопительной системы;
оборудование полов в помещениях пищеблока, прачечной, санузлов сливными трапами с уклонами к отверстиям трапов;
оборудование пищеблок необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием;
оборудование в пищеблоке необходимого набора помещений.
Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад №»в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки <адрес> на цели, указанные в первом пункте исковых требований, обеспечить выполнение необходимых работ по адресу: <адрес>, по:
обеспечению соответствия площади помещений медицинского кабинета предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям;
подведению к раковинам медицинского кабинета горячей воды;
ремонту помещений медицинского блока для обеспечения соответствия их внутренней отделки предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованием;
проведению ремонта фасада здания;
асфальтированию территории вокруг здания детского сада;
проведению ремонта веранд на детских игровых площадках;
оборудованию контейнерной площадки для сбора отходов;
приведению в соответствие площади помещений в детском садуколичеству детей в группах;
оборудованию дверями кабинок в санузлах старших и подготовительных групп;
проведению ремонта помещений для обеспечения возможности их уборки влажным способом и дезинфекции;
проведению ремонта отопительной системы;
оборудованию полов в помещениях пищеблока, прачечной, санузловсливными трапами с уклонами к отверстиям трапов;
оборудованию пищеблока необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием;
оборудованию в пищеблоке необходимого набора помещений.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.
Полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья <адрес>
суда <адрес> К.В. Кукурекин